Дело № 2-1733 (2019)
32RS0027-01-2019-000200-32
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 мая 2019 года г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Позинской С.В.,
при секретаре Саворенко О.А.,
с участием представителя истца по доверенности Степаниденко П.И.,
представителя ответчика Советской районной администрации города Брянска по доверенности Мозжова Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Воронцовой Е.А. к Советской районной администрации города Брянска о признании незаконным и отмене распоряжения об отказе в постановке на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, признании права состоять на жилищном учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
УСТАНОВИЛ:
Воронцова Е.А. обратилась в суд с указанным иском к Советской районной администрации гор. Брянска ссылаясь на то, что 21 августа 2018 года она выехала из зоны проживания с правом на отселение гор. Новозыбков Брянской области на постоянное место жительство в <адрес>. С 21 августа 2018 года по настоящее время проживает по договору найма по <адрес>. Своего жилья в собственности не имеет, в связи с чем 25 сентября 2018 года обратилась к ответчику с заявлением о постановке ее на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как добровольно выехавшей из зоны ЧАЭС.
Распоряжением Советской районной администрации г. Брянска от 13.11. 2018 года № 384-р ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. «б» ст. 6 Закона Брянской области от 09.06.2006 года № 37-З «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма на территории Брянской области». Из ответа Советской районной администрации города Брянска следует, что она не имеет льгот на улучшение жилищных условий, поскольку проживала в зоне с правом на отселения с 21.10.2015 года по 21.08.2018 года. С данным отказом истец не согласна
В связи с изложенным, с учетом уточнений исковых требований просит суд признать незаконным и отменить распоряжение Советской районной администрации г. Брянска от 13.11. 2018 года № 384-р об отказе Воронцовой Е.А. в постановке на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, признать за Воронцовой Е.А. право состоять на жилищном учтете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Постановлением Правительства РФ, как гражданина добровольно выехавшего из зоны с правом на отселение с периодом проживания в ней с 26.04.1986 года по 21 августа 2018 года, с даты ее первичного обращения с 25 сентября 2018 года.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Степаниденко П.И., исковые требования с учетом уточнений поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Советской районной администрации гор. Брянска по доверенности Мозжов Д.Н. исковые требования не признал, возражал против их удовлетворения, так как истцом не представлены документы, подтверждающие ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилье.
Истец Воронцова Е.А., представители ответчиков Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области, Департамента строительства Брянской области, представитель третьего лица ФКУ « Объединенная дирекция Минстроя России» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Причины неявки суду не сообщены.
В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку семьи, инвалидов, пожилых граждан и устанавливать иные гарантии социальной защиты (статья 7).
Согласно статье 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями), к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны отселения, зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 17 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
Статья 17 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает в качестве обязательного условия для возникновения права на обеспечение жилым помещением у гражданина, переселенного (выехавшего добровольно) из зоны проживания с правом на отселение вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, нуждаемость в улучшении жилищных условий, не устанавливая при этом требований к признанию их малоимущими.
По смыслу статьи 13, статьи 22, статьи 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на обеспечение жилым помещением имеют граждане, выехавшие из зон радиоактивного загрязнения.
Как следует из части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно пунктам 2 и 6 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей, а также вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (на основании заявлений данных граждан).
В силу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из буквального толкования указанных норм следует, что гражданину может быть отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, если им не представлены соответствующие документы.
В силу пункта «б» статьи 6 Закона Брянской области № 37-З от 09.06.2006 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области», отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда допускается в случаях, когда: представлены документы, на основании которых гражданин не может быть признан нуждающимся в жилом помещении.
Согласно удостоверению серии №... от <дата> Воронцова Е.А. являлась лицом проживавшим в зоне отселения гор. Новозыбков Брянской области с периодом проживания – с 26.04.1986 года
В соответствии с удостоверением серии №... от <дата> Воронцова Е.А. является выехавшей добровольно из зоны проживания с правом на отселение – г. Новозыбкова Брянской области с периодом проживания – с 21.10.2015 года по 21.09.2018 года, в связи с чем имеет право на компенсации и льготы, предусмотренные Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Из материалов дела следует и установлено судом, что Воронцова Е.А. с 26.04.1986 года по 21.08. 2018 года проживала в одном населенном пункте –гор. Новозыбков, Брянской области.
Территория гор. Новозыбкова Брянской области в соответствии с Постановлением Правительством Российской Федерации № 1074 от 08.10.2015 года, отнесена к зоне проживания с правом на отселение.
Таким образом Воронцова Е.А. не является лицом переселившимся в зону радиоактивного загрязнения - зону с правом на отселения после 1 января 1994 года.
В период с 21.08.2018 года по настоящее время истец зарегистрирована и проживает по договору безвозмездного пользования жилым помещением, расположенным <адрес>, площадью 78 кв. м, принадлежащем К., членом семьи которой она не является (поквартирная карточка от 25.09.2018 года, договор безвозмездного пользования жилым помещением от 21.08.2018 года ).
Как документально подтверждено в ходе судебного разбирательства, ранее истец проживала и была зарегистрирована по адресу: Брянская область, гор. Новозыбков с 26.04.1986 года по 20.02.1987 года по <адрес> ; с 20.02.1987 года по 30.04.1999 по <адрес> ; с 30.04.1999 года по 06.03. 2000 года по <адрес> ; с 06.03. 2000 года по 21.08. 2018 года по <адрес>
Жилого помещения в собственности или по договору социального найма истец на имеет, что подтверждается справкой ГУП «Брянскоблтехинвентаризация», выпиской из реестра регистрации права собственности на недвижимое имущество.
Судом установлено, что жилые помещения, как утраченное имущество, истцом в порядке определенном Федеральным законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», не сдавалась, компенсация за утраченное имущество ей не выплачивалась.
25 сентября 2018 года Воронцова Е.А. обратилась в Советскую районную администрацию г. Брянска с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма с составом семьи 1 человек, как добровольно выехавшей из зоны проживания с правом на отселение и отсутствием жилого помещения по договору социального найма и на праве собственности.
Распоряжением Советской районной администрации г. Брянска от 13 ноября 2018 года № 384-р Воронцовой Е.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, п. "б" ст. 6 Закона Брянской области от 09.06.2006 г. N 37-З "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма на территории Брянской области".
Советская районная администрация гор. Брянска, письмом от 15.11. 2018 года № 2043 разъяснила Воронцовой Е.А. мотивы отказа в постановке на жилищный учет, а именно, что согласно представленному удостоверению №... от <дата> она относится к категории граждан добровольно выехавших из зоны проживания с правом на отселение с периодом проживания с 21.10.2015 года по 21.08.2018 года. В связи с чем не имеет право, на меры социальной поддержки, виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку не представлены документы подтверждающие право состоять на жилищном учете.
При таких обстоятельствах приведенные ответчиком причины не могут служить основанием к отказу в постановке Воронцовой Е.А. на учет для предоставления жилого помещения, поскольку в судебном заседании установлено, что на момент принятия администрацией района решения по отказу в принятии на жилищный учет, Воронцова Е.А. предоставила все необходимые документы для постановки ее на учет как нуждающейся в жилых помещениях. Так в судебном заседании установлено, что Воронцова Е.А. фактически проживала в зоне, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС с 26.04.1986 года по 21.08.2018 года. Указание в удостоверении лица добровольно выехавшего из зоны с правом на отселения периода с 21.10.2015 года по 21.08.2018 года, вызвано тем, что при выдаче Воронцовой Е.А. удостоверения как лицу добровольно выехавшему из зоны с правом на отселения, Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области в удостоверении указал только единственный льготный статус гражданина и период проживания и статус населенного пункта, действующего на момент выезда гражданина, за пределы зоны радиоактивного загрязнения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что у ответчика отсутствовали основания для вывода, что истцом не представлены документы, которые подтверждают право соответствующих граждан состоять на жилищном учете в качестве нуждающегося, поскольку в ходе судебного заседания установлено, что истцом предоставлены все необходимые документы, подтверждающие ее право состоять на жилищном учете в качестве нуждающейся, установлено, что она не является членом семьи собственника жилого помещения в котором проживает в настоящее время, отношения по проживанию в данном жилом помещении стояться на договорных отношениях с собственником жилого помещения, в собственности и по договорам найма жилого помещения не имеет, компенсацию за утраченное имущество, в связи с аварией на ЧАЭС не получала, является лицом, добровольно выехавшей из зоны радиоактивного загрязнения, в которой проживала с 26.04. 1986 года по 21.08.2018 года.
При таких обстоятельствах, распоряжение Советской районной администрации г. Брянска от 13 ноября 2018 года № 384-р в части отказа Воронцовой Е.А. в постановке на жилищный учет нельзя признать обоснованным, оно не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы истца, в связи с чем заявленные требования о признании его незаконным и отмене в части касающейся истца, подлежат удовлетворению.
Также истец просит суд в порядке восстановления нарушенного права признать за ней право состоять на жилищном учтете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Постановлением Правительства РФ, как гражданина добровольно выехавшего из зоны с правом на отселение с периодом проживания в ней с 26.04.1986 года по 21 августа 2018 года, с даты ее первичного обращения с 25 сентября 2018 года. Между тем, оснований для удовлетворения указанных исковых требовании, по мнению суда не имеется, исходя из следующего :
Судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.
Так, решение вопросов по принятию граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях отнесено законодательно к компетенции органов местного самоуправления, суд не вправе подменять деятельность органов местного самоуправления т.к. именно факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении.
Таким образом, учитывая Конституционный принцип разделения исполнительной и судебной власти, суд не вправе подменять орган исполнительной власти и разрешать вопросы, отнесенные к компетенции органа исполнительной власти
В связи с чем, суд не полномочен разрешать вопросы, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта. Кроме того суд считает необходимым ответить, что отменяя спорное распоряжение ответчика, суд пришел к выводу, что истцом предоставлены все необходимые документы, подтверждающие ее право состоять на жилищном учете в качестве нуждающейся в жилье, как лица добровольно выехавшего из зоны радиоактивного загрязнения.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования Воронцовой Е.А. подлежащими удовлетворению частично.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Воронцовой Е.А. к Советской районной администрации города Брянска о признании незаконным и отмене распоряжения об отказе в постановке на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, признании права состоять на жилищном учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий – удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить распоряжение Советской районной администрации г. Брянска № 384-р от 13 ноября 2018 года об отказе Воронцовой Е.А. в постановке на жилищный учет как добровольно выехавшей из зоны проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Обязать Советскую районную администрацию гор. Брянска повторно рассмотреть вопрос о постановке на жилищный учет Воронцовой Е.А. как лица добровольно выехавшего из зоны проживания с правом на отселение с периодом проживания в ней с 26.04.1986 года по 21 августа 2018 года, нуждающегося в улучшении жилищных условий с даты ее первичного обращения с 25.09. 2018 года.
В удовлетворении исковых требований в остальной части – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Позинская
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 13 мая 2019 года.