Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1016/2020 ~ М-928/2020 от 04.08.2020

Дело № 2-1016/2020 13 ноября 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Приморский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Алексеевой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Пугачевой Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске в помещении суда гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области к администрации муниципального образования «Приморское», обществу с ограниченной ответственностью «Аквамир» о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства,

установил:

    

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Архангельской области) обратилось в суд с иском к администрации муниципального образования «Приморское», обществу с ограниченной ответственностью «Аквамир» о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства. В обоснование требований указало, что соглашением от 05.10.2015 администрацией МО «Приморский муниципальный район» администрации МО «Приморское» переданы полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе по организации водоснабжения. Согласно информации администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» от 19.06.2020 , источник водоснабжения деревни Рикасиха Приморского района Архангельской области – река Северная Двина (Никольский рукав). В настоящее время СЭЗ на использование водного объекта в целях питьевого водоснабжения на водный объект – река Северная Двина (Никольский рукав), из которого осуществляется забор воды на водоочистные сооружения деревни Рикасиха Приморского района Архангельской области для администрации муниципального образования «Приморское», ООО «Аквамир» осуществляющих в 2020 году эксплуатацию водопроводной сети, а также для иных лиц истцом не выдавалось. Администрацией муниципального образования «Приморское» и ООО «Аквамир» не исполняются требования п. 3 ст. 18 Закона № 52-ФЗ, ч. 3 ст. 23 Закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»: отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта, используемого в качестве источника хозяйственно- питьевого водоснабжения для населения и иных потребителей деревни Рикасиха Приморского района Архангельской области (река Северная Двина, Никольский рукав) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. В связи с чем просило обязать администрацию муниципального образования «Приморское» организовать подачу питьевой воды населению и иным потребителям деревни Рикасиха Приморского района Архангельской области из водоисточника, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации в срок до 01.12.2021; обязать ООО «Аквамир» получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта в целях питьевого водоснабжения на водный объект – река Северная Двина (Никольский рукав), из которого осуществляется забор воды на водоочистные сооружения деревни Рикасиха Приморского района Архангельской области в срок до 01.12.2021; обязать ООО «Аквамир» прекратить подачу питьевой воды населению и иным потребителям деревни Рикасиха Приморского района Архангельской области из реки Северная Двина (Никольский рукав) с 01.12.2021 до получения санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта в целях питьевого водоснабжения; обязать администрацию муниципального образования «Приморское» обеспечить население и иных потребителей деревни Рикасиха Приморского района Архангельской области питьевой водой, соответствующей СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», на период запрета использования водоисточника.

    В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Архангельской области, Двинско-Печерское бассейновое управление Федерального агентства водных ресурсов, ООО «АрхЭнергия».

В ходе рассмотрения дела представитель истца Шишина *** в представленном суду заявлении уточнила исковые требования, просила обязать администрацию муниципального образования «Приморское», ООО «Аквамир» организовать подачу питьевой воды населению и иным потребителям деревни Рикасиха Приморского района Архангельской области из водоисточника, соответствующего требованиям ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» путем получения санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта река Северная Двина (Никольский рукав) в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на водный объект – река Северная Двина (Никольский рукав), из которого осуществляется забор воды на водоочистные сооружения деревни Рикасиха Приморского района Архангельской области в срок до 01.12.2021; обязать администрацию ООО «Аквамир» прекратить подачу питьевой воды населению и иным потребителям деревни Рикасиха Приморского района Архангельской области из водного объекта река Северная Двина (Никольский рукав) с 01.12.2021 до получения санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; обязать администрацию муниципального образования «Приморское» обеспечить население и иных потребителей деревни Рикасиха Приморского района Архангельской области питьевой водой, соответствующей требованиям СанПин 2.1.4.1074-1 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», на период запрета использования водоисточника.

Представитель истца Шишина ***. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала. Полагала, что в рассматриваемом случае имеет место солидарная обязанность ответчиков по получению санитарно- эпидемиологического заключения на использование водного объекта.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Приморское» Казакова *** в судебном заседании с иском не согласилась, указав, что водоснабжение администрацией организовано путем заключения договора с ООО «Аквамир», которое и должно в данном случае получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта.

Представитель ответчика ООО «Аквамир» Иванов ***. в судебном заседании с иском не согласился, полагал, что санитарно- эпидемиологическое заключение на использование водного объекта должна получить администрация МО «Приморское». Также указал, что договор водопользования не мог быть заключен при отсутствии санитарно- эпидемиологического заключения. При оформлении заключения необходимо использовать формулировки, предусмотренные законом.

Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили, возражений по иску не представили.

Заслушав представителей истца, ответчиков, исследовав письменные материалы дела и оценив все доказательства в их совокупности с действующим законодательством, суд приходит к следующему.

В силу положений п. 1 ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10. 2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на основании Соглашения от 05.10.2015 администрацией муниципального образования «Приморский муниципальный район» полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе по организации водоснабжения переданы администрации муниципального образования «Приморское».

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Пункты 3 и 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ указывают, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселений водоснабжения населения.

Согласно п. 3 ст. 18 Закона № 52-ФЗ и ч. 3 ст. 23 Закона № 416-ФЗ, критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

В силу п. 3 ст. 18 Закона № 52-ФЗ и ч. 3 ст. 23 Закона № 416-ФЗ, использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения (далее - СЭЗ) о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Порядок получения СЭЗ регламентирован Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18.07.2012 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений».

В соответствии с п. 18 данного Административного регламента для получения СЭЗ заявитель предоставляет в Управление заявление о выдаче СЭЗ и экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области» (результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленные в установленном порядке).

Таким образом, использование водного объекта для забора воды, водоподготовке и отпуску питьевой воды в водопроводные сети допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Как следует из материалов дела, источником водоснабжения деревни Рикасиха Приморского района Архангельской области является река Северная Двина (Никольский рукав).

Судом также установлено, что 01.10.2020 года между администрацией МО «Приморское» (арендодатель) и ООО «Аквамир» (арендатор) заключен договор аренды объектов коммунальной инфраструктуры (водоснабжения и водоотведения) в деревне Рикасиха Приморского района Архангельской области, находящихся в собственности МО «Приморское», с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения и водоотведения потребителям МО «Приморское», согласно которому арендатору во временное владение и пользование передано имущество (объекты коммунальной инфраструктуры, принадлежащие МО «Приморское») для использования в производственных целях по оказанию потребителям МО «Приморское» услуг по водоснабжению, водоотведению в дер. Рикасиха Приморского района Архангельской области.

Договор заключен на срок до 31 декабря 2025 года.

Согласно п. 2.3.2. указанного договора аренды, арендатор ООО «Аквамир» обязуется оказывать услуги в сфере водоснабжения и водоотведения потребителям МО «Приморское» (дер. Рикасиха Приморского района Архангельской области) в соответствии с нормами и правилами, установленными законодательством Российской Федерации, Архангельской области, нормативными правовыми актами муниципального образования «Приморский муниципальный район», муниципального образования «Приморское».

При этом арендатор ООО «Аквамир» обязуется обеспечить своевременное заключение и исполнение соглашений и договоров, предусмотренных законодательством РФ в сфере водоснабжения и водоотведения, с любыми лицами и организациями, которые могут повлиять на процесс и качество предоставления услуг водоснабжения, водоотведения потребителям МО «Приморское» (дер. Рикасиха Приморского района Архангельской области).

Таким образом, используя водный объект для забора воды, водоподготовке и отпуску питьевой воды в водопроводные сети, ООО «Аквамир» обязано иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В связи с чем суд приходит к выводу о том, что на ООО «Аквамир» в рассматриваемом случае лежит обязанность по получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Учитывая изложенное, доводы истца о солидарной обязанности по получению СЭЗ администрацией МО «Приморское» и ООО «Аквамир» суд находит несостоятельными. Согласно п. 1 ст. 322 ГК РФ, солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.

В настоящем случае оснований для солидарной обязанности администрации МО «Приморское» и ООО «Аквамир» по получению СЭЗ в ходе рассмотрения дела не установлено. На администрации МО «Приморское», исполнившей свою обязанность по организации водоснабжения посредством заключения договора с ООО «Аквамир», лежит обязанность, в силу п. 2.2.1 договора, контролировать соблюдение обществом условий данного договора.

Материалами дела также подтверждается, что санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта – река Северная Двина (Никольский рукав), из которого осуществляется забор воды на водоочистные сооружения деревни Рикасиха Приморского района Архангельской области, – санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ООО «Аквамир», осуществляющему эксплуатацию водопроводной сети, не выдавалось, что нарушает права потребителей данной услуги.

В отношении ООО «Аквамир» 03 сентября 2019 года Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области вынесено предписание о прекращении выявленных нарушений, в том числе путем получения санитарно санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта – река Северная Двина (Никольский рукав) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, которое обществом не исполнено.

Таким образом, ООО «Аквамир» не соблюдаются требования п. 3 ст. 18 Закона № 52-ФЗ, ч. 3 ст. 23 Закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»: отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта – река Северная Двина (Никольский рукав), из которого осуществляется забор воды на водоочистные сооружения деревни Рикасиха Приморского района Архангельской области, – санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В связи с чем суд приходит выводу о возложении на ООО «Аквамир» обязанности получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта – река Северная Двина (Никольский рукав), из которого осуществляется забор воды на водоочистные сооружения деревни Рикасиха Приморского района Архангельской области, – санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Оснований для возложения указанной обязанности на администрацию МО «Приморское» в рассматриваемом случае не имеется.

Руководствуясь ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, предусматривающей обязанность суда определить срок, в течение которого решение должно быть исполнено, суд считает необходимым определить срок для исполнения решения суда – до 01.12.2021, что будет соответствовать принципам разумности и справедливости, не нарушит баланс прав всех участников рассматриваемых правоотношений.

Учитывая удовлетворение требования об обязании ООО «Аквамир» в срок до 01.12.2021 получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта – река Северная Двина (Никольский рукав), из которого осуществляется забор воды на водоочистные сооружения деревни Рикасиха Приморского района Архангельской области, – санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, подлежит удовлетворению взаимосвязанное с данным требованием требование об обязании ООО «Аквамир» прекратить подачу питьевой воды населению и иным потребителям деревни Рикасиха Приморского района Архангельской области из водного объекта река Северная Двина (Никольский рукав) с 01.12.2021 года до получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

При этом на период запрета использования водоисточника обязанность обеспечить население и иных потребителей деревни Рикасиха Приморского района Архангельской области питьевой водой, соответствующей требованиям СанПин 2.1.4.1074-1, лежит на администрации МО «Приморское», как на органе, отвечающем за организацию надлежащего обеспечения водоснабжением населения, в связи с чем данное требование истца также подлежит удовлетворению.

В остальной части в удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области к администрации муниципального образования «Приморское» надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области к администрации муниципального образования «Приморское», обществу с ограниченной ответственностью «Аквамир» о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Аквамир» в срок до 01.12.2021 получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта – река Северная Двина (Никольский рукав), из которого осуществляется забор воды на водоочистные сооружения деревни Рикасиха Приморского района Архангельской области, – санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Аквамир» прекратить подачу питьевой воды населению и иным потребителям деревни Рикасиха Приморского района Архангельской области из водного объекта река Северная Двина (Никольский рукав) с 01.12.2021 до получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Обязать администрацию муниципального образования «Приморское» обеспечить население и иных потребителей деревни Рикасиха Приморского района Архангельской области питьевой водой, соответствующей требованиям СанПин 2.1.4.1074-1 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» на период запрета использования водоисточника.

В остальной части в удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области к администрации муниципального образования «Приморское» отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.В. Алексеева

2-1016/2020 ~ М-928/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Архангельской области
Ответчики
Администрация МО "Приморское"
ООО "Аквамир"
Другие
Шишина Ольга Петровна
ООО "АрхЭнергия"
Иванов Алексей Анатольевич
Двинско-Печерское бассейновое управление Федерального агентства водных ресурсов
Щипакова Ольга Владиславовна
Зайцева Виктория Анатольевна
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии Архангельской области"
Администрация МО "Приморский муниципальный район"
Суд
Приморский районный суд Архангельской области
Судья
Алексеева Надежда Владимировна
Дело на странице суда
primsud--arh.sudrf.ru
04.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.08.2020Передача материалов судье
06.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.08.2020Предварительное судебное заседание
07.09.2020Судебное заседание
15.09.2020Судебное заседание
22.09.2020Судебное заседание
22.10.2020Судебное заседание
30.10.2020Судебное заседание
13.11.2020Судебное заседание
20.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2020Дело оформлено
19.09.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее