УИД 38RS0003-01-2024-003194-12
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
31 июля 2024 года город Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Вершининой О.В.,
при секретаре Глазковой В.А.,
с участием представителя истца Лобузнова А.К., представителя истца Дзвониской М.Н., представителя ответчика Шикина И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2512/2024 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Иркутской области, действующего в интересах неопределенного круга потребителей, к обществу с ограниченной ответственностью «Миг» о возложении обязанности приостановить деятельность до устранения нарушений; по иску прокурора города Братска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Миг» о возложении обязанности приостановить деятельность до устранения нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «МИГ» ( далее по тексту -ООО «МИГ»), указав в обоснование заявленных требований, что в соответствии с распоряжением от 30.06.2024г. №12, вынесенным на основании экстренных извещений от 30.06.2024 №№ 2024-27-4425939, 2024-27-4425942, 2024-27-4425944, 2024-27-4425945, 2024-27-4426018, 2024-27-4426076, 2024-27-4426077, 2024-27-4426102, 2024-27- 4426237, 2024-27-4426241, в целях установления причин и условий возникновения случая (ев) заболевания, предупреждения возникновения и распространения инфекционных (паразитарных) заболеваний, руководствуясь пунктом 1, 2 статьи 50 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», начато эпидемиологическое расследование с целью установления причин и выявления условий возникновения и распространения случаев заболевания А09.9- Гастроэнтерит и колит неуточненного происхождения среди граждан, посещавших и употреблявших в пищу продукцию Кафе «MEXICO» по адресу Иркутская область, г. Братск, ж.р. Центральный, ул. Энгельса, д.1.
Общество с ограниченной ответственностью «МИГ» (ООО «МИГ»), свидетельство, дата государственной регистрации: ОГРН 1063804026318 дата регистрации 25.05.2006г., ИНН/КПП 3804035070/380401001, ОКВЭД 56.30 - Подача напитков, юридический адрес: Иркутская обл., г. Братск, ул. Гагарина (Центральный ж/р), д.71, помещ. 1002, осуществляет деятельность в кафе общественного питания по адресу: Иркутская обл., г. Братск, ул. Энгельса (Центральный ж/р), д.1 кафе «МЕХIСО», что подтверждается договором аренды муниципального имущества №209/15д от 24.08.2015 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска и директором ООО «МИГ» ФИО1.
Территориальным органом Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске, Братском и Нижнеилимском районах организовано и проводится санитарно эпидемиологическое расследование, в ходе которого установлено, что для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) пищевой продукции изготовителем (ООО «МИГ») не поддерживаются процедуры, основанные на принципах ХАССП, кроме того, в ходе осмотра помещения по адресу: Иркутская обл., г. Братск, ул. Энгельса (Центральный ж/р), д.1 кафе «МЕХIСО» были выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также несоблюдение требований законодательства о техническом регулировании, а именно 30.06.2024 года в 18 часов 18 минут при проведении осмотра помещения кафе «MEXIСO», расположенного по адрес Иркутская область, г. Братск, ул. Энгельса, д. 1, в кафе обнаружено:
1. В организации не проводится производственный контроль, основанный на принцип ХАССИ в соответствии с порядком и периодичностью (включая организационные мероприятия лабораторные исследования и испытания) производственных и санитарно-бытовых помещений, что является нарушением ст. 11, ст. 15, ст. 17, ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-Ф «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 3, ст. 22 Федерального закона с 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевой продукции», п. 2.5 СанПиН 2.3/2.4.359 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
2. В холодильном оборудовании, расположенном в производственном цехе обнаружено сырье, используемое для приготовления блюд (картофель фри) в промышленной упаковки изготовителя, на которой отсутствует информация о пищевой продукции на русском языке, вследствие чего не представляется возможным идентифицировать продукцию, установить изготовителя, условия хранения, сроки годности и иную информацию, предусмотренную ТР ТС 022/2011, что является нарушением ст. 4 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части се маркировки», нарушением ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевой продукции», п. 2.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения".
3. Разделочный инвентарь (доски, ножи), производственные столы не имеют маркировки в зависимости от функционального назначения, что является нарушением ст. 11, ст. 15, ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения".
4. Элекропечи, фритюрница, электрогриль в производственных помещениях, являющиеся источниками выделения влаги, тепла не оборудованы локальными вытяжными системами, что является нарушением обязательных требований ст.11, п.1 ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.13 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения".
5. Производственные помещения, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, не оборудованы умывальниками для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, со средствами для мытья рук и устройствами для вытирания и (или) сушки рук, что является нарушением обязательных требований п.4 ч.2 ст. 14 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880;
6. Не представлены медицинские книжки с отметками о пройденном медицинском осмотре и заключениями врача о допуске к работе, о гигиенической подготовке и аттестации работников (ФИО5, ФИО6), занятых на работах, которые связаны с производством (изготовлением) пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией, то есть не представляется возможным установить прохождение работниками обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, а также прохождение ими гигиенической подготовки и аттестации, у ФИО7, срок допуска к работе до 15.05.2020г, гигиенической аттестации до 21.05.2022г, что является нарушением обязательных требований п.п. 1, 3, 4, 7, 8 ст. 34, п.п. 1, 2 ст. 36 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 23 Федерального закона от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; п.2.21 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения";
7. Канализационное оборудование в производственных помещениях кафе выполнено так, что не исключает риск загрязнения пищевой продукции, а именно моечные, технологические ванны подключены к системе канализации без воздушного разрыва струи от верха приемной воронки для предотвращения обратного попадания сточных вод в ванны, что является нарушением обязательных требований ст. 11, п.1 ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 N 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 7 ст. 14 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»; п. 2.15 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организации общественного питания населения";
8. В целях контроля за риском возникновения условий для размножения патогенных микроорганизмов не ведется ежедневная регистрация показателей температурного режима хранения пищевой продукции в холодильном оборудовании на бумажном и (или) электронном носителях (журналы не представлены), что является нарушением обязательных требований ст. 11, ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.3.8 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения";
9. Не проводится ежедневный осмотр работников, занятых изготовлением продукции общественного питания и работников, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией, в том числе с продовольственным сырьем, на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, признаков инфекционных заболеваний, гигиенический журнал результатов осмотра не представлен, что является нарушением обязательных требований ст. 11, ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.2.22 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения";
10. Внутренняя отделка производственного помещения, в котором осуществляется изготовление продукции (блюд) имеет повреждения (нарушена целостность покрытия потолка), что не позволяет проводить их обработку моющими и дезинфицирующими средствами, что является нарушением обязательных требований ст. 11, п.1 ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.16 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения";
11. На участке по изготовлению холодных блюд, порционирования блюд отсутствует бактерицидное оборудование, что является нарушением требований ст. 11, п.1 ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.14 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения";
12. Не обеспечивается последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и продезинфицированной посуды. Так, обработка продовольственного сырья (зелень свежая, яйцо куриное, овощи свежие), изготовление готовой продукции, стирка ветошей, обработка кухонной и столовой посуды осуществляется в одном помещении, цеховое деление отсутствует, загрузка продовольственного сырья, выдача готовой продукции (блюд, напитков), сбор использованной столовой посуды осуществляются через одни двери, что является нарушением обязательных требований ст.11, п.1 ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения"; п.2 ч.3 ст. 10 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880;
13. Не представлена инструкция по применению на дезинфицирующее средство ЖАВЕЛЬСИН ТАБС, дата изготовления 25.04.2022г, партия 04/2022, срок годности 5 лет, изготовитель ООО «ЭкоМед», <адрес>, используемое для дезинфекции посуды, помещений, что является нарушением обязательных требований ст. 11, п.1 ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.10 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения".
В отношении ООО «МИГ» составлен и направлен в Братский городской суд <адрес> протокол, предусмотренный ст.6.6 КоАП РФ, а также протокол о временном приостановлении деятельности.
Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией питания населения, в том числе в период проведения массовых общественных мероприятий (ярмарок, спортивных соревнований, олимпиад, универсиад, культурно-развлекательных, слетов и других аналогичных общественных мероприятий).
Данные факты свидетельствуют о грубых нарушениях санитарного-эпидемиологического законодательства РФ, создающих угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний (отравлений) среди населения и угрозу причинения вреда здоровью и жизни людей.
На основании изложенного, просит суд обязать юридическое лицо общество с ограниченной ответственностью «МИГ» (ООО «МИГ»), свидетельство, дата государственной регистрации: ОГРН 1063804026318 дата регистрации 25.05.2006г„ ИНН/КПП 3804035070/380401001, ОКВЭД 56.30 – Подача напитков, юридический адрес: Иркутская обл., г. Братск, ул. Гагарина (Центральный ж/р), д.71, помещ. 1002 тел. ***, фактический адрес: Иркутская обл., г. Братск, ул. Энгельса (Центральный ж/р), д.1, кафе «MEXIСO», руководитель предприятия и законный представитель юридического лица: директор ФИО1, документ, удостоверяющий личность представителя: паспорт ***, выдан ГУ МВД России по Иркутской области 12.05.2020г., документы, удостоверяющие
полномочия законного представителя: выписка из единого государственного реестра юридических лиц № ЮЭ9965-24- 83378062 от 30.06.2024г., приостановить деятельность общества с ограниченной ответственностью «МИГ» в кафе «MEXIСO» по адресу: Иркутская область, г. Братск, ул. Энгельса, д. 1, до устранения выявленных нарушений: ст. 11, ст. 15, ст. 17, ст. 32, п.п. 1, 3, 4, 7, 8 ст. 34, п.п. 1, 2 ст. 36 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»; ст. 3, ст. 22, ст. 23 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевой продукции», п. 2.2, п. 2.5, п. 2.13, п. 2.14, п. 2.15, п. 2.16, п.2.21, п.2.22, п. 3.2, п.3.8, п. 3.10 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»; ст. 4 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»; п.2 ч.3 ст. 10, п.4 ч.2 ст. 14, ч. 7 ст. 14 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880.
Прокурор города Братска обратился в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «МИГ» (ООО «МИГ»), в обоснование заявленных требований указал, что ООО «МИГ» осуществляет деятельность в кафе общественного питания «МЕХIСО», расположенном по адресу: г. Братск, ул. Энгельса, д. 1. 25.06.2006 ответчик включен в основной государственный регистрационный номер 1063804026318 и поставлен на учет в Инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области с присвоением идентификационного номера налогоплательщика 3804035070. Согласно выписке, из ЕГРЮЛ одним из видов деятельности ООО «МИГ» является «Подача напитков». 01.07.2024 из Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске, Братском и Нижнеимском районах поступила информация о том, что в городе Братске на 30.06.2024 зарегистрированы случаи заболевания острой кишечной инфекции, прослеживается общий пищевой фактор, явившийся причиной заболевания - место употребления пищевой продукции Иркутская область, г. Братск, ул. Энгельса, д. 1, в предприятии общественного питания кафе «МЕХIСО».
30.06.2024 ходе эпидемиологического расследования очага инфекционного заболевания с проведением лабораторных испытаний в отношении объекта общественного питания ООО «МИГ» кафе «МЕХIСО», выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, а именно:
В нарушение обязательных требований ст. 11, ст. 15, ст. 17, ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 3, ст. 22 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевой продукции», п. 2.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» - в организации не проводится производственный контроль, основанный на принципах ХАССП в соответствии с порядком и периодичностью (включая организационные мероприятия, лабораторные исследования и испытания) производственных и санитарно-бытовых помещений.
В нарушение обязательных требований ст. 4 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части маркировки», ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевой продукции», п. 2.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» - в холодильном оборудовании, расположенном в производственном цехе, обнаружено сырье, используемое для приготовления блюд (картофель фри) в промышленной упаковке изготовителя, на которой отсутствует информация о пищевой продукции на русском языке, вследствие чего не представляется возможным идентифицировать продукцию, установить ее изготовителя, условия хранения, сроки годности и иную информацию.
В нарушение обязательных требований ст. 11, ст. 15, ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно - эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» - разделочный инвентарь (доски, ножи), производственные столы не имеют маркировки в зависимости от функционального назначения.
В нарушении обязательных требований ст.11, п.1 ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.13 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» - элекропечи, фритюрница, электрогриль в производственных помещениях, являющиеся источниками выделения влаги, тепла не оборудованы локальными вытяжными системами.
В нарушение обязательных требований п.4 ч.2 ст. 14 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880 - производственные помещения, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, не оборудованы умывальниками для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, со средствами для мытья рук и устройствами для вытирания и (или) сушки рук.
В нарушение обязательных требований п.п. 1, 3, 4, 7, 8 ст. 34, п.п. 1, 2 ст. 36 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», ст. 23 Федерального закона от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; п.2.21 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» - не представлены медицинские книжки с отметками о пройденном медицинском осмотре и заключениями врача о допуске к работе, о гигиенической подготовке и аттестации работников (ФИО5, ФИО6), занятых на работах, которые связаны с производством (изготовлением) пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией, то есть не представляется возможным установить прохождение работниками обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, а также прохождение ими гигиенической подготовки и аттестации, у ФИО7, срок допуска к работе до 15.05.2020г, гигиенической аттестации - до 21.05.2022г.
В нарушение обязательных требований ст. 11, п. 1 ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 7 ст. 14 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»; п. 2.15 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» - канализационное оборудование в производственных помещениях кафе выполнено так, что не исключает риск загрязнения пищевой продукции, а именно моечные, технологические ванны подключены к системе канализации без воздушного разрыва струи от верха приемной воронки для предотвращения обратного попадания сточных вод в ванны.
В нарушение обязательных требований ст. 11, ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.3.8 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» - в целях контроля за риском возникновения условий для размножения патогенных микроорганизмов не ведется ежедневная регистрация показателей температурного режима хранения пищевой продукции в холодильном оборудовании на бумажном и (или) электронном носителях (журналы не представлены).
В нарушение обязательных требований ст. 11, ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.2.22 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» - не проводится ежедневный осмотр работников, занятых изготовлением продукции общественного питания и работников, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией, в том числе с продовольственным сырьем, на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, признаков инфекционных заболеваний, гигиенический журнал результатов осмотра не представлен.
В нарушение обязательных требований ст. 11, п. 1 ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.16 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» - внутренняя отделка производственного помещения, в котором осуществляется изготовление продукции (блюд) имеет повреждения (нарушена целостность покрытия потолка), что не позволяет проводить их обработку моющими и дезинфицирующими средствами.
В нарушение обязательных требований ст. 11, п. 1 ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.14 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» - на участке по изготовлению холодных блюд, порционирования блюд отсутствует бактерицидное оборудование.
В нарушение обязательных требований ст. 11, п. 1 ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения"; п.2 ч.3 ст. 10 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880 - не обеспечивается последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и продезинфицированной посуды. Так, обработка продовольственного сырья (зелень свежая, яйцо куриное, овощи свежие), изготовление готовой продукции, стирка ветошей, обработка кухонной и столовой посуды осуществляется в одном помещении, цеховое деление отсутствует, загрузка продовольственного сырья, выдача готовой продукции (блюд, напитков), сбор использованной столовой посуды осуществляются через одни двери.
В нарушение обязательных требований ст. 11, п. 1 ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.10 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» - не представлена инструкция по применению на дезинфицирующее средство ЖАВЕЛЬСИН ТАБС, дата изготовления 25.04.2022г, партия 04/2022, срок годности 5 лет, изготовитель ООО «ЭкоМед», г. Москва, используемое для дезинфекции посуды, помещений. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» устанавливают санитарно- эпидемиологические требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека биологических, химических, физических и иных факторов среды обитания и условий деятельности при оказании услуг общественного питания населению, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией питания населения, в том числе в период проведения массовых общественных мероприятий (ярмарок, спортивных соревнований, олимпиад, универсиад, культурно-развлекательных, слетов и других аналогичных общественных мероприятий).
Данные факты свидетельствуют о грубых нарушениях санитарного- эпидемиологического законодательства РФ, создающих угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний (отравлений) среди населения и угрозу причинения вреда здоровью и жизни людей.
Согласно полученной информации ЕДДС на 02.07.2024 всего за медицинской помощью обратилось 32 человека из них 9 детей, госпитализировано 22 человека из них 9 детей, 1 человек находится на амбулаторном лечении.
В свою очередь, опасность причинения вреда в будущем в силу ч. 1 ст. 1065 ГК РФ является основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
На основании изложенного прокурор г. Братска просит суд обязать общество с ограниченной ответственностью «МИГ» ОГРН 1063804026318 ИНН/КПП 3804035070/380401001) Юридический адрес: ул. Гагарина, д. 71, пом. 1002, г. Братск Иркутская область; фактический адрес: ул. Энгельса, д. 1, г. Братск Иркутская область (руководитель - ФИО1) приостановить деятельность в кафе общественного питания «МЕХ1СО», расположенном по адресу: г. Братск, ул. Энгельса, д. 1. до устранения выявленных нарушений: ст.11, ст. 15, ст. 17, ст. 32, п.п. 1, 3, 4, 7, 8 ст. 34, п.п. 1, 2 ст. 36 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»; ст.3, ст. 22, ст. 23 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевой продукции»; п. 2.2, п. 2.5, п. 2.13, п. 2.14, п. 2.15, п. 2.16, п. 2.21, п. 2.22, п. 3.2, п. 3.8, п. 3.10 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»; ст. 4 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части маркировки»; п. 4 ч. 2, ч. 7 ст. 14, п.2 ч.3 ст. 10 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880.
Определением Братского городского суда от 18.07.2024 года гражданские дела по иску прокурора города Братска Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «МИГ» о возложении обязанности приостановить деятельность в кафе общественного питания, и по иску Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «МИГ» о приостановлении деятельности в кафе общественного питания, объединены в одно производство № 2-2512/2024.
В судебном заседании представитель истца, заместитель прокурора г. Братска Дзвониская М.Н. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить в полном объеме, дополнительно суду пояснила, что всего пострадало 34 человека, 33 (24 взрослых, 9 детей), из которых были госпитализированы в стационар, один проходил лечение амбулаторно, выявлено заражение людей сальмонеллезом.
Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Иркутской области, действующий на основании доверенности Лобузнов А.К., заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить в полном объеме, дополнительно суду пояснил, что выявленные нарушения устранимы. Делались смывы с объектов внешней среды в помещении ответчика, где происходило приготовление блюд, и был отбор материалов у пострадавших лиц, после чего выявлены совпадения в штаммах сальмонеллы. Эпидемиологическое расследование не окончено.На момент рассмотрения дела выявленные нарушения ответчиком не устранены.
Представитель ответчика ООО «МИГ», действующий на основании выписки из ЕГРЮЛ ФИО1 в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении судебного заседания суду не представил, представил суду заявление о рассмотрении гражданского дела в его отсутствии, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель ответчика Шикин И. А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании не оспаривал наличия выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, исковые требования Управления Роспотребнадзора по Иркутской области и исковые требования прокурора г. Братска не признал в полном объеме, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав представителей истцов, представителя ответчика, исследовав материалы данного гражданского дела, обозрев материалы дела об административном правонарушении № 5-201/2024, суд приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (пункт 1).
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда (пункт 2).
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
На основании пункта 2 статьи 24 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Таким образом, одним из юридически значимых обстоятельств при разрешении настоящего спора является вопрос о наличии или отсутствии нарушения ответчиком санитарных требований, а также права граждан на благоприятную среду обитания.
Судом на основании информации о состоянии защиты населения, пожарной безопасности, безопасности на водных объектах на территории муниципального образования города Братска на 09:00 (Ирк) «03» июля 2024 г., представленной МКУ «Центром по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций» установлено, что 29.06.2024 г. на единой дежурно-диспетчерской службы г. Братска от диспетчера ОГБУЗ «Братская городская станция скорой медицинской помощи» поступило сообщение о пищевом отравлении в кафе «Мехико», по адресу ж/р Центральный, ул. Энгельса, д. 1. Со слов пациентов их состояние ухудшилось после приема пищи в кафе 28.06.2024. По информации начальника ТО У ФС Роспотребнадзора Боброва С.А.: По состоянию на 16:00 01.07.2024 обратилось 24 человека, госпитализированы 20 человек (из них 7 детей), 4 чел. находятся на амбулаторном лечении. Предварительный диагноз: сальмонеллёз. По состоянию на 16:00 02.07.2024 обратилось 32 человека (из них 9 детей), госпитализировано 22 человека (из них 9 детей), 1 человек находится на амбулаторном лечении.
Согласно информации, представленной территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Иркутской области от 03.07.2024 Количество пострадавших 34, из них со средней степенью тяжести 33 человека, с легкой степенью тяжести 1 человек. Госпитализировано 33 человека, в том числе 9 детей. У всех госпитализированных граждан состояние здоровья средней степени тяжести. 1 человек находится на амбулаторном лечении с легкой степенью тяжести состояния здоровья. У всех пострадавших заболевание протекает по типу гастроэнтерита. Окончательный диагноз на настоящий момент не установлен. У 10 заболевших по результатам анализа биологическом материала обнаружено ДНК сальмонелл, исследования продолжаются. Аналогичные случаи, в кафе «МЕХIСО» ранее не регистрировались.
В целях локализации эпидемического очага организован комплекс противоэпидемических профилактических мероприятий.
В отношении ООО «МИГ» составлен и направлен в Братский городской суд Иркутской области протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.6 КоАП РФ, а также протокол о временном приостановлении деятельности.
Постановлением Братского городского суда Иркутской области от 05.07.2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Миг» (ОГРН 1063804026318, ИНН/КПП 3804035070/380401001), юридический адрес: Иркутская область, г. Братск, ул. Гагарина,д.71, помещение 1002, фактический адрес: Иркутская область, г. Братск, ул. Энгельса, д.1, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений, общество с ограниченной ответственностью «Миг» (ИНН 3804035070, ОГРН 1063804026318) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Миг» в кафе «MEXIСO», расположенного по адресу: Иркутская область, г. Братск, ул. Энгельса, 1 на срок 30 (тридцать) суток с момента фактического приостановления деятельности с 30.06.2024.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «МИГ» ОГРН 1063804026318 осуществляет деятельность по подаче напитков (56.30), директором которого является ФИО1.
Из договора аренды муниципального имущества ***д от 24.08.2015, акта приема-передачи к нему от 24.08.2015 следует, что арендатором муниципального имущества – нежилых помещений, расположенного на двух этажах здания по адресу: г.Братск, ул. Энгельса, 1, в котором располагается кафе «MEXIСO», является ООО «МИГ» (ИНН 3804035070).
Из исследованных при рассмотрении административного дела копий материалов уголовного дела № 124022500110, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК РФ по факту доставления в медицинское учреждение 30.06.2024 ФИО12, ФИО13, ФИО14 с острой кишечной инфекцией, возникновение которой связывают с приемом пищи в кафе «MEXIСO» 28.06.2024 судьей установлено, что ООО «МИГ» по адресу: Иркутская обл., г. Братск, ул. Энгельса, д. 1, осуществлялась деятельность, связанная с организацией питания населения в кафе «MEXIСO», расположенном в помещении, арендованном ООО «МИГ» на основании договора аренды от 24.08.2015. Данные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетеля ФИО5, которая на основании заключенного трудового договора от 01.05.2024 является поваром ООО «МИГ», место работы которой, согласно трудовому договору, располагается по адресу: Иркутская область, г. Братск, ул. Энгельса, д. 1; показаниями свидетелей ФИО20 ФИО15, потерпевших ФИО16, ФИО17, ФИО18
Эпидемиологическое расследование продолжается. Ситуация находится на контроле ТО Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г Братске, Братском и Нижнеилимском районах.
В силу положений ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" (далее Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны (в числе прочего) выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Статья 24 Закона N 52-ФЗ устанавливает, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с абзацем 2 части 2 ст. 2 Федерального Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно- эпидемиологические требования.
В силу части 1 статьи 46 Закона № 184-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека биологических, химических, физических и иных факторов среды обитания и условий деятельности при оказании услуг общественного питания населению, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией питания населения, в том числе в период проведения массовых общественных мероприятий (ярмарок, спортивных соревнований, олимпиад, универсиад, культурно-развлекательных, слетов и других аналогичных общественных мероприятий).
Пунктом 1 части 4.1, пунктом 1 части 4.2 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» определены требования к маркировке упакованной пищевой продукции и общие требования к маркировке пищевой продукции, помещенной в транспортную упаковку с указанием сведений, которые должны содержать указанные маркировки.
Согласно части 2 статьи 10 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points), изложенных в части 3 настоящей статьи.
Согласно пунктам 1, 2 части 3 статьи 10 указанного Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры: выбор необходимых для обеспечения безопасности пищевой продукции технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции и выбор последовательности и поточности технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции с целью исключения загрязнения продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции.
В силу пункта 8 части 3 статьи 11 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» для обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции изготовитель должен определить меры по предотвращению проникновения в производственные помещения грызунов, насекомых, синантропных птиц и животных.
Частью 1 статьи 12 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» предусмотрено, что количество холодной и горячей воды, пара, льда должно быть достаточным для обеспечения производства (изготовления) безопасной пищевой продукции.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 14 Технического Регламента Таможенного Союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» планировка производственных помещений, их конструкция, размещение и размер должны обеспечивать возможность осуществления поточности технологических операций, исключающей встречные или перекрестные потоки продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции, загрязненного и чистого инвентаря.
Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 года № 32 (далее - СанПин 2.3/2.4.3590-20) предприятия общественного питания проводить производственный контроль, основанный на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points), в соответствии с порядком и периодичностью (включая организационные мероприятия, лабораторные исследования и испытания), установленными предприятием общественного питания.
В силу пункта 2.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 прием пищевой продукции, в том числе продовольственного сырья, на предприятие общественного питания должен осуществляться при наличии маркировки и товаросопроводительной документации, сведений об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренных в том числе техническими регламентами. В случае нарушений условий и режима перевозки, а также отсутствии товаросопроводительной документации и маркировки пищевая продукция и продовольственное (пищевое) сырье на предприятии общественного питания не принимаются.
Пунктом 2.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 предусмотрено, что планировка производственных помещений предприятий общественного питания, в которых осуществляется процесс производства (изготовления) пищевой продукции, их конструкция, размещение и размер должны обеспечиваться в соответствии с требованиями технического регламента. В предприятиях общественного питания, оказывающих услуги общественного питания без выпуска пищевой продукции в свободное обращение, должна обеспечиваться последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и продезинфицированной посуды, а также встречного движения посетителей и участвующего в приготовлении продукции общественного питания персонала.
На предприятиях общественного питания, не имеющих цехового деления, работающих с полуфабрикатами, работа с использованием сырья не допускается.
В силу пункта 2.7 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 при изготовлении блюд, кулинарных и кондитерских изделий необходимо обеспечивать последовательность и поточность технологических процессов, обеспечивающих химическую, биологическую и физическую (в том числе исключение попадания посторонних предметов и частиц (металлические, деревянные предметы, пластик, стекло) в пищевую продукцию) безопасность.
В соответствии с пунктом 2.8 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 изготовление продукции должно производиться в соответствии с ассортиментом, утвержденным руководителем организации или уполномоченным им лицом, по технологическим документам, в том числе технологической карте, технико-технологической карте, технологической инструкции, разработанным и утвержденным руководителем организации или уполномоченным им лицом. Наименования блюд и кулинарных изделий, указываемых в меню, должны соответствовать их наименованиям, указанным в технологических документах
В силу пункта 2.15 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» предприятия общественного питания должны быть оборудованы исправными системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, вентиляции и освещения, которые должны быть выполнены так, чтобы исключить риск загрязнения пищевой продукции.
Согласно пункту 2.23 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 в помещениях предприятия общественного питания не должно быть насекомых и грызунов, а также не должны содержаться синантропные птицы и животные. В предприятиях общественного питания запрещается проживание физических лиц, в производственных помещениях не допускается хранение личных вещей и комнатных растений.
Пунктом 3.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 предусмотрено, что для продовольственного (пищевого) сырья и готовой к употреблению пищевой продукции предприятий общественного питания должны использоваться раздельное технологическое и холодильное оборудование, производственные столы, разделочный инвентарь (маркированный любым способом), многооборотные средства упаковки и кухонная посуда. Для предприятий общественного питания, имеющих менее 25 посадочных мест, допускается хранение в одном холодильнике пищевого сырья и готовой к употреблению пищевой продукции при условии их нахождения в закрытых контейнерах и гастроемкостях. Разделочный инвентарь для готовой и сырой продукции должен обрабатываться и храниться раздельно в производственных цехах (зонах, участках). Мытье столовой посуды должно проводиться отдельно от кухонной посуды, подносов для посетителей. Столовая и кухонная посуда и инвентарь одноразового использования должны применяться в соответствии с маркировкой по их применению. Повторное использование одноразовой посуды и инвентаря запрещается
Согласно пункту 4.6 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 емкости с рабочими растворами дезинфицирующих, моющих средств должны быть промаркированы с указанием названия средства, его концентрации, даты приготовления, предельного срока годности (при отсутствии оригинальной маркировки на емкости со средством). Контроль за содержанием действующих веществ дезинфицирующих средств должен осуществляться в соответствии с программой производственного контроля.
В силу статьи 3 Федерального закона от 02 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в обращении могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и прошедшие подтверждение соответствия таким требованиям.
При этом, запрещается обращение пищевых продуктов, материалов и изделий, в том числе которые не соответствуют представленной информации, в том числе имеют в своем составе нормируемые вещества в количествах, не соответствующих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации значениям, и (или) содержат предметы, частицы, вещества и организмы, которые образовались или были добавлены (внесены) в процессе производства пищевых продуктов (загрязнители), наличие которых может оказать вредное воздействие на человека и будущие поколения, информация о которых, до потребителя не доведена, и (или) которые не имеют установленных сроков годности для пищевых продуктов, материалов и изделий (в отношении которых установление срока годности является обязательным) или срок годности которых истек, и (или) показатели которых не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, образцу, документам по стандартизации, технической документации, что установлено частью 2 статьи 3 названного Закона.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг (пункт 1 статьи 5 названного Закона).
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 02 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», изготовление пищевых продуктов, материалов и изделий следует осуществлять в соответствии с техническими документами при соблюдении требований нормативных документов.
Статьей 21 указанного Федерального закона от 02 января 2000 года № 29-ФЗ определены требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, ввоз которых осуществляется на территорию Российской Федерации.
Частью 2 статьи 5 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» предусмотрено, что пищевая продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента, иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 11 части 3 статьи 10 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться процедура ведения и хранения документации на бумажных и (или) электронных носителях, подтверждающей соответствие произведенной пищевой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Согласно части 1 статьи 21 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции, требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в формах: подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции; государственной регистрации специализированной пищевой продукции; государственной регистрации пищевой продукции нового вида; ветеринарно-санитарной экспертизы.
В соответствии со статьей 39 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки, и (или) соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Согласно пункту 1886 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», очаговую текущую дезинфекцию на объектах выполняет персонал учреждения, или лицо, ухаживающее за больным на дому. Для проведения дезинфекции используют средства, зарегистрированные, имеющие декларацию соответствия, инструкцию по применению, и разрешенные для дезинфекции при кишечных бактериальных и вирусных инфекциях и (или) при паразитарных заболеваниях. Для проведения текущей дезинфекции выбирают средства с низкой ингаляционной опасностью, при использовании которых не требуется защита органов дыхания и которые разрешены для применения в присутствии больного.
Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в городе Братске, Братском и Нижнеилимском районах произведен осмотр помещения ООО «МИГ», осуществляющего деятельность в предприятии общественного питания «MEXICO», расположенного по адресу: Иркутская область, г. Братск, жилой район Центральный, ул. Энгельса, д. 1, в результате которого выявлены факты нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и несоблюдения требований законодательства о техническом регулировании, выразившиеся в следующем:
1. В организации не проводится производственный контроль, основанный на принцип ХАССИ в соответствии с порядком и периодичностью (включая организационные мероприятия лабораторные исследования и испытания) производственных и санитарно-бытовых помещений, что является нарушением ст. 11, ст. 15, ст. 17, ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-Ф «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 3, ст. 22 Федерального закона с 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевой продукции», п. 2.5 СанПиН 2.3/2.4.359 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
2. В холодильном оборудовании, расположенном в производственном цехе обнаружен сырье используемое для приготовления блюд (картофель фри) в промышленной упаковки изготовителя, на которой отсутствует информация о пищевой продукции на русском язык вследствие чего не представляется возможным идентифицировать продукцию, установить изготовителя, условия хранения, сроки годности и иную информацию, предусмотренную ТР ТС 022/2011, что является нарушением ст. 4 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части се маркировки», нарушением ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевой продукции», п. 2.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения".
3. Разделочный инвентарь (доски, ножи), производственные столы не имеют маркировки в зависимости от функционального назначения, что является нарушением ст. 11, ст. 15, ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения".
4. Элекропечи, фритюрница, электрогриль в производственных помещениях, являющиеся источниками выделения влаги, тепла не оборудованы локальными вытяжными системами, что является нарушением обязательных требований ст.11, п.1 ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.13 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения".
5. Производственные помещения, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, не оборудованы умывальниками для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, со средствами для мытья рук и устройствами для вытирания и (или) сушки рук, что является нарушением обязательных требований п.4 ч.2 ст. 14 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880;
6. Не представлены медицинские книжки с отметками о пройденном медицинском осмотре и заключениями врача о допуске к работе, о гигиенической подготовке и аттестации работников (ФИО5, ФИО6), занятых на работах, которые связаны с производством (изготовлением) пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией, то есть не представляется возможным установить прохождение работниками обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, а также прохождение ими гигиенической подготовки и аттестации, у ФИО7, срок допуска к работе до 15.05.2020г, гигиенической аттестации до 21.05.2022г, что является нарушением обязательных требований п.п. 1, 3, 4, 7, 8 ст. 34, п.п. 1, 2 ст. 36 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 23 Федерального закона от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; п.2.21 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения";
7. Канализационное оборудование в производственных помещениях кафе выполнено так, что не исключает риск загрязнения пищевой продукции, а именно моечные, технологические ванны подключены к системе канализации без воздушного разрыва струи от верха приемной воронки для предотвращения обратного попадания сточных вод в ванны, что является нарушением обязательных требований ст. 11, п.1 ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 N 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 7 ст. 14 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»; п. 2.15 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организации общественного питания населения";
8. В целях контроля за риском возникновения условий для размножения патогенных микроорганизмов не ведется ежедневная регистрация показателей температурного режима хранения пищевой продукции в холодильном оборудовании на бумажном и (или) электронном носителях (журналы не представлены), что является нарушением обязательных требований ст. 11, ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.3.8 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения";
9. Не проводится ежедневный осмотр работников, занятых изготовлением продукции общественного питания и работников, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией, в том числе с продовольственным сырьем, на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, признаков инфекционных заболеваний, гигиенический журнал результатов осмотра не представлен, что является нарушением обязательных требований ст. 11, ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.2.22 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения";
10. Внутренняя отделка производственного помещения, в котором осуществляется изготовление продукции (блюд) имеет повреждения (нарушена целостность покрытия потолка), что не позволяет проводить их обработку моющими и дезинфицирующими средствами, что является нарушением обязательных требований ст. 11, п.1 ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.16 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения";
11. На участке по изготовлению холодных блюд, порционирования блюд отсутствует бактерицидное оборудование, что является нарушением требований ст. 11, п.1 ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.14 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения";
12. Не обеспечивается последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и продезинфицированной посуды. Так, обработка продовольственного сырья (зелень свежая, яйцо куриное, овощи свежие), изготовление готовой продукции, стирка ветошей, обработка кухонной и столовой посуды осуществляется в одном помещении, цеховое деление отсутствует, загрузка продовольственного сырья, выдача готовой продукции (блюд, напитков), сбор использованной столовой посуды осуществляются через одни двери, что является нарушением обязательных требований ст.11, п.1 ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения"; п.2 ч.3 ст. 10 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880;
13. Не представлена инструкция по применению на дезинфицирующее средство ЖАВЕЛЬСИН ТАБС, дата изготовления 25.04.2022г, партия 04/2022, срок годности 5 лет, изготовитель ООО «ЭкоМед», г. Москва, используемое для дезинфекции посуды, помещений, что является нарушением обязательных требований ст. 11, п.1 ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.10 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения".
Каждый из вышеперечисленных фактов, выявленных в ходе осмотра помещения по месту осуществления деятельности ООО «МИГ» в предприятии общественного питания «МЕХIСО», расположенном по адресу: Иркутская область, г. Братск, жилой район Центральный, ул. Энгельса, д. 1, свидетельствует о нарушении вышеуказанных норм законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и полностью соответствует изложенным в исковых заявлениях прокурора города Братска, Управления Роспотребнадзора по Иркутской области доводам. Ответчиком данные факты нарушения им законодательства не оспариваются и подтверждаются протоколом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске, Братском и Нижнеилимском районах о временном запрете деятельности от 30 июня 2024 года в отношении ООО «Миг», постановлением Братского городского суда Иркутской области от 5 июля 2024 года по делу № 5-173/2024 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 КоАП РФ в отношении ООО «Миг». На момент рассмотрения судом данного гражданского дела выявленные нарушения законодательства ответчиком не устранены, продолжение ответчиком производственной деятельности с нарушением обязательных требований и правил угрожает новым вредом. Доказательств того, что допущенные ответчиком нарушения носят неустранимый характер, суду представлено не было.
Согласно утвержденным Минздравом России Клиническим рекомендациям «Сальмонеллез у взрослых» указанное заболевание характеризуется разнообразными клиническими проявлениями, в том числе и бессимптомного носительства, инкубационный период длится от 6 часов до 3 суток (чаще 12 - 24 ч), обычно заболевание продолжается 2 - 3 дня.
Конституция Российской Федерации в качестве одной из основных обязанностей государства закрепила осуществление защиты прав и законных интересов граждан. Основным способом защиты прав и законных интересов как граждан, так и юридических лиц является реализации судебной власти в форме осуществления правосудия.
Государственная политика Российской Федерации и нормативно-правовое регулирование в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, направлена на обеспечение гарантированное Конституцией Российской Федерации права граждан на здоровье и благоприятную окружающую среду.
Заявленные Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Иркутской области, прокурором требования о приостановлении деятельности в кафе общественного питания «МЕХIСО», расположенном по адресу: Иркутская область, г. Братск, жилой район Центральный, ул. Энгельса, д. 1, обоснованы, подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, направлены на обеспечение прав граждан города Братска на гарантированную государством безопасность их здоровья, поэтому суд приходит к выводу об удовлетворении иска Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Иркутской области, действующего в интересах неопределенного круга потребителей, и иска прокурора города Братска, действующего в интересах неопределенного круга лиц в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Иркутской области, действующего в интересах неопределенного круга потребителей, и иск прокурора города Братска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Миг» (ОГРН 1063804026318, дата регистрации 25.05.2006, ИНН/КПП 3804035070/380401001, ОКВЭД 56.30-подача напитков, юридический адрес: Иркутская область, г. Братск, Центральный жилой район, ул. Гагарина д. 71, помещ.1002, фактический адрес: Иркутская область, г. Братск, Центральный жилой район, ул. Энгельса, д. 1, кафе «МЕХIСО», руководитель юридического лица – директор ФИО21) приостановить свою деятельность в кафе общественного питания «МЕХIСО» по адресу: Иркутская область, г. Братск,, ул. Энгельса д.1, до устранения выявленных нарушений : ст. 11, ст. 15, ст. 17,, ст. 32, п.п.1,3,4,7,8 ст. 34, п.п.1,2 ст. 36 Федерального закона от 30.09.1990 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 3, ст. 22, ст. 23 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевой продукции», п.2.2, п.2.5, п.2.13, п. 2.14, п.2.15, п.2.16, п.2.21, п. 2.22, п.3.2, п. 3.8, п. 3.10 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», ст. 4 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части маркировки», п.4 ч.2, ч.7 ст.14, п.2 ч.3 ст. 10 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 гола № 880.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В.Вершинина
Мотивированное решение суда изготовлено 07 августа 2024 года.