Дело № 2-2061/2023 |
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 ноября 2023 года г. Елизово, Камчатского края
Елизовский районный суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Килиенко Л.Г.,
при секретаре судебного заседания Захаровой О.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления делами администрации Елизовского муниципального района – муниципальное казенное учреждение к Коростелеву Анатолию Павловичу о взыскании единовременного денежного пособия,
установил:
управление делами администрации Елизовского муниципального района - муниципальное казённое учреждение (далее – Учреждение, истец) обратилось в суд с иском к ответчику Коростелеву А.П., в котором просило взыскать с ответчика единовременное денежное пособие, выплаченное на основании государственного социального контракта от 01.10.2022 № 98 в размере 186 000 рублей.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что 01.10.2022 между сторонами был заключен социальный контракт № 98 (ведение личного подсобного хозяйства; срок действия до 30.09.2023), приложением к которому выступает программа социальной адаптации, подписанная сторонами, содержащая перечень мероприятий, подлежащих выполнению ответчиком. Государственная социальная помощь в размере 200 000 рублей перечислена ответчику 10.10.2022.
Вместе с тем, ответчиком условия социального контракта, а также мероприятия программы социальной адаптации не исполнены, отчет о выполнении программы социальной адаптации не предоставлен ни за один период. 19.01.2023 принято решение № 3 о расторжении социального контракта в связи с прекращением оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, в связи с нарушением его условий.
В судебном заседании представитель истца Виноградова Н.А. поддержала заявленные требования, по изложенным в иске основаниям, просила удовлетворить.
Представитель третьих лиц Глаголева Е.В. в судебном заседании полагала, что требования истца подлежат удовлетворению.
Ответчик Коростелев А.П. в зал судебного заседания не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении либо о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, хотя о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, возражений по существу иска в суд не направил.
Учитывая, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, суд считает необходимым рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся участников процесса, в порядке заочного производства, поскольку полагает возможным разрешить спор по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив иск, выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон «О государственной социальной помощи»).
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй ст. 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Статьей 3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; снижение уровня социального неравенства; повышение доходов населения.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной социальной помощи» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным названным законом, в соответствии с целями, установленными этим законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Согласно ч. 3 ст. 8.1 Федерального закона № 178-ФЗ к социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия.
Частью 2.1 ст. 10 Федерального закона № 178-ФЗ предусмотрено, что орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Размер государственной социальной помощи определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 11 Федерального закона № 178-ФЗ).
Частью 8 Порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим гражданам, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 02.04.2021 № 118-П (далее - Порядок) установлено, что основными принципами реализации государственной социальной помощи являются, помимо прочего, обязательность исполнения условий социального контракта и мероприятий программы социальной адаптации.
Пунктом 5 ч. 107 Порядка предусмотрено, что оказание государственной социальной помощи прекращается, в том числе, в случае невыполнения получателем мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, без уважительных причин, указанных в ч. 115 Порядка; в случае непредставления получателем в орган местного самоуправления отчета о выполнении мероприятий программы социальной адаптации в сроки, установленные программой социальной адаптации, без уважительных причин, указанных в ч. 115 Порядка.
Согласно ч. 125 Порядка в случае прекращения оказания государственной социальной помощи по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 и 14 части 107 настоящего Порядка, денежные средства, выплаченные получателю в виде ежемесячного и (или) единовременного денежного пособия, возвращаются получателем в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления о расторжении социального контракта на лицевой счет органа местного самоуправления по реквизитам и коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в данном уведомлении, в добровольном порядке либо взыскиваются в судебном порядке.
Законом Камчатского края от 03.03.2021 № 561 органы местного самоуправления, в том числе Елизовского муниципального района наделены государственными полномочиями Камчатского края по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим гражданам.
Постановлением Администрации Елизовского муниципального района от 20.01.2022 № 54, Управление делами Администрации Елизовского муниципального района – муниципальное казенное учреждение определено органом Администрации Елизовского муниципального района, уполномоченным и ответственным за исполнение обязательств Администрации Елизовского муниципального района, связанных с предоставлением в 2022 году из средств бюджета Камчатского края бюджету Елизовского муниципального района субвенции для осуществления государственных полномочий Камчатского края по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим гражданам.
На 2023 год Управлению делами аналогичные полномочия предоставлены постановлением Администрации Елизовского муниципального района 20.01.2023 № 82.
Приказом Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края от 30.06.2021 № 1031-п утвержден Административный регламент предоставления органам местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае государственной услуги по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим гражданам.
Как следует из материалов дела 01.10.2022 между Управлением делами администрации Елизовского муниципального района - муниципальным казенным учреждением (Уполномоченный орган) и Коростылевым А.П. (получатель) заключен социальный контракт № 98 (ведение личного подсобного хозяйства, срок действия 30.09.2023).
В рамках данного контракта разработана программа социальной адаптации, выполнение которой, являлось обязанностью получателя государственной социальной помощи.
Пунктом 4.1 раздела 4 контракта определено, что предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется в виде единовременного денежного пособия в размере 200 000 рублей.
В силу п. 3.2 раздела 3 контракта, получатель обязан, в том числе: осуществлять в течение срока действия социального контракта деятельность по ведению личного подсобного хозяйства с даты регистрации в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; ежемесячно информировать Уполномоченный орган о ведении личного подсобного хозяйства в период действия социального контракта; выполнять программу социальной адаптации в полном объеме, предпринимать активные действия по преодолению трудной жизненной ситуации, повышению денежных доходов и выходу на самообеспечение; уведомить Уполномоченный орган о досрочном прекращении деятельности в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход в период действия социального контракта в течение 3 рабочих дней со дня наступления указанного обстоятельства; возвратить единовременное денежное пособие в бюджет Елизовского муниципального района Камчатского края в порядке, установленном законодательством РФ и Камчатского края в полном объеме в срок не позднее 30 календарных дней в случае досрочного расторжения социального контракта в связи с прекращением оказания государственной социальной помощи по основаниям, предусмотренным п.п. 1-5, 7, 8, 14 ч. 107 Порядка в добровольном порядке; ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представлять Уполномоченному органу отчет о выполнении мероприятия программы социальной адаптации с приложением подтверждающих документов.
Аналогичные обязанности получателя государственной услуги закреплены в п. 96 Порядка.
Платежным поручением от 10.10.2022 ответчику в рамках заключенного социального контракта в качестве меры социальной поддержки перечислено 200 000 рублей.
В нарушение условий социального контракта, ответчик не предоставил в Управление отчеты о выполнении мероприятий программы социальной адаптации, с приложением документов, подтверждающих целевое расходование денежной выплаты, предусмотренной социальным контрактом.
В указанной связи, 19.01.2023 Управлением принято решение № 3 о расторжении социального контракта, которое направлено ответчику 23.01.2023 и ответчику было предложено в течение 30 дней со дня получения уведомления вернуть выплаченное в рамках социального контракта денежное пособие в размере 200 000 рублей.
В добровольном порядке ответчик вернул денежные средства в размере 14 000 рублей, что подтверждается соответствующими природными кассовыми ордерами. Остаток задолженности составляет 186 000 рублей.
Пунктом 6.3 контракта предусмотрено, что в случае невозмещения получателем денежных средств, указанных в части 6.1, в срок, установленный в части 6.2, денежные средства подлежат взысканию в судебном порядке.
Таким образом, поскольку в предложенный в уведомлении срок в добровольном порядке выплаченное денежное пособие ответчиком в полном объеме не возращено, то в соответствии с требованиями закона оно подлежит взысканию с него в пользу Учреждения, так как доказательств наличия уважительных причин, по которым им не выполнены мероприятия программы социальной адаптации, а также не исполнены обязательства, предусмотренные социальным контрактом, суду не предоставлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При этом государственная пошлина подлежит зачислению в соответствующий бюджет, которым в силу п. 2 ст. 61.1 и п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации является местный бюджет.
Поскольку исковые требования Управления удовлетворены судом, то с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 4 920 рублей.
Доказательств в той части, что имеется иная задолженность, либо задолженность погашена в полном объеме, суду не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235, 237 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01.10.2022 № 98 ░ ░░░░░░░ 186 000 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 4 920 ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░