Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-519/2023 ~ М-451/2023 от 28.06.2023

Дело № 2-519/2023

УИД: 22RS0012-01-2023-000617-84

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Славгород

25 июля 2023 года Славгородский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Нелиной Е.Н.,

при секретаре Мордовиной Р.В.,

с участием прокурора Дурнова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Славгородского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к К.В.В. о признании незаконным бездействия, запрете деятельности и конфискации животных,

У С Т А Н О В И Л:

Славгородский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к К.В.В. о признании незаконным бездействия, запрете деятельности и конфискации животных.

В обоснование иска прокурор указал, что ответчику К.В.В. на праве собственности по адресу: <адрес>, принадлежит 3 земельных участка с кадастровыми номерами , , , с категорией земель населенных пунктов и видом разрешенного использования «для эксплуатации административного здания и гаража.

На указанных земельных участках, по адресу: <адрес>, фактически размещен частный мини-зоопарк под названием - «Акватеррариум», с проведением демонстрации животных за плату, владельцем которого является ответчик.

Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай в ходе проверочных мероприятий установлено, что по <адрес> в <адрес> в границах населенного пункта, расположен одноэтажный дом (здание) с прилегающей территорией, которая огорожена глухим высоким забором по всему периметру. Вход в здание осуществляется со стороны улицы через веранду. На двери находится вывеска с информацией «Открыто с 10:00 до 17:00». На стене дома, с двух сторон от веранды, находятся баннеры с изображением животных и птиц.

На основании задания заместителя руководителя Управления Россельхознадзора Р.К.А. от 02.02.2023 № 04-33/0141/2023, старшим государственным инспектором Б.Л.А. в период с 02.02.2023 по 06.02.2022 в отношении К.В.В. проведено наблюдение за соблюдением обязательных требований.

06.04.2023 на основании решения и.о. Управления Россельхознадзора от 04.04.2023 № 01/2-07/39 старшим государственным инспектором отдела внутреннего ветеринарного надзора Б.Л.А. и государственным инспектором отдела внутреннего ветеринарного надзора К.Л.П. проведен инспекционный визит по адресу: <адрес>, в отношении К.В.В.

По результатам данного инспекционного визита, в ходе осмотра помещения и уличных клеток по адресу: <адрес>, установлен факт содержания К.В.В. животных в культурно-зрелищных целях.

Так, на указанной территории содержатся следующие животные: бурый медведь (1 особь), орлан-белохвост (1 особь), гибрид серого и канадского волка (1 особь), енотовидная собака (1 особь), макак-резус (1 особь), носуха (1 особь), дикобраз (1 особь), сурикат (1 особь), беличий саймири (2 особи), генетта пятнистая (2 особи), енот полоскун (1 особь), нильский крокодил, шиншиллы (2 особи), малый толстый лори (1 особь), ушастая сова (2 особи), попугаи волнистые (2 особи), сыч (1 особь), попугаи корелла нимфа (2 особи), павлин (1 особь), черепаха каймановая (1 особь), красноухие черепахи (2 особи), питон королевский (2 особи), полоз амурский, игуана (1 особь), удав (1 особь).

Выявлены нарушения требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию.

К.В.В. лицензию на право осуществления деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах не оформлял.

Медведь, волк, макака, крокодил, орлан-белохвост, содержащиеся у К.В.В., включены в Перечень животных, запрещенных к содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 № 795.

Вольеры с указанными животными и птицей не ограждены предохранительными барьерами для безопасности посетителей, что создает непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Уведомление о временном содержании по адресу: <адрес>, в условиях неволи пострадавших и (или) травмированных диких животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 № 795 от К.В.В. не поступало.

Ссылаясь на изложенное Славгородский межрайонный прокурор просит суд:

1. Признать незаконным бездействие К.В.В. выразившееся в несоблюдении требований Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2019 № 1937 «Об утверждении требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию», постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 № 795 «Об утверждении перечня животных, запрещенных к содержанию», при использовании по адресу: <адрес>, животных в культурно-зрелищных целях.

2. Запретить К.В.В. деятельность по использованию животных в культурно-зрелищных целях до получения соответствующей лицензии.

3. Конфисковать у К.В.В. следующих животных: бурый медведь (1 особь), орлан-белохвост (1 особь), гибрид серого и канадского волка (1 особь), енотовидная собака (1 особь), макак-резус (1 особь), носуха (1 особь), дикобраз (1 особь), сурикат (1 особь), беличий саймири (2 особи), генетта пятнистая (2 особи), енот полоскун (1 особь), нильский крокодил, шиншиллы (2 особи), малый толстый лори (1 особь), ушастая сова (2 особи), попугаи волнистые (2 особи), сыч (1 особь), попугаи корелла нимфа (2 особи), павлин (1 особь), черепаха каймановая (1 особь), красноухие черепахи (2 особи), питон королевский (2 особи), полоз амурский, игуана (1 особь), удав /1 voTonbix передать Южно-Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования для определения их дальнейшей судьбы.

В судебном заседании помощник прокурора Дурнов Е.А. исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что информация о зоопарке ответчика до настоящего времени размещена в сети интернет.

В судебном заседании ответчик К.В.В. иск не признал, просил отказать в его удовлетворении. Пояснил, что он не является индивидуальным предпринимателем и животных показывает только своим знакомым.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

В поступившем письменном отзыве Южно-Сибирское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования указывает, что данная организация не является специализированной по содержанию диких животных, не обладает материальной базой, не имеет в штате соответствующих специалистов, в связи с чем, требование прокурора о конфискации животных Южно-Сибирскому межрегиональному Управлению Росприроднадзора не будет отвечать задачам сохранения жизни и обеспечения надлежащих условий существования животных, а также создаст угрозу жизни и здоровья граждан, которые могут пострадать в результате транспортировки и передачи животных (л.л.д.107 -109).

В поступившем письменном отзыве Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай просит суд иск удовлетворить в полном объеме (л.л.д. 223-230).

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», использование животных в культурно-зрелищных целях - использование животных при осуществлении деятельности в области культуры, отдыха и развлечений (в том числе в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах), на выставках животных, в спортивных соревнованиях, в процессе производства рекламы, при создании произведений кинематографии, для производства фото- и видеопродукции, на телевидении, в просветительской деятельности, в целях демонстрации (в том числе в местах розничной торговли, местах оказания услуг общественного питания).

Согласно п. 3 указанной статьи дикие животные, содержащиеся или используемые в условиях неволи (далее также - дикие животные в неволе), - дикие животные, изъятые из среды их обитания (в том числе ввезенные на территорию Российской Федерации из других государств), потомство таких животных (в том числе их гибриды).

Положениями ст. 15 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что использование животных в культурно-зрелищных целях и их содержание осуществляются с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации.

Требованиями к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию определяются условия их использования, соблюдение которых позволяет обеспечивать наиболее эффективное использование таких животных в соответствии с биологическими (видовыми и индивидуальными) особенностями, не причиняя вреда их жизни и здоровые, требования к местам содержания таких животных и лицам, осуществляющим их использование.

Осуществление деятельности, предусматривающей использование животных в культурно-зрелищных целях, допускается в местах их содержания, в специально предназначенных для этого зданиях, сооружениях или на обособленных территориях, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2019 N 1937 утверждены требования к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию.

В соответствии с п. 2 Требований, "зоопарк" - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие на постоянной основе деятельность по демонстрации животных, содержащие зоологическую коллекцию, способствующие сохранению видов животных посредством экологического просвещения, сбора и распространения информации о животных, рекреации и проведения исследований. Указанное понятие применяется в отношении парков животных, сафари-парков, парков птиц, аквариумов и специализированных коллекций (коллекции живых беспозвоночных, рыб, амфибий, рептилий, птиц, млекопитающих).

В силу п. 45 Требований, руководитель зоопарка (зоосада), являющегося юридическим лицом, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарке (зоосаде), обязаны обеспечить соблюдение требований, установленных настоящим разделом, включая особенности содержания различных видов животных и условий использования животных.

Как следует из п. 46 Требований, при размещении животных в помещениях зоопарка (зоосада) соблюдаются следующие требования, в том числе: обеспечение пространства и обстановки, удовлетворяющих потребности животных в физической активности, необходимой для поддержания благополучия их конкретных видов; наличие вольеров, учитывающих видовые особенности животных и их размеры согласно приложениям N 3 - 9.

В соответствии с положениями п. 3.1 «ГОСТ Р 57013-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги населению. Услуги зоопарков. Общие требования», введенного в действие Приказом Госстандарта от 20.07.2016 N 857-ст (далее - ГОСТ Р 57013-2016,) зоопарк (зоологический парк)/зоосад: постоянно действующая и открытая для посетителей организация, содержащая на стационарной территории зоологическую коллекцию, включающую диких животных, способствующая сохранению видов животных посредством просвещения, сбора и распространения информации о животных, рекреации и проведения исследований.

Пунктом 6.1 ГОСТ Р57013-2016 предусмотрено, что зоопарки должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных документов федеральных органов исполнительной власти и требованиям настоящего стандарта.

К оптимальному набору функций зоопарка относят: природоохранную, исследовательскую, просветительскую, воспитательную и рекреационную функции (п.4.2 ГОСТ Р57013-2016).

Пунктом 8.1 ГОСТ Р 57013-2016 предусмотрено, что в зоопарках должны быть обеспечены безопасные условия для жизни и здоровья животных, посетителей и персонала, сохранность имущества и соблюдаться требования, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, региональными законодательными актами в части безопасности и ГОСТ 32611.

Как установлено в судебном заседании 06.04.2023 года на основании решения и.о. Управления Россельхознадзора от 04.04.2023 года № 01/2-07/39 старшим государственным инспектором отдела внутреннего ветеринарного надзора Б.Л.А. и государственным инспектором отдела внутреннего ветеринарного надзора К.Л.П. проведен инспекционный визит по адресу: <адрес>, в отношении К.В.В.

По результатам данного инспекционного визита, в ходе осмотра помещения и уличных клеток по адресу: <адрес>, установлен факт содержания К.В.В. животных в культурно-зрелищных целях.

Так, на указанной территории содержатся следующие животные: бурый медведь (1 особь), орлан-белохвост (1 особь), гибрид серого и канадского волка (1 особь), енотовидная собака (1 особь), макак-резус (1 особь), носуха (1 особь), дикобраз (1 особь), сурикат (1 особь), беличий саймири (2 особи), генетта пятнистая (2 особи), енот полоскун (1 особь), нильский крокодил, шиншиллы (2 особи), малый толстый лори (1 особь), ушастая сова (2 особи), попугаи волнистые (2 особи), сыч (1 особь), попугаи корелла нимфа (2 особи), павлин (1 особь), черепаха каймановая (1 особь), красноухие черепахи (2 особи), питон королевский (2 особи), полоз амурский, игуана (1 особь), удав (1 особь).

Выявлены нарушения требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2019 N 1937 (далее Требования), а именно:

1. В зоопарке не ведется наблюдение за животными, отсутствует журнал наблюдений за животными, что является нарушением п.4 Требований, в соответствии с которым физическое состояние животных, их клиническое здоровье, учет кормления и поения, а также время тренингов и обучения (дрессировок) животных ежедневно фиксируются в журнале, который утверждается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем и форма которого приведена в приложении N 1 требований. Журнал наблюдений за животными прошивается, нумеруется и скрепляется печатью (при наличии печати).

2. В зоопарке отсутствует утвержденный кормовой рацион и режим кормления животных, который согласно п. 6 Требований утверждается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем с учетом необходимости обеспечения животных качественными, питательно ценными кормами, размером и количеством порций соответствующими потребностям конкретных видов и отдельных особей каждого вида животных. Животных кормят не реже одного раза в день, если иное не предусмотрено их режимом питания (с учетом видоспецифичных потребностей, возраста и состояния здоровья животного).

3. Корма хранятся в двух бытовых холодильниках и шкафах, в тех же помещениях, где находятся животные. На корма отсутствуют документы, подтверждающие соответствие качества, и ветеринарные сопроводительные документы, что является нарушением п. 7 Требований, в соответствии с которым корма используются при наличии сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также ветеринарных сопроводительных документов.

4. В нарушение п. 11 Требований в зоопарке не утвержден план уборки помещений, предусматривающий периодичность уборки и дезинфекции, не установлен ежемесячный санитарный день для генеральной уборки и дезинфекции помещений, что является нарушением п. 11 Требований, согласно которому обеспечивается регулярная уборка вольеров и иных мест содержания животных, включающая их очистку от отходов, в том числе от продуктов жизнедеятельности животных, с учетом соблюдения мер безопасности сотрудников, осуществляющих такую уборку, план уборки помещений, предусматривающий периодичность уборки и дезинфекции, утверждается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем. Ежемесячно устанавливается один санитарный день для генеральной уборки и дезинфекции помещений. В санитарный день посещение зоопарка, зоосада, цирка, зоотеатра, дельфинария и океанариума посетителями не осуществляется. В вольерах и клетках присутствует паутина, стекла террариумов плохо очищены, металлические прутья сеток не очищены, во многих клетках не убрано.

5. В нарушение п. 13 Требований в зоопарке не ведется журнал уборки помещений и вольеров, в соответствии с данным пунктом, проведение уборки помещений и вольеров фиксируется в журнале уборки, который утверждается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем и форма которого приведена в приложении N 2 требований. Журнал уборки прошивается, нумеруется и скрепляется печатью (при наличии печати).

6. В зоопарке отсутствует утверждённый план мероприятий по дератизации и дезинсекции, что является нарушением п. 14 Требований, в соответствии с которым план мероприятий по дератизации и дезинсекции утверждается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.

7. В помещениях для содержания животных отсутствует принудительная вентиляция, а в некоторых помещениях естественное освещение. Имеющееся искусственное освещение очень слабое, в помещениях темно, что является нарушением абз. 4 п. 15 требований, в соответствии с которым помещения для содержания животных оборудуются принудительной вентиляцией, а также в них предусматривается естественное и (или) искусственное освещение.

8. В зоопарке отсутствует ветеринарный пункт, санитарно-карантинная зона, утвержденный План проведения профилактических и противоэпизоотических мероприятий по недопущению возникновения и распространения заразных болезней животных, что является нарушением пп. 16, 17, 23.

В соответствии с п. 16 Требований руководителем организации или индивидуальным предпринимателем обеспечивается ветеринарное обслуживание животных, организуется ветеринарный пункт, в котором создаются условия для изолированного содержания животных, подозреваемых в заболевании или больных заразными болезнями животных, для проведения их карантинирования, лечения и реабилитации.

Согласно п. 17 Требований План проведения профилактических и противоэпизоотических мероприятий по недопущению возникновения и распространения заразных болезней животных ежегодно утверждается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.

Согласно п. 23 Требований в случае если общая площадь территории зоопарка не позволяет создать ветеринарный пункт, для размещения травмированных животных, животных, подозреваемых в заболевании или больных заразными болезнями животных, а также вновь поступивших животных, подлежащих карантинированию, по решению руководителя организации или индивидуального предпринимателя выделяется санитарнокарантинная зона, оборудованная дезинфекционными барьерами.

9. В нарушение п. 24 Требований в зоопарке отсутствует утвержденный журнал учета дезинфекции с указанием объекта мойки и дезинфекции, его площади, наименования, а также израсходованного дезинфицирующего средства, его концентрации и количества. Согласно данного пункта - проведение мойки и дезинфекции, заполнение дезинфекционных ковриков дезинфицирующими растворами регистрируются в утвержденном руководителем организации или индивидуальным предпринимателем журнале учета дезинфекции с указанием объекта мойки и дезинфекции, его площади, наименования, а также израсходованного дезинфицирующего средства, его концентрации и количества. Эти сведения подтверждаются в журнале учета дезинфекции подписью лица, проводившего дезинфекцию.

10. В нарушение п. 18 Требований у К.В.В. отсутствует трудовой договор с специалистом в области ветеринарии для наблюдения за состоянием здоровья животных либо договор с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (оказывающими ветеринарные услуги), о проведении мероприятий по недопущению возникновения и распространения заразных болезней животных, а также о наблюдении за животными (не реже чем один раз в неделю).

В соответствии с п. 18 Требований в случае, если зоопарк, зоосад, цирк, зоотеатр, дельфинарий и океанариум заключили трудовой договор со специалистом в области ветеринарии, наблюдение за состоянием здоровья животных осуществляется специалистом в области ветеринарии ежедневно.

В случае если отсутствует трудовой договор со специалистом в области ветеринарии, руководитель организации или индивидуальный предприниматель заключает договор с юридическим лицом, находящимся в ведении уполномоченного в области ветеринарии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, о проведении мероприятий по недопущению возникновения и распространения заразных болезней животных, а также о наблюдении специалистом в области ветеринарии (не реже чем один раз в неделю) за состоянием здоровья животных, об оказании плановой и экстренной ветеринарной помощи.

11. Бурый медведь, орлан-белохвост, гибрид серого и канадского, макак-резус, нильский крокодил, содержащиеся в зоопарке, включены в Перечень животных, запрещенных к содержанию, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 № 795 (далее - Перечень животных, запрещенных к содержанию).

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.12.2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) при обращении с животными не допускается содержание и использование животных, включенных в Перечень животных, запрещенных к содержанию, данный запрет не распространяется на случаи содержания и использования таких животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах или в качестве служебных животных, содержания и использования объектов животного мира в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания либо диких животных в неволе, которые подлежат выпуску в среду их обитания, а также на иные случаи, установленные Правительством Российской Федерации.

В реестре лицензий Россельхознадзора (licreestr.fsvps.ru) отсутствуют сведения о наличии у К.В.В. лицензии на осуществление содержания и использования животных в зоопарках.

Согласно пункту 30 Требований вольеры с животными, включенными в Перечень животных, запрещенных к содержанию, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 № 795, оборудуются особо прочными запорами (задвижками), исключающими их открывание животными, а также лицами, не уполномоченными на это руководителем организации или индивидуальным предпринимателем. Конструкция и техническое состояние ограждений вольеров исключают возможность самопроизвольного выхода животных из них.

Вольеры с волком и медведем не имеют прочных запоров, что не исключает возможность их открывания животными. Клетка медведя выполнена из тонкой арматуры, дверца подвижна при толчках животного. Предупреждающие таблички на вольерах с надписями: «Осторожно, хищники!», «За барьер не заходить, опасно!» и др., также отсутствуют, что является нарушением подпункта «е» пункта 46 Требований, согласно которому при размещении животных в помещениях зоопарка (зоосада) необходимо размещение у каждого вольера с опасными животными, а также рядом с электропастухами таких предупреждающих надписей, как «Осторожно, хищники!», «За барьер не заходить, опасно!» и др.

Кроме того, около клеток с волком и орланом-белохвостом отсутствуют «отжимные» барьеры - дополнительное ограждение, препятствующие доступу посетителей зоопарка вплотную к основному ограждению вольера, в целях предотвращения любых контактов посетителей с опасными животными.

Перед клеткой с медведем оборудован барьер из жерди, который расположен менее метра от клетки и менее 50 см. от земли, что не создает защиты для людей.

Перед клеткой с макакой также имеется отжимной барьер, который не обеспечивает безопасность людей ввиду того, что расположен близко к клетке с макакой (на расстоянии менее 1 метра), к тому же, часть сетки из которой выполнен барьер, вырвана и имеются торчащие, острые концы, что может травмировать посетителей зоопарка.

Между клеткой бурого медведя и гибрида волка имеется узкий проход (менее 2 метров), медведь может зацепить лапой посетителей.

В соответствии с п. 26 Требований руководителем организации или индивидуальным предпринимателем обеспечиваются безопасность содержания животных и безопасность работы сотрудников зоопарков, обеспечивающих содержание животных, включая пожарную безопасность, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, использующие животных в культурно-зрелищных целях, обязаны обеспечить безопасность посетителей (зрителей) зоопарков, не допуская контактов с животными, угрожающих здоровью и жизни людей, в том числе установления предохранительных барьеров (решетка, сетка и иные защитные ограждения) между посетителями и местом демонстрации животных, информирования (устного или письменного) посетителей об опасности несанкционированных контактов с животными.

При этом безопасным считается расстояние не менее 1 метра от вольера с животными или защитного рва перед вольером с животными. При демонстрации животных в закрытых стеклянных вольерах указанные требования могут не соблюдаться.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона организаторы мероприятий, в которых осуществляется использование животных в культурно-зрелищных целях, обязаны обеспечивать безопасность людей.

12. В конструкции железного ограждения у волка имеются острые края железных прутьев, что может травмировать животного. У медведя в клетке имеется торчащий железный угол, отсутствует часть пола, часть клетки снаружи закрыта железным листом (ржавым, с обломанными краями) зацепленным на проволоку, что может травмировать животного. Клетка с орланом-белохвостом выполнена из сетки, часть которой разодрана (имеется дыра), торчащие, острые концы сетки могут травмировать птицу.

Данные факты являются нарушением п. 27 Требований в соответствии с которым в местах содержания и использования животных проводится техническое обслуживание поверхностей, с которыми контактируют животные, в целях освобождения их от ржавчины, а также округления острых краев и углов, которые могут травмировать животных.

13. В соответствии с подпунктом «а», «б» пункта 46 Требований при размещении животных в помещениях зоопарка соблюдаются: обеспечение пространства и обстановки, удовлетворяющих потребности животных в физической активности, необходимой для поддержания благополучия их конкретных видов; наличие вольеров, учитывающих видовые особенности животных и их размеры согласно приложениям № 3 - 9 Требований.

В ходе инспекционного визита были произведены замеры вольеров, где содержатся животные, рептилии и птицы. Размеры вольеров не соответствуют установленным требованиям.

13.1. Площадь вольера, где содержится бурый медведь (1 особь), составила - 8,04 м2, высота - 2,20 м.

13.2. Площадь вольера, где содержится гибрид серого и канадского волка (1 особь), составила - 11,25 м2, высота - 2,5 м.

13.3. Площадь вольера, где содержится нильский крокодил, длиной 1,5 м, составила - 4,7 м2, высота 2,1 м, бассейн 1000 л, который занимал практически всю часть вольера.

13.4. Площадь вольера, где содержится орлан-белохвост (1 особь), составила - 5,5 м2, высота - 2,2 м.

13.5. Площадь вольера, где содержится енотовидная собака (1 особь), составила - 2,9 м2, высота - 1,95 м.

13.6. Площадь вольера, где содержится енот полоскун (1 особь), составила - 1,8 м2, высота - 2,05 м.

13.7. Площадь вольера, где содержится носуха (1 особь), составила 1,77 м2, высота -1,15м.

13.8. Площадь вольера, где содержится макак-резус (1 особь), составила - 0,5 м2, высота - 1,6 м.

13.9. Площадь вольера, где содержатся беличьи саймири (2 особи), составила - 0,49 м2, высота - 1,05 м.

13.10. Площадь вольера, где содержатся генетта пятнистая (2 особи), составила - 2,94 м2, высота - 2,05 м.

13.11. Площадь вольера, где содержится малый толстый лори (1 особь), составила - 1,7 м2, высота - 1,35 м.

13.12. Площадь вольера, где содержатся шиншиллы (2 особи), составила - 0,66 м2, высота - 1,15 м.

13.13. Площадь вольера, где содержится сурикат (1 особь), составила - 0,68 м2, высота -1м.

13.14. Площадь вольера, где содержится павлин (1 особь), составила - 10.45 м2, высота - 2,05 м.

13.15. Площадь вольера, где содержится сыч (1 особь), составила - 0,25 м2, высота - 0,7 м.

13.16.Площадь вольера, где содержится попугай (1 особь), составила - 0,25 м2, высота - 0,7 м.

13.17. Площадь вольера, где содержится тигровый питон размером 3 м., составила - 2,24 м2, высота - 0,7 м.

14. В вольерах (клетках) у саймири, шиншилл, макаки, дикобраза, пятнистой гнетты, носухи, енота отсутствуют укрытия (территория в вольере, обеспечивающая животному защиту от демонстрации, погодных условий и способствующая отдыху животного в соответствии с потребностями его вида), что является нарушением подпункта «м» пункта 46 Требований, согласно которого при размещении животных в помещениях зоопарка (зоосада) необходимо наличие укрытия (территория в вольере или экспозиции, обеспечивающая животному защиту от демонстрации, погодных условий и способствующая отдыху животного в соответствии с потребностями его вида) и пункта 64 Требований, согласно которого животным предоставляется круглосуточная возможность укрыться от посетителей. Запрещается перекрывать внутренние помещения и иные укрытия для животных в целях непрерывной их демонстрации посетителям.

15. В вольере у медведя отсутствуют перегонные внутренние помещения или обустройство в вольерах части, где животное перекрывается на период уборки (л.д. 22-32).

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон №99-ФЗ), лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 2 указанной статьи, лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частью 4.1 настоящей статьи.

В перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования:

1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;

3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля;

4) соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами;

5) иные требования, установленные федеральными законами (ч.З ст.8 Федерального закона №99-ФЗ).

В соответствии с положениями п. 54 ч.1 ст. 12 Федерального закона №99-ФЗ, в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности, в том числе деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2019 N 1938 утверждено Положение о лицензировании деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах.

В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2022 года. После 1 января 2022 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Как следует из материалов дела на земельном участке, по адресу: <адрес>, размещен частный мини-зоопарк, с проведением демонстрации животных за плату, владельцем которого является ответчик. При этом деятельность зоопарка в настоящее время не лицензирована, мер для получения лицензии па деятельность мини-зоопарка не предпринимается.

06.04.2023 Управлением Россельхознадзора К.В.В. выдано предписание № 04-22/01-34/2023, которым предписано устранить нарушения, указанные выше, выявленные при проведении проверочных мероприятий. Этим же предписанием установлены сроки устранения нарушений - 10.05.2023 и 06.07.2023.

Также, в связи с выявленными нарушениями постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора от 18.04.2023 К.В.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 г. Славгорода от 17.05.2023 К.В.В. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, за оказание услуг по демонстрации животных в культурно-зрелищных целях в отсутствие лицензии по осуществлению деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарке.

Кроме того, 19.06.2023 специалистами Управления Россельхознадзора проведен инспекционный визит с целью проверки исполнения предписания, выданного К.В.В. 06.04.2023.

Однако, по итогам данного инспекционного визита установлено, что К.В.В., мер к устранению нарушений и исполнению предписания не предпринял.

Таким образом, доводы ответчика о том, что он в настоящее время не осуществляет деятельность по использованию животных в культурно-зрелищных целях, опровергаются материалам дела.

Постановлением Правительства РФ от 22.06.2019 N 795 утвержден Перечень животных, запрещенных к содержанию, из которого следует, что бурый медведь, орлан-белохвост, гибрид серого и канадского волка, макак-резус, нильский крокодил запрещены к содержанию.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", обращение с животными основывается на таких нравственных принципах и принципах гуманности как отношение к животным как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания, ответственности человека за судьбу животного, нравственном и гуманном отношении населения к животным.

С учетом вышеизложенного суд полагает, что указанные бездействия К.В.В. свидетельствуют о нарушении установленных положениями Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», нравственных принципов и принципов гуманности.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дикие животные, содержащиеся или используемые в условиях неволи с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом, подлежат конфискации в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Конфискованные дикие животные в неволе подлежат возвращению в среду их обитания. В случае, если возвращение указанных животных в среду их обитания невозможно, дальнейшее обращение с указанными животными осуществляется в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 Правил обращения с конфискованными дикими животными в неволе, возврат которых в среду их обитания невозможен, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 12.12.2019 N 1659, решение об обращении с конфискованными животными принимается руководителем Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или уполномоченными им лицами, руководителями территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - уполномоченные органы) с учетом заключения органов, осуществляющих федеральный государственный ветеринарный надзор, о безопасности их дальнейшего использования в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда о конфискации указанных животных.

Как следует из п. 8 указанных Правил, дикие животные передаются органом, должностные лица которого осуществили их изъятие, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, на ответственное хранение с оформлением акта приема-передачи по форме согласно приложению до принятия уполномоченными органами решения об обращении с конфискованными животными.

Вышеуказанные нарушения при использовании К.В.В. по адресу: <адрес>, животных в культурно-зрелищных целях, создают угрозу безопасности посетителей (зрителей) зоопарка, также нарушены требования к содержанию животных, а бурый медведь, орлан-белохвост, гибрид серого и канадского волка, макак- резус, нильский крокодил, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 № 795, запрещены к содержанию.

Учитывая длительное непринятие К.В.В. мер к устранению перечисленных выше нарушений законодательства, а также наличие угрозы причинения вреда жизни и здоровья посетителей (зрителей) зоопарка ответчика, круг которых определить не представляется возможным, нарушение требований к содержанию животных, является необходимым принятие мер по понуждению К.В.В. к их устранению, в том числе конфискации животных содержащихся с нарушением требований у ответчика.

На основании изложенного, учитывая то, что условия содержания животных в зоопарке К.В.В. не соответствуют обязательным требованиям к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию, и не обеспечивают наиболее эффективное использование таких животных в соответствии с биологическими (видовыми и индивидуальными) особенностями, не причиняя вреда их жизни и здоровью, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме. Доказательст того, что животные, указанные в иске прокурора имеют иное наименование, ответчиком, в силу ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.

В силу ч.1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Требования прокурора об обращении к немедленному исполнению решения суда, суд полагает целесообразными и обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Славгородского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к К.В.В. о признании незаконным бездействия, запрете деятельности и конфискации животных, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие К.В.В., выразившееся в несоблюдении требований Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2019 № 1937 «Об утверждении требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию», постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 № 795 «Об утверждении перечня животных, запрещенных к содержанию», при использовании по адресу: <адрес>, животных в культурно-зрелищных целях.

Запретить К.В.В. деятельность по использованию животных в культурно-зрелищных целях до получения соответствующей лицензии.

Конфисковать у К.В.В. следующих животных: бурый медведь (1 особь), орлан-белохвост (1 особь), гибрид серого и канадского волка (1 особь), енотовидная собака (1 особь), макак-резус (1 особь), носуха (1 особь), дикобраз (1 особь), сурикат (1 особь), беличий саймири (2 особи), генетта пятнистая (2 особи), енот полоскун (1 особь), нильский крокодил, шиншиллы (2 особи), малый толстый лори (1 особь), ушастая сова (2 особи), попугаи волнистые (2 особи), сыч (1 особь), попугаи корелла нимфа (2 особи), павлин (1 особь), черепаха каймановая (1 особь), красноухие черепахи (2 особи), питон королевский (2 особи), полоз амурский, игуана (1 особь), удав (1 особь), которых передать Южно-Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования для определения их дальнейшей судьбы, в порядке, предусмотренном Правилами обращения с конфискованными дикими животными в неволе, возврат которых в среду их обитания невозможен, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.12.2019 № 1659.

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Дата составления мотивированного решения 30 июля 2023 года

Судья Нелина Е.Н.

2-519/2023 ~ М-451/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Славгородский межрайонный прокурор
Ответчики
Кульбида Валерий Владимирович
Другие
Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай
Южно-Сибирское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Суд
Славгородский городской суд Алтайского края
Судья
Нелина Елена Николаевна
Дело на странице суда
slavgorodsky--alt.sudrf.ru
28.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.06.2023Передача материалов судье
29.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.07.2023Судебное заседание
25.07.2023Судебное заседание
30.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее