Дело № 2-698/2023
УИД 56RS0024-01-2023-000584-55
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 июля 2023 года п. Новосергиевка Оренбургская область
Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Каменцовой Н.В.,
при секретаре Поповой Н.В.,
с участием помощника прокурора Новосергиевского района Оренбургской области Драчева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Новосергиевского района Оренбургской области в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Краснополянский сельский совет Новосергиевского района Оренбургской области об обязании провести специальную оценку условий труда,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Новосергиевского района Оренбургской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Краснополянский сельский совет Новосергиевского района Оренбургской области об обязании провести специальную оценку условий труда, в обоснование требований, указав, что прокуратурой района проведен мониторинг исполнения требований трудового законодательства в сфере охраны труда в деятельности муниципального образования Краснополянский сельский совет Новосергиевского района Оренбургской области. Установлено, что в соответствии со штатным расписанием МО Краснополянский сельсовет в штат сотрудников, не являющихся государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, на которых распространяются требования п. 4 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», входит уборщик служебных помещений (количество штатных единиц – 0,5). В нарушение требований законодательства об охране труда специальная оценка условий труда в отношении указанной штатной единицы не проведена, результаты о проведении указанной оценки на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не размещены. Просит обязать администрацию муниципального образования Краснополянский сельский совет Новосергиевского района Оренбургской области, являющуюся работодателем, в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить проведение специальной оценки условий труда.
В судебном заседании помощник прокурора Новосергиевского района Драчев А.А. исковые требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени, дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие ответчика.
Суд, заслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
На основании ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права; выплачивать в полном размере причитающиеся работникам заработную плату, знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Частью 1 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Как следует из ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, создание и функционирование системы управления охраной труда, соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.
В силу ст. 212 Трудового кодекса РФ, ст. 4, ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон № 426-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. При этом, обязанности по финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 426-ФЗ целью проведения специальной оценки условий труда является идентификация вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценка уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
На основании п. 1, 2, 4 ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 426-ФЗ, работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, а также ознакомить в письменной форме работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что распоряжением главы администрации муниципального образования «Краснополянский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области» от ДД.ММ.ГГГГ утверждено штатное расписание, согласно которому в штат входит уборщик служебных помещений (количество штатных единиц – 0,5), который не является государственным гражданским и муниципальным служащим.
Из сообщения главы администрации муниципального образования «Краснополянский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что специальная оценка условий труда не проводилась.
На день рассмотрения дела сведений от ответчика о проведении им специальной оценки условий труда, не представлено.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что в данном случае, условия труда работников Краснополянского сельского совета Новосергиевского района Оренбургской области не оценены с точки зрения безопасности для жизни и здоровья. Неисполнение работодателем обязанности по проведению специальной оценки условий труда приводит к угрозе причинения вреда жизни и здоровью работников, поскольку оценка условий труда является одним из инструментов в системе охраны труда для создания безопасных условий труда для работников.
Учитывая, что на штатную единицу уборщика служебных помещений не распространяются требования п. 4 ст. 3 Федерального закона № 426-ФЗ, ответчиком, как работодателем в соответствии с вышеприведёнными требованиями законодательства об охране труда должна быть проведена специальная оценка условий труда указанной штатной единицы, результаты о проведении которой подлежат размещению на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При установленных обстоятельствах, с учетом вышеуказанных правовых норм, иск подлежит удовлетворению.
Согласно ст.204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Руководствуясь положениями ст. 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает необходимым установить администрации муниципального образования Краснополянский сельский совет Новосергиевского района Оренбургской области срок до ДД.ММ.ГГГГ для исполнения решения суда, что будет соответствовать требованиям разумности, соблюдению баланса интересов всех лиц и согласуется с разъяснениями, изложенными в ч. 2 ст. 11 Постановления Пленума Верховного Суда от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление прокурора Новосергиевского района Оренбургской области в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Краснополянский сельский совет Новосергиевского района Оренбургской области об обязании провести специальную оценку условий труда – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Краснополянский сельский совет Новосергиевского района Оренбургской области, являющуюся работодателем, в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить проведение специальной оценки условий труда.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Оренбургский областной суд через Новосергиевский районный суд Оренбургской области.
Председательствующий Н.В. Каменцова
Мотивированное решение изготовлено 13 июля 2023 года.
Председательствующий Н.В. Каменцова