Дело №
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
06 сентября 2023 года <адрес>
Судья Кызылского городского суда Республики Тыва Ооржак А.М., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № <адрес> Республики Тыва» (МБОУ Гимназия № <адрес>),
с участием представителя территориального отдела государственного автодорожного надзора по <адрес> (МТУ Роспотребнадзора по <адрес>) ФИО4,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором территориального отдела государственного автодорожного надзора по <адрес> (МТУ Роспотребнадзора по <адрес>) ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № <адрес> Республики Тыва» (МБОУ Гимназия № <адрес>) по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
Указанный протокол с материалами дела направлен ДД.ММ.ГГГГ в Кызылский городской суд Республики Тыва для рассмотрения.
От врио директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № <адрес> Республики Тыва» (МБОУ Гимназия № <адрес>) ФИО2 поступило ходатайство о прекращении производства по делу, в связи с недоказанностью обстоятельств, указано, что руководитель кадровой службы Кызыл-оол С.М., которая расписалась в извещении о составлении административного протокола, не имела никакой доверенности от имени врио директора МБОУ Гимназия № <адрес> выполнять действия, представлять интересы образовательной организации, не уведомила о данном извещении. В настоящее время она уволена, не работает в данной должности с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель территориального отдела государственного автодорожного надзора по <адрес> (МТУ Роспотребнадзора по <адрес>) ФИО4 просила привлечь МБОУ Гимназия № <адрес> к ответственности, пояснив о том, что она сама лично отвезла извещение в школу, передала секретарю.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье ст.26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, МБОУ Гимназия № <адрес> осуществляет образовательную деятельность в соответствии лицензией №Л022-00112-17/00469175 (АН-24-000979), выданной ДД.ММ.ГГГГ Службой по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва.
Согласно п.40 ч.1 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (ред.ДД.ММ.ГГГГ) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково"), в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежит лицензированию.
Согласно примечанию к статье 19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения условий лицензии устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с частью 11 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Согласно п. 39 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами") (далее - Постановление №) к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относится нарушение одного из лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "а", "д", "з" - "к" и "н" пункта 8 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с пп. "д" п. 8 Постановления № лицензиат обязан допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы лицензиата, оснащенные аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации" (далее - Постановление N 2216) Правила устанавливают порядок оснащения транспортных средств, отнесенных в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР №) (далее - технический регламент) к транспортным средствам категорий М2, М3 и транспортным средствам категории N, используемых для перевозки опасных грузов (далее - транспортные средства), аппаратурой спутниковой навигации в целях обеспечения повышения эффективности управления движением транспортных средств и уровня безопасности перевозок пассажиров, опасных грузов.
В соответствии с п. 2 Постановления № оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации обеспечивается их собственниками (владельцами) в соответствии с технической документацией производителей аппаратуры спутниковой навигации.
В силу пп. "б" п. 3 Постановления № транспортные средства подлежат оснащению работоспособной аппаратурой спутниковой навигации, которая обеспечивает определение по сигналам не менее 2 действующих глобальных навигационных спутниковых систем, одной из которых является глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 30 секунд через Государственную автоматизированную информационную систему "ЭРА-ГЛОНАСС": в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта; в региональные, муниципальные и иные информационные системы (по решению собственника (владельца) транспортного средства и при наличии технической возможности такой передачи).
Из материалов дела усматривается, что автомобиль марки и модели ГАЗ А67R43 с регистрационными знаками Е080ВС17, 2018 года выпуска находится в собственности МБОУ Гимназия № <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ решением территориального отдела государственного автодорожного надзора по <адрес> (МТУ Роспотребнадзора по <адрес>) Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Роспотребнадзор) № принято о проведении постоянного рейда в рамках федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве на предмет соблюдения обязательных требований нормативных правовых актов в области автомобильного транспорта.
Из протокола осмотра транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе наружного осмотра указанного транспортного средства, а также кузова, салона, кабины (рабочего места водителя), водителем которого является ФИО3, выявлены нарушения, которые отражены в акте.
Из акта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что постоянный рейд проведен в отношении водителя ФИО3 транспортного средства ГАЗ А67R43 с регистрационными знаками Е080ВС17, 2018 года выпуска, находящегося в собственности МБОУ Гимназия № <адрес>, по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ с 14 часов 15 минут по 14 часов 12 минут, совершены контрольные надзорные действия – протокол осмотра транспортного средства, по результатам проведения постоянного рейда установлено: не передача информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 30 секунд через Государственную автоматизированную информационную систему «Эра-Глонасс» в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, то есть нарушены требования п.3,4 Правил оснащения транспортных средств категории М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации", утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; подпункта «д» п. 8 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из протокола инструментального обследования транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в результате обследования транспортного средства, выявлены нарушения обязательных требований, которые приведены в акте постоянного рейда транспортного средства.
В связи с выявлением указанных нарушений, допущенных МБОУ Гимназия № <адрес>, государственным инспектором территориального отдела государственного автодорожного надзора по <адрес> (МТУ Роспотребнадзора по <адрес>) ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении по признакам ч.3. ст.19.20 КоАП РФ в отношении МБОУ Гимназия № <адрес>.
Между тем, с данным протоколом об административном правонарушении нельзя согласиться ввиду следующего:
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из изложенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении ведется производство по делу. Без его участия протокол может быть составлен только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Как усматривается из материалов дела, уведомление на составление протокола об административном правонарушении вручено Кызыл-оол С.М. ДД.ММ.ГГГГ, его соответствующая должность не указана в уведомлении, каких-либо полномочий на получение извещения отсутствуют. Так, из приказа № л/с от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Кызыл-оол С.М. принята на работу в МБОУ Гимназия № <адрес> в должности руководителя кадровой службы; приказом № л/с от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с Кызыл-оол С.М. расторгнут на основании ее личного заявления. В связи с чем, установить извещено ли МБОУ Гимназия № <адрес> в лице врио директора ФИО2 надлежащим образом, не представляется возможным, так как ссылается на то, что извещение не получила.
Таким образом, протокол об административном правонарушении был составлен, а также дело рассмотрено без участия МБОУ Гимназия № <адрес> в лице врио директора ФИО2, при отсутствии сведений о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, что лишило его возможности реализовать свои процессуальные права.
Составление протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие МБОУ Гимназия № <адрес>, не извещенного о времени составления протокола, не отвечает требованиям статьи 28.1 КоАП РФ и повлекло нарушение его права на защиту. Данное юридическое лицо не было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, поскольку уведомление получено не юридическим лицом, а его представителем, не имеющей полномочий на участие в рассмотрении дел об административных правонарушениях. Указанные обстоятельства влекут недопустимость протокола об административном правонарушении как доказательства, а соответственно отсутствие оснований для привлечения юридического лица к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Вместе с тем, в представленных материалах нет сведений об ознакомлении с протоколом об административном правонарушении и о получении копии протокола об административном правонарушении МБОУ Гимназия № <адрес> в лице врио директора ФИО2, в материалы дела не приложены.
Доказательств, которые бы согласовывались с протоколом об административном правонарушении, в деле не имеется.
При отсутствии совокупности достаточных доказательств, подтверждающих вину МБОУ Гимназия № <адрес>, и с учетом презумпции невиновности оснований для привлечения его к административной ответственности не имеется.
В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен, право МБОУ Гимназия № <адрес> в лице врио директора ФИО2 на защиту в ходе производства по делу не было реализовано, что является существенным нарушением процессуальных требований.
С учетом изложенного, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, подлежит прекращению производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых был составлен протокол об административном правонарушении.
На основании изложенного и руководствуясь ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Гимназия № <адрес> Республики Тыва» (МБОУ Гимназия № <адрес>) прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.М. Ооржак