Судебный акт #1 (Определение) по делу № 12-9/2023 от 22.09.2023

дело № 12-9/2023

УИД № 02RS0010-01-2023-000594-80

РЕШЕНИЕ

<адрес>                                                                                                    23 октября 2023 года

Судья Чойского районного суда Республики Алтай Романова В.Н., рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «Рудник «Веселый» Зубовой Н.С. на постановление заместителя руководителя – начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай, заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора № Т-03-023/2023 от 18 сентября 2023 года, которым

общество с ограниченной ответственностью «Рудник «Веселый» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 300 000 (триста тысяч) рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя – начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай, заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора № Т-03-023/2023 от 18.09.2023 года общество с ограниченной ответственностью «Рудник «Веселый» (далее также – ООО «Рудник «Веселый») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 300 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель ООО «Рудник «Веселый» Зубова Н.С. обратилась в суд с жалобой, в которой просит снизить размер административного штрафа до размера ниже минимального, применив ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ. В обоснование жалобы указывает, что в связи со сменой организационно-правовой формы эксплуатирующей ОРО организации ООО «Рудник «Веселый» обращалось в Росприроднадзор с соответствующим письмом о внесении изменений в ГРОРО от 25.10.2019 года № 691 в части изменения эксплуатирующей организации. Письмом Росприроднадзора от 14.02.2020 года №АА-10-03-32/4697 «О ведении Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО)» во внесении изменений в ГРОРО отказано в связи с имеющимися замечаниями. В ответ на указанное письмо ООО «Рудник «Веселый» повторно обратилось в Росприроднадзор с письмом от 25.03.2020 года №180. Письмом Росприроднадзора от 09.06.2020 года № АА-10-03-32/17495 «О ведении ГРОРО» ООО «Рудник «Веселый» разъяснен порядок ведения ГРОРО, в том числе необходимость направления заявления о внесении изменений в ГРОРО с приложением характеристики ОРО в территориальный орган Росприроднадзора. В дальнейшем ООО «Рудник «Веселый» повторно обращалось с заявлениями о внесении изменений в ГРОРО с приложением необходимых материалов, однако, письмами Росприроднадзора от 28.06.2021 № АА-10-02-34/20034, от 14.09.2021 №АА-10-02-34/30808 вновь отказано по тем же основаниям. ООО «Рудник «Веселый» считает что, выявленными нарушениями не причинен вред общественным отношениям и государственным интересам. Назначенный ООО «Рудник «Веселый» штраф в сумме 300 000 рублей является значительным и несоразмерным. По состоянию на 18.09.2023 года ООО «Рудник «Веселый» имеет налоговую задолженность в сумме 16 564 815 рублей 34 копейки, а также ссудную задолженность в сумме 233 800 000 рублей.

В судебное заседание представитель ООО «Рудник «Веселый» Зубова Н.С. не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом, просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие, жалобу поддержала.

Исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность при размещении отходов производства и потребления, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Согласно ст.ст. 1, 4 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее также - Федеральный закон № 7-ФЗ) земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, как компоненты природной среды, являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.

В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в числе которых: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды юридических лиц; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также - Федеральный закон № 89-ФЗ) отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.

Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах 1 и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона № 7-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 12 Федеральный закон № 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов; ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Из материалов дела усматривается, ООО «Рудник «Веселый» осуществляет недропользование на территории Республики Алтай на основании лицензии на пользование недрами ГОА 00458 БЭ с целевым назначением и видами работ - добыча коренного золота на Синюхинском месторождении и россыпного золота на р. Синюха», зарегистрированной в Отделе геологии и лицензирования по Республике Алтай (Горно-Алтайскнедра) Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу 19.09.2017 года за № 447, срок окончания действия - 26.05.2026 года. Данная лицензия оформлена ООО «Рудник «Веселый» на основании приказа Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу от 07.09.2017 года № 409 в соответствии со ст.17.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах» путем переоформления лицензии ГОА 12526 БЭ, выданной ОАО «Рудник «Веселый». Право пользования участком недр перешло к ООО «Рудник «Веселый» после реорганизации юридического лица ОАО «Рудник «Веселый» путем преобразования - изменения его организационно-правовой формы.

ОАО «Рудник «Веселый» поставлен на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, объект по добыче коренного золота на Синюхинском месторождении, расположенный но адресу: Республика Алтай, Чойский район, с.Сейка, код объекта 84-0122-001331-11, объект I категории негативного воздействия, значительный риск (свидетельство № A02HPZK5 от 28.12.2016). После реорганизации юридического лица ОАО «Рудник «Веселый» путем преобразования в ООО «Рудник «Веселый» проведена актуализация учетных сведений об указанном объекте (свидетельство № CKLHXMIB от 24.10.2018 года). В 2021 году ООО «Рудник «Веселый» проведена актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду эксплуатируемого объекта по добыче коренного золота на Синюхинском месторождении, местонахождение объекта: Республика Алтай, Чойский район. с. Сейка, код объекта 84-0122-001331-11, являющийся объектом I категории негативного воздействия, высокий риск (свидетельство № 4849744 от 07.04.2021 года).

ООО «Рудник «Веселый» осуществляет эксплуатацию объекта размещения отходов (далее - ОРО) - хвостохранилище золотоизвлекательной фабрики, расположенного по адресу: Республика Алтай, Чойский район, с. Сейка, промплощадка. Хвостохранилище предназначено для складирования хвостов переработки руды золотоизвлекательной фабрики и осветления оборотной воды.

В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права от 28.09.2011 года №№ 02-АВ 205151, 02-АВ 205150, выданными Управлением Росреестра по Республике Алтай, объекты: ОРО хвостохранилище золотоизвлекательной фабрики общим объемом 2 163 000 куб.м (полезный объем 1 650 000 куб.м) и дамба протяженностью 602 м (соответственно) находятся в собственности ОАО «Рудник «Веселый».

Приказом Росприроднадзора от 08.06.2016 года № 321 хвостохранилище золотоизвлекательной фабрики было внесено в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) с присвоением номера 04-00006-Х-00321-080616. Эксплуатирующей организацией является ОАО «Рудник «Веселый».

В связи со сменой организационно-правовой формы эксплуатирующей ОРО организации ООО «Рудник «Веселый» обращалось в Росприроднадзор с соответствующим письмом о внесении изменений в ГРОРО от 25.10.2019 года №691 в части изменения эксплуатирующей организации. Письмом Росприроднадзора от 14.02.2020 года № АА-10-03-32/4697 «О ведении ГРОРО» во внесении изменений в ГРОРО отказано в связи с имеющимися замечаниями. В ответ на указанное письмо ООО «Рудник «Веселый» повторно обратилось в Росприроднадзор с письмом от 25.03.2020 года № 180. Письмом Росприроднадзора от 09.06.2020 года № АА-10-03-32/17495 «О ведении ГРОРО» ООО «Рудник «Веселый» разъяснен порядок ведения ГРОРО, в том числе необходимость направления заявления о внесении изменений в ГРОРО с приложением характеристики ОРО в территориальный орган Росприроднадзора.

В дальнейшем ООО «Рудник «Веселый» повторно обращалось с заявлениями о внесении изменений в ГРОРО с приложением необходимых материалов, однако, письмами Росприроднадзора от 28.06.2021 года № АА-10-02-34/20034, от 14.09.2021 года № АА-10-02-34/30808 вновь отказано по тем же основаниям.

При этом в нарушение вышеуказанных обязательных требований ООО «Рудник «Веселый» осуществляет размещение отходов на объекте размещения отходов, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов.

Допрошенная в качестве свидетеля заместитель руководителя – начальник отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай ФИО2 пояснила, что в 2021 года ООО «Рудник «Веселый» не предпринимались меры для внесения изменений в ГРОРО. При вынесении оспариваемого постановления представителем ООО «Рудник «Веселый» не представлялись какие-либо документы, свидетельствующие о тяжелом финансовом положении организации и необходимости снижения размера административного штрафа.

Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив то, что в нарушение ч. 2 ст. 11, ч.ч. 6, 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ, Правил и Порядка ООО «Рудник «Веселый» осуществляет размещение отходов на объекте размещения отходов, не внесенном в ГРОРО, должностное лицо пришло к правомерному выводу о наличии в действиях ООО «Рудник «Веселый» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.

При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении должностным лицом на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Оснований для изменения квалификации или прекращения производства по делу об административном правонарушении не имеется.

Наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, с соблюдением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы рассмотреть дело полно, всесторонне и объективно, по делу не допущено.

Вместе с тем, судья полагает, что наказание юридическому лицу в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей подлежит снижению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 3 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Представителем ООО «Рудник «Веселый» Зубовой Н.С. представлены: справка о наличии на дату формирования справки положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета налогоплательщика № 2023-73987 по состоянию на 18.09.2023 года с приложением, справка о кредитных продуктах в ПАО «БАНК УРАЛСИБ» от 20.09.2023 года, соглашение о новации между ПАО «БАНК УРАЛСИБ» и ООО «Рудник «Веселый» от 13.02.2020 года № 0001-М11/00010, из которых усматривается тяжелое финансовое положение предприятия.

С учетом справедливости, обоснованности, баланса интересов сторон, принимая во внимание все обстоятельства дела, а также тяжелое финансовое положение юридического лица, судья считает возможным снизить размер административного штрафа, назначенного ООО «Рудник «Веселый», с 300 000 рублей до 150 000 рублей.

При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя – начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай, заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора № Т-03-023/2023 от 18.09.2023 года подлежит изменению в части размера административного штрафа, а именно: его снижения с 300 000 рублей до 150 000 рублей, в остальной части - оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление заместителя руководителя – начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай, заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора                    №Т-03-023/2023 от 18 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Рудник «Веселый» изменить, снизив размер административного штрафа с 300 000 рублей до 150 000 рублей, в остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 суток со дня получения копии через Чойский районный суд Республики Алтай.

Судья                                                                                                             В.Н. Романова

12-9/2023

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
ООО "Рудник веселый"
Суд
Чойский районный суд Республики Алтай
Судья
Романова Валентина Николаевна
Статьи

ст.8.2 ч.4 КоАП РФ

Дело на странице суда
choisky--ralt.sudrf.ru
25.09.2023Материалы переданы в производство судье
25.09.2023Истребованы материалы
13.10.2023Поступили истребованные материалы
23.10.2023Судебное заседание
23.10.2023Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
24.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.11.2023Вступило в законную силу
07.11.2023Дело оформлено
07.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее