Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-692/2023 ~ М-654/2023 от 21.08.2023

Дело № 2-692/2023

УИД 55RS0038-01-2023-000830-55

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 октября 2023 г.                                                                                                   р.п. Черлак

Черлакский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Куликаевой К.А., при секретаре Павловой К.А., с участием помощника прокурора Яшкина А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Омского природоохранного прокурора, обратившегося в интересах РФ, к МУП «Тепловодоснабжение», администрации Черлакского муниципального района Омской области о возложении обязанности на ответчиков совершить определенные действия

УСТАНОВИЛ:

Омский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах РФ с иском к МУП «Тепловодоснабжение», администрации Черлакского муниципального района Омской области о возложении обязанности на ответчиков совершить определенные действия. В обоснование истец указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что МУП «Тепловодоснабжение» (далее - Предприятие) с 01.07.2016 по настоящее время осуществляет водоснабжение населения населенных пунктов Черлакского района. Подача воды производится из скважин для добычи подземных вод, а также из реки Иртыш. При этом оборудование для забора подземных вод из скважин, а также из поверхностного водного объекта, являющееся муниципальной собственностью, передано Предприятию администрацией Черлакского муниципального района Омской области в хозяйственное ведение. В нарушение права государственной собственности на недра, Предприятие осуществляет добычу подземной воды из скважин без лицензии. В целях устранения нарушений законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов Омским межрайонным природоохранным прокурором директору МУП «Тепловодоснабжение» внесено представление об устранении нарушений.

Поскольку требования представления удовлетворены в полном объеме не были, просит возложить обязанность на МУП «Тепловодоснабжение», администрацию Черлакского муниципального района Омской области оборудовать аттестованными средствами измерения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из реки Иртыш водозаборы на правом берегу реки Иртыш на 2028,2 км от устья, на 1960,8 км от устья, на 1987,5 км от устья.

Обязать МУП «Тепловодоснабжение» выполнить предусмотренную пп. «б» п. 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой установлены в соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды», по материалам проектной документации по забору (изъятию) водных ресурсов из реки Иртыш на правом берегу реки на 2 028,2 км от устья, на 2 036,6 км от устья, на 1 960,8 км от устья, на 1 987,5 км от устья.

Обязать МУП «Тепловодоснабжение» при установлении прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания проектной документации по забору (изъятию) водных ресурсов из реки Иртыш на правом берегу реки на 2 028,2 км от устья, на 2 036,6 км от устья, на 1 960,8 км от устья, на 1 987,5 км от устья, разработать в указанной проектной документации и провести мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия.

Обязать МУП «Тепловодоснабжение» при установлении прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания проектной документации по забору (изъятию) водных ресурсов из реки Иртыш на правом берегу реки на 2 028,2 км от устья, на 2 036,6 км от устья, на 1 960,8 км от устья, на 1 987,5 км от устья предоставить в Верхнеобское территориальное управление Росрыболовства заявку о согласовании деятельности по забору (изъятию) водных ресурсов из реки Иртыш на правом берегу реки на 2 028,2 км от устья, на 2 036,6 км от устья, на 1 960,8 км от устья, на 1 987,5 км от устья, оформленную с соответствии с п. п. 4, 5, 6 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384.

Обязать МУП «Тепловодоснабжение» обратиться в департамент по недропользованию по Сибирскому федеральному округу с документами, необходимым для получения права пользования участком недр, оформленными в соответствии с п. 3 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для разведки и добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, для геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод или для геологического изучения участков недр в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, осуществляемых по совмещенной лицензии, утвержденного приказом Минприроды России от 21.12.2020 №1092, либо в Министерство природных ресурсов и экологии Омской области с заявкой, соответствующей требованиям п. 9 Порядка предоставления права пользования участками недр и пользования ими на территории Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 25.03.2008 № 28-п для получения права пользования участком недр либо участков недр для добычи подземных вод из следующих скважин, расположенных в Черлакском муниципальном районе Омской области:

1.    скважина № 492, расположена в 1062 м на север от деревни Макаркино, введена в эксплуатацию в 1966 году, передана в хозяйственное ведение Администрацией Черлакского муниципального района Омской области МУП «Тепловодоснабжение» распоряжением № 864-р от 21.07.2015 г;

2.    скважина № 2-384, расположена в 1350 м северо-западней деревни Золотухино, введена в эксплуатацию в 1984 году, передана в хозяйственное ведение Администрацией Черлакского муниципального района Омской области МУП «Тепловодоснабжение» распоряжением № 864-р от 21.07.2015;

3.    скважина № 90, расположена на юго-восточной окраине деревни Суворовка, введена в эксплуатацию в 1968 году, передана в хозяйственное ведение Администрацией Черлакского муниципального района Омской области МУП «Тепловодоснабжение» распоряжением № 864-р от 21.07.2015 г;

4.    скважина № 104, расположена на южной окраине деревни Северное, введена в эксплуатацию 1970 году, передана в хозяйственное ведение Администрацией Черлакского муниципального района Омской области МУП «Тепловодоснабжение» распоряжением № 864-р от 21.07.2015 г.;

5.    скважина № 112-380, расположена на север-северо-западной окраине деревни Привольное, введена в эксплуатацию в 1980 году, передана в хозяйственное ведение Администрацией Черлакского муниципального района Омской области МУП «Тепловодоснабжение» распоряжением № 864-р от 21.07.2015 г.;

6.    скважина № 2-371, расположена на северной окраине деревни Народное-Береговое, введена в эксплуатацию в 1971 году, передана в хозяйственное ведение Администрацией Черлакского муниципального района Омской области МУП «Тепловодоснабжение» распоряжением № 864-р от 21.07.2015 г.;

7.    скважина № 6-379, расположена в 410 м. на северо-восток от ориентира, расположенного по адресу: Омская область, Черлакский район, деревня Народное-Степное, ул. Школьная, 34/2, передана в хозяйственное ведение Администрацией Черлакского муниципального района Омской области в МУП «Тепловодоснабжение» распоряжением № 45-р от 07.02.2023;

8.    скважина № 131, расположена в 360 м. на северо-запад от ориентира, расположенного по адресу: Омская область, Черлакский район, деревня Кузнецовка, ул. Молодежная, д. 2, введена в эксплуатацию в 1966 году. Передана в хозяйственное ведение администрацией Черлакского муниципального района в МУП «Тепловодоснабжение» распоряжением № 45-р от 07.02.2015 г.;

9.    скважина № 3-378, расположена на северной окраине деревни Стретенка, введена в эксплуатацию 1978 г., передана в хозяйственное ведение Администрацией Черлакского муниципального района Омской области МУП «Тепловодоснабжение» распоряжением № 90-р от 14.01.2016 г.;

10.    скважина № 70-р, расположена на юго-восточной окраине села Большой Атмас по ул. Молкомбинатская, введена в эксплуатацию 1965 году, передана в хозяйственное ведение Администрацией Черлакского муниципального района Омской области МУП «Тепловодоснабжение» распоряжением № 232 от 06.05.2021 г.;

11.    скважина № 8, расположена на южной окраине деревни Малый Атмас, введена в эксплуатацию 1976 году, передана в хозяйственное ведение Администрацией Черлакского муниципального района Омской области МУП «Тепловодоснабжение» распоряжением № 602 от 30.05.2016 г.;

12.    скважина № 116-389, расположена на восточной окраине деревни Целинное, введена в эксплуатацию 1989 году, передана в хозяйственное ведение Администрацией Черлакского муниципального района Омской области МУП «Тепловодоснабжение» распоряжением № 864 от 21.07.2015 г.

Просит о распределении между сторонами судебных расходов на оплату государственной пошлины.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Черлакского района Омской области Яшкин А.Ю., действующий на основании доверенности, заявленные Омским межрайонным природоохранным прокурором требования поддержал по изложенным в исковом заявлении доводам, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика МУП «Тепловодоснабжение» Новак Н.Г., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом, направила ходатайство, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствии, требования прокурора не оспаривала, но просила установить срок для установки оборудования аттестованными средствами измерения учета объема забора водных ресурсов по п. 1 исковых требований до 28.02.2024, в остальной части изложенных требований установить срок выполнения до 31.12.2024.

Ответчик - администрация Черлакского муниципального района Омской области в судебное заседание представителя не направила, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель Сидорякин Ю.Н., действующий на основании доверенности, направил возражения на иск, просил отказать в удовлетворении исковых требований, заявленных к администрации Черлакского муниципального района Омской области в связи с тем, что МУП «Тепловодоснабжение», которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ. Указанные нормы права не возлагают на собственника имущества унитарного предприятия обязанности по капитальному ремонту или реконструкции имущества, переданного в хозяйственное ведение. Считает, что Предприятие несет бремя содержания имущества, предоставляемого ему на праве хозяйственного ведения.

Представитель третьего лица Минприроды Омской области, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представитель Сальников Е.В., действующий на основании доверенности направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений относительно исковых требований не представил.

Представитель третьего лица департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, возражений относительно исковых требований не представил.

Представитель третьего лица Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представитель Шуть Т.А., действующая на основании доверенности, направила в суд отзыв на исковое заявление, в котором требования прокурора поддержала, просила их удовлетворить.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Поверхностные воды, растительный мир, животные и другие организмы и их генетический фонд как компоненты природной среды в силу ст. 1, ч 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с ч. 1,2 ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее - Федеральный закон № 52- ФЗ) любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.

При осуществлении хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.

В силу ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Федеральный закон № 166-ФЗ) при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством РФ. Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством РФ.

В соответствии с подпунктами «б», «ж», «з» пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются: - оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания; - определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятии по устранению последствии негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия; -проведение мероприятии по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.

Согласно п. п. 4, 8, 9 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384, юридические лица для согласования деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании, после рассмотрения которой принимается решение о согласовании (об отказе в согласовании) с учетом соответствия (несоответствия) планируемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания пп. «б» - «ж» п. 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания. Решение о согласовании (об отказе в согласовании) деятельности оформляется в виде заключения.

Применительно к рассматриваемому случаю, суд установил, что МУП «Тепловодоснабжение» с 17.06.2016 по настоящее время осуществляет забор воды в пгт Черлак на производственные нужды на правом берегу р. Иртыш на 1 987,5 км от устья.

Также МУП «Тепловодоснабжение» с 01.07.2016 по настоящее время осуществляет забор воды в с. Соляное на производственные нужды на правом берегу р.Иртыш на 1 960,8 км от устья реки.

С 01.07.2016 по настоящее время МУП «Тепловодоснабжение» осуществляет забор воды в с. Татарка на производственные нужды на правом берегу р. Иртыш на 2028,2км от устья.

С этого же периода времени, с 01.07.2016, по настоящее время МУП «Тепловодоснабжение» осуществляет забор воды в д. Ольховка на производственные нужды на правом берегу р. Иртыш на 2 036,6 км от устья реки. Прибор учета количества забираемой воды из водного объекта «Декаст» СТВХ-50 № 461400846 введен в эксплуатацию 28.06.2022.

Материалами дела подтверждено (л.д. 199-208, л.д. 215, л.д. 218 т. 1 акты приема-передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение от 22.07.2015, от 11.05.2021, от 08.02.2023; л.д. 209-214, 211-212, 213-214, 216-217 т. 1 распоряжения администрации Черлакского муниципального района Омской области № 602-р от 30.05.2016, № 90-6 от 14.01.2016, №232-р от 06.05.2021, № 45-р от 07.02.2023 с перечнями имущества, передаваемого в хозяйственное ведение) и лицами, участвующими в деле, опровергнуто не было, что насосные станции переданы Предприятию в хозяйственное ведение Распоряжением № 864-р от 21.07.2015 администрации Черлакского муниципального района Омской области, а именно:

- насосная станция первого подъема, находящаяся по адресу: пгт. Черлак, правый берег р. Иртыш на 1987,5 км от устья реки; указанный объект предоставлен в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов Минприроды Омской области МУП «Тепловодоснабжение» договором водопользования № 55-14.01.01.001-Р-ДЗИО-С-2016-00692/00 сроком действия с 17.06.2016 до 31.12.2023.

- насосная станция первого подъема, находящаяся по адресу: с. Соляное правый берег р. Иртыш на 1 960,8 км от устья реки, указанный объект предоставлен для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов Минприроды Омской области МУП «Тепловодоснабжение» в соответствии с договором водопользования № 55-14.01.01.001-Р-ДЗИО-С-2016-00693/00 от 17.06.2016 сроком действия с 01.07.2016 до 31.12.2023.

- насосная станция первого подъема, находящаяся по адресу: с. Татарка правый берег р.Иртыш на 2 028,2 км от устья реки, указанный объект предоставлен для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов Минприроды Омской области МУП «Тепловодоснабжение» договором водопользования № 55-14.01.01.001-Р-ДЗИО-С-2016-00690/00 от 17.06.2016 сроком действия с 01.07.2016 до 31.12.2023.

- насосная станция первого подъема, находящаяся по адресу: д. Ольховка правый берег р. Иртыш на 2 036,6 км от устья реки, указанный объект предоставлен для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов Минприроды Омской области МУП «Тепловодоснабжение» договором водопользования № 55-14.01.01.001-Р-ДЗИО-С-2016-00691/00 от 17.06.2016 сроком действия с 01.07.2016 по 31.12.2023.

Вместе с тем в ходе проведенной на основании решения № 7-07-2023 от 13.04.2023 Омской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения водного законодательства, законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в деятельности МУП «Тепловодоснабжение», установлено, что в местах забора воды средства измерения объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта на водозаборе не установлены. Отсутствует согласования ведения хозяйственной деятельности по забору воды на участке правого берега р. Иртыш на 1 987,5 км от устья с Верхнеобским территориальным управлением Росрыболовства, на 1 960,8 км и на 2 028,2 км с Верхнеобским территориальным управлением Росрыболовства.

Кроме того, прибор учета количества забираемой воды из водного объекта «Декаст» СТВХ-50 №461400846 введен в эксплуатацию 28.06.2022; но отсутствует согласования ведения хозяйственной деятельности по забору воды на участке правого берега р. Иртыш на 2 036,6 км с Верхнеобским территориальным управлением Росрыболовства.

С 01.07.2016 по настоящее время Предприятие осуществляет забор (изъятие) водных ресурсов из р. Иртыш на правом берегу реки на 2 028,2 км от устья, на 2 036,6 км от устья, на 1 960,8 км от устья, на 1 987,5 км от устья, не выполнив оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, не определив последствия негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания, и не разработав мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленные на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия, в отсутствие заключения Верхнеобского территориального управления Росрыболовства о согласовании деятельности по забору воды, средства измерения объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта на водозаборах не установлены. При этом согласование с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов об отсутствии технической возможности их установки отсутствует.

Также МУП «Тепловодоснабжение» не принято мер для получения лицензии на право пользования участком недр либо участками недр для добычи подземных вод. В нарушение права государственной собственности на недра, Предприятие осуществляет добычу подземной воды из скважин без лицензии.

В целях устранения нарушений законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов Омским межрайонным природоохранным прокурором руководителю МУП «Тепловодоснабжение» внесено представление №7-6-2021 от 16.12.2021 об устранении нарушений федерального законодательства.

Из ответа директора Предприятия на указанное представление следует, что МУП «Тепловодоснабжение» обратилось в Верхнеобское территориальное управление Росрыболовства с заявкой о согласовании деятельности по забору воды из р. Иртыш на 2028, 2 км, 2 036,6 км, 1 987,5 км, 1 960,8 км от устья; указано, что 28.12.2021 МУП «Тепловодоснабжение» заключило договоры № 34-р, № 35-р, № 36-р, № 37-р на выполнение работ по оценке воздействия хозяйственной деятельности по использованию водных ресурсов поверхностного источника на водные биоресурсы и среду их обитания, разработка программы планируемых работ и программы производственного экологического контроля при осуществлении забора водных ресурсов из р. Иртыш на водозаборных сооружениях МУП «Тепловодоснабжение» в р.п. Черлак, с. Соляное Черлакского района, с. Татарка Черлакского района, с. Ольховка Черлакского района Омской области. Кроме этого сообщено, что в настоящее время в адрес МУП «Тепловодоснабжение» выставлены счета № 4, № 5, № 6, № 7 от 17.01.2022 на предоплату по заключенным договорам, для оплаты которых изыскиваются денежные средства. Указанные расходы не учтены в тарифе на питьевую воду для предприятия, установленным РЭК Омской области для МУП «Тепловодоснабжение» на 2021 год, равно как и на 2022 год, что создает дополнительные препятствия для оплаты заказанных услуг, так как иной деятельности, за исключением регулируемых видов деятельности предприятие не осуществляет.

Указанные обстоятельства подтверждаются: решением о проведении проверки Омского межрайонного природоохранного прокурора от 13.04.2022 (л.д. 24-25 т. 1), запросом Омского межрайонного природоохранного прокурора о предоставлении материалов от 13.04.2023 (л.д.22-23 т.1), письмом МУП «Тепловодоснабжение» от 11.05.2023 № 217 (л.д.26-27 т.1), формами № 2ТП (водхоз) Федерального статистического наблюдения за 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 г.г. (л.д. 42-95 т.1), договорами водопользования № 55-14.01.01.001-Р-ДЗИО-С-2016-00690/00 от 17.06.2016 (л.д.96-118 т.1), № 55-14.01.01.001-Р-ДЗИО-С-2016-00691/00 от 17.06.2016 (л.д.119-139 т.1), № 55-14.01.01.001- Р-ДЗИО-С-2016-00692/00 от 17.06.2016 (л.д.140-162 т.1), № 55-14.01.01.001-Р- ДЗИО-С-2016- 00693/00 от 17.06.2016 (л.д. 163-185 т.1) заключенных с Министерством природных ресурсов н экологии Омской области, паспортами разведочно-эксплуатационных скважин.

При этом согласно предоставленным Верхнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству в отзыве на иск информации и документам МУП «Тепловодоснабжению» на неоднократные заявки были даны ответы, рекомендовано обратиться с заявкой повторно, предварительно подготовив весь необходимый пакет документов.

Анализируя совокупность изложенных выше, а также иных установленных по делу фактических обстоятельств, суд полагает, что невыполнение требований законодательства МУП «Тепловодоснабжение» нарушает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В данной части суд принимает во внимание процессуальную позицию представителя МУП «Тепловодоснабжение», которая в письменном ходатайстве просила для удовлетворения требований иска суд предоставить Предприятию срок до 28.02.2024 по п. 1 искового заявления, а также до 31.12.2014 по остальным пунктам исковых требований.

Разрешая спор, суд также учитывает, что хозяйственное ведение представляет собой по смыслу ст. ст. 216, 294 ГК РФ имущественное или вещное право унитарного предприятия, не являющегося собственником переданного ему имущества, на владение, пользование и распоряжение данным имуществом в пределах, установленных собственником и ГК РФ.

Согласно ст. 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Таким образом, в компетенции собственника находятся вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначения директора (руководителя) предприятия, осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

При этом в силу ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Как следует из ч. 3 ст. 18 этого же Федерального закона, движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

Как указывалось ранее, 21.07.2015 распоряжением администрации Черлакского муниципального района Омской области № 864-р «О передаче имущества в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию Черлакского муниципального района Омской области «Тепловодоснабжение» администрацией Черлакского муниципального района передано имущество МУП «Тепловодоснабжение» на праве хозяйственного ведения.

Согласно возражениям на иск, представитель Администрации пояснил, что договор между с МУП «Тепловодоснабжение» не заключался.

При этом материалами настоящего гражданского делам подтверждено, что МУП «Тепловодоснабжение» осуществляет свою деятельность по забору воды на производственные нужды с нарушением требований действующего законодательства. С очевидностью следует, что при установленных выше нарушениях, в случае их не устранения, продолжения осуществления такой деятельности в прежнем режиме, как указывалось выше, будут также нарушаться интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, права граждан на благоприятную окружающую среду.

Суд признал, что предписание выдано Предприятию с учетом вида его деятельности и необходимости выполнения при этом обязательных требований по охране окружающей среды и природных ресурсов.

Проанализировав Устав Предприятия, суд установил, что предметом деятельности Предприятия является оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию объектов коммунальной инфраструктуры, по ремонту и техническому обслуживанию объектов коммунальной инфраструктурами, организаций, учреждений, независимо от форм собственности, а также населения Черлакского муниципального района Омской области, финансовое посредничество, вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества, эксплуатация и ремонт водопроводных сетей, насосных станций.

При изложенном выше, суд полагает, что в силу возникших между МУП «Тепловодоснабжение» и администрацией Черлакского муниципального района Омской области правоотношений, учитывая содержание иска, а равно установленные по делу обстоятельства, включая позицию МУП «Тепловодоснабжение» по заявленным требования, суд полагает, что доводы представителя ответчика администрации Черлакского муниципального района Омской области относительно признания Администрации ненадлежащим ответчиком, подлежат принятию во внимание.

Суд полагает обращает внимание, что соблюдение природоохранного законодательства и принятие мер с целью, в том числе исключения загрязнения водного объекта является прежде всего обязанностью Предприятия.

При этом учтено, что МУП «Тепловодоснабжение» является тарифной организацией, а тарифы по водоснабжению устанавливает Региональная экономическая комиссия Омской области. Таким образом, суд полагает возможным удовлетворить требования стороны ответчика, и с учетом необходимости включения указанных работ в тарифную заявку, установить срок исполнения требований, указанных в судебном решении, в части установки оборудования аттестованными средствами измерения учета объема забора водных ресурсов из реки Иртыш водозаборы на правом берегу реки Иртыш на 2 028,2 км от устья, на 1 960,8 км от устья, на 1 987,5 км от устья до 28.02.2024, а в остальной части установить срок выполнения изложенных требований до 31.12.2024.

По общему правилу, регламентированному в ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

С учетом результата дела, суд полагает, что с ответчика МУП «Тепловодоснабжение» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Омского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к МУП «Тепловодоснабжение» об обязании совершить определенные действия удовлетворить частично.

Обязать МУП «Тепловодоснабжение» в срок до 28.02.2024 оборудовать аттестованными средствами измерения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из реки Иртыш водозаборы на правом берегу реки Иртыш на 2 028,2 км от устья, на 1 960,8 км от устья, на 1 987,5 км от устья.

Обязать МУП «Тепловодоснабжение» в срок до 31.12.2024 выполнить предусмотренную пп. «б» п. 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства РФ № 380 от 29.04.2013, оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой установлены в соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды», по материалам проектной документации по забору (изъятию) водных ресурсов из реки Иртыш на правом берегу реки на 2 028,2 км от устья, на 2 036,6 км от устья, на 1 960,8 км от устья, на 1 987,5 км от устья.

Обязать МУП «Тепловодоснабжение» в срок до 31.12.2024 при установлении прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания проектной документации по забору (изъятию) водных ресурсов из реки Иртыш на правом берегу реки на 2 028,2 км от устья, на 2 036,6 км от устья, на 1 960,8 км от устья, на 1 987,5 км от устья, разработать в указанной проектной документации и провести мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия.

Обязать МУП «Тепловодоснабжение» в срок до 31.12.2024 при установлении прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания проектной документации по забору (изъятию) водных ресурсов из реки Иртыш на правом берегу реки на 2 028,2 км от устья, на 2 036,6 км от устья, на 1 960,8 км от устья, на 1 987,5 км от устья предоставить в Верхнеобское территориальное управление Росрыболовства заявку о согласовании деятельности по забору (изъятию) водных ресурсов из реки Иртыш на правом берегу реки на 2 028,2 км от устья, на 2 036,6 км от устья, на 1 960,8 км от устья, на 1 987,5 км от устья, оформленную с соответствии с п. 4, 5, 6 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства РФ № 384 от 30.04.2013.

Обязать МУП «Тепловодоснабжение» в срок до 31.12.2024 обратиться в департамент по недропользованию по Сибирскому федеральному округу с документами, необходимым для получения права пользования участком недр, оформленными в соответствии с п. 3 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для разведки и добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, для геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод или для геологического изучения участков недр в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, осуществляемых по совмещенной лицензии, утвержденного приказом Минприроды России № 1092 от 21.12.2020, либо в Министерство природных ресурсов и экологии Омской области с заявкой, соответствующей требованиям п. 9 Порядка предоставления права пользования участками недр и пользования ими на территории Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 25.03.2008 № 28-п для получения права пользования участком недр либо участков недр для добычи подземных вод из следующих скважин, расположенных в Черлакском муниципальном районе Омской области:

1.    скважина № 492, расположена в 1 062 м на север от д. Макаркино.

2.    скважина № 2-384, расположена в 1 350 м северо-западней д.Золотухино.

3.    скважина № 90, расположена на юго-восточной окраине д. Суворовка.

4.    скважина № 104, расположена на южной окраине д. Северное.

5.    скважина № 112-380, расположена на север-северо-западной окраине д.Привольное.

6.    скважина № 2-371, расположена на северной окраине д. Народное-Береговое.

7.    скважина № 6-379, расположена в 410 м. на северо-восток от ориентира, расположенного по адресу: Омская область, Черлакский район, д. Народное-Степное, ул.Школьная, д. 34/2.

8.    скважина № 131, расположена в 360 м на северо-запад от ориентира, расположенного по адресу: Омская область, Черлакский район, д. Кузнецовка, ул.Молодежная, д. 2.

9.    скважина № 3-378, расположена на северной окраине д. Стретенка.

10.    скважина № 70-р, расположена на юго-восточной окраине с. Большой Атмас по ул. Молкомбинатская.

11.    скважина № 8, расположена на южной окраине д. Малый Атмас, введена в эксплуатацию 1 976 году.

12.    скважина № 116-389, расположена на восточной окраине д. Целинное, введена в эксплуатацию 1989 году.

В удовлетворении исковых требований Омского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Черлакского муниципального района Омской области отказать.

Взыскать с ответчика МУП «Тепловодоснабжение» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Черлакский районный суд Омской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                            Куликаева К.А.

Мотивированное решение изготовлено 20 октября 2023 года.

2-692/2023 ~ М-654/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Омский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
МУП " Тепловодоснабжение"
Администрация Черлакского муниципального района
Другие
Минприроды Омской области
Департамент по недропользованию по Сибирскому федеральному округу (Сибнедра)
Верхнеобское территориальное управление Федерального агенства по рыболовству
Суд
Черлакский районный суд Омской области
Судья
Куликаева К.А.
Дело на сайте суда
cherlakcourt--oms.sudrf.ru
21.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.08.2023Передача материалов судье
24.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.09.2023Судебное заседание
13.10.2023Судебное заседание
20.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее