Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-369/2022 ~ М-365/2022 от 20.09.2022

дело № 2 –369/2022

УИД № 29RS0020-01-2022-000678-62

Мотивированное решение изготовлено 31 октября 2022 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Карпогоры                              25 октября 2022 года

Пинежский районный суд Архангельской области

в составе председательствующего судьи Второй И.А.,

при секретаре судебного заседания Янковой М.Г.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Пинежского района Архангельской области Шатровской Н.Н.,

рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению прокурора Пинежского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Покшеньгское» Пинежского муниципального района Архангельской области о возложении обязанности принять меры по обеспечению пожарной безопасности,

у с т а н о в и л :

прокурор Пинежского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился к администрации муниципального образования «Покшеньгское» Пинежского муниципального района Архангельской области (далее – администрация МО «Покшеньгское») с указанным иском.

Правовое и фактическое обоснования требований содержатся в исковом заявлении и сводятся к следующему.

В ходе прокурорской проверки установлено, что в период с 8 февраля по 1 марта 2022 года отделом надзорной деятельности и профилактической работы Пинежского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы главного управления МЧС России по Архангельской области проведена внеплановая выездная проверка администрации МО «Покшеньгское» соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности.

По результатам названной проверки органом государственного контроля (надзора) выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

- на территории населённых пунктов: <адрес>, <адрес> МО «Покшеньгское» не созданы в целях пожаротушения условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, не обеспечено наличие нормативного запаса воды для целей пожаротушения и необходимое количество источников наружного противопожарного водоснабжения из расчета не менее двух источников наружного противопожарного водоснабжения с запасом воды не менее 50 % на пожаротушение одного пожара при требуемом расходе в течении 3 часов, и расположение их в радиусе не более чем в 200 метров от обслуживаемых ими зданий.

В целях устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности 01 марта 2022 года отделом надзорной деятельности и профилактической работы Пинежского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Архангельской области главе администрации МО «Покшеньгское» внесено предписание за №*** со сроком устранения нарушений требований пожарной безопасности 01 августа 2022 года.

Вместе с тем в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности администрацией МО «Покшеньгское» до настоящего времени не устранены.

Применительно к подп. 3, 9 п. 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», просили суд о следующем.

Возложить на администрацию муниципального образования «Покшеньгское» Пинежского муниципального района Архангельской области обязанность принять следующие меры по обеспечению пожарной безопасности:

- создать в срок до 1 июня 2025 года на территории населённых пунктов: <адрес>, <адрес> МО «Покшеньгское» Пинежского муниципального района Архангельской области в целях пожаротушения условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, обеспечить наличие нормативного запаса воды для целей пожаротушения и необходимое количество источников наружного противопожарного водоснабжения из расчёта не менее двух источников наружного противопожарного водоснабжения с запасом воды не менее 50 % на пожаротушение одного пожара при требуемом расходе в течение 3 часов, и расположение их в радиусе не более чем в 200 метров от обслуживаемых ими зданий.

Помощник прокурора Пинежского района Архангельской области Шатровская Н.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика администрации МО «Покшеньгское» в судебное заседание не явился, глава МО «Покшеньгское» Лохновская Е.Д. направила отзыв на исковое заявление, в котором просила рассмотреть дело без их участия, удовлетворение иска оставляют на усмотрение суда.

В соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика администрации МО «Покшеньгское» и третьего лица – отдела надзорной деятельности и профилактической работы Пинежского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы главного управления МЧС России по Архангельской области, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания.

Заслушав представителя истца Шатровскую Н.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 2 Конституции РФ определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и присуждения к исполнению обязанности в натуре (статья 12 ГК РФ).

На основании ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право, в том числе на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Согласно части 1 ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно пунктам 3 и 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В силу ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

Согласно статье 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

Таким образом, приведенные положения закона предусматривают возложение на органы местного самоуправления обязанностей по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе и путем устройства соответствующих источников наружного противопожарного водоснабжения и поддержания их в исправном техническом и пригодном для использования состоянии.

По смыслу закона уклонение органа местного самоуправления от решения вопросов местного значения может создать угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц.

В ходе проверки, проведенной в период с 8 февраля по 1 марта 2022 года отделом надзорной деятельности и профилактической работы Пинежского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы главного управления МЧС России по Архангельской области, в администрации МО «Покшеньгское» выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:

- на территории населённых пунктов: <адрес>, <адрес> МО «Покшеньгское» не созданы в целях пожаротушения условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, не обеспечено наличие нормативного запаса воды для целей пожаротушения и необходимое количество источников наружного противопожарного водоснабжения из расчета не менее двух источников наружного противопожарного водоснабжения с запасом воды не менее 50 % на пожаротушение одного пожара при требуемом расходе в течении 3 часов, и расположение их в радиусе не более чем в 200 метров от обслуживаемых ими зданий.

В целях устранения указанных нарушений 01 марта 2022 года администрации МО «Покшеньское» выдано соответствующее предписание.

Ранее, в 2018-2021 г.г. администрации выдавались предписания по устранению аналогичных нарушений. Факт невыполнения администрацией МО «Покшеньгское» законных предписаний органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.

В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств того, что в настоящее время указанные нарушения устранены, ответчиком не представлено.

Установленные в ходе судебного заседания обстоятельства указывают на то, что администрацией МО «Покшеньгское» не были приняты достаточные и все зависящие от органа местного самоуправления меры для соблюдения требований пожарной безопасности.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что несоблюдение органом местного самоуправления правил пожарной безопасности в сельском поселении нарушает права неопределенного круга лиц (жителей сельского поселения и лиц, временно пребывающих в населенных пунктах) на безопасность жизни и здоровья, в связи с чем, исковые требования. прокурора Пинежского района Архангельской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Покшеньгское» являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание необходимость защиты прав граждан, руководствуясь требованием разумности, суд считает необходимым установить срок исполнения решения до 01 июня 2025 года.

При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора Пинежского района Архангельской области подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

исковое заявление прокурора Пинежского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Покшеньгское» (ИНН <...>) о возложении обязанности принять меры по обеспечению пожарной безопасности удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования «Покшеньгское» обязанность принять следующие меры по обеспечению пожарной безопасности:

- создать в срок до 1 июня 2025 года на территории населённых пунктов: <адрес>, <адрес> муниципального образования «Покшеньгское» Пинежского муниципального района Архангельской области в целях пожаротушения условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, обеспечить наличие нормативного запаса воды для целей пожаротушения и необходимое количество источников наружного противопожарного водоснабжения из расчёта не менее двух источников наружного противопожарного водоснабжения с запасом воды не менее 50 % на пожаротушение одного пожара при требуемом расходе в течение 3 часов, и расположение их в радиусе не более чем в 200 метров от обслуживаемых ими зданий.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда путём подачи жалобы через Пинежский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной.

Председательствующий                             И.А. Вторая

2-369/2022 ~ М-365/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Пинежского района Архангельской области
Ответчики
Администрация МО "Покшеньгское"
Другие
ОНД и профилактической работы Пинежского района УНД и профилактической работы ГУ МЧС России по АО
Суд
Пинежский районный суд Архангельской области
Судья
Вторая Ирина Анваровна
Дело на странице суда
pinegasud--arh.sudrf.ru
20.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.09.2022Передача материалов судье
22.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2022Судебное заседание
31.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее