79RS0002-01-2023-005655-80
Дело № 2-408/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 февраля 2024 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Новосельцева Я.И.,
при секретаре Гаджикишиевой Д.Т.,
с участием процессуального истца помощника прокурора г. Биробиджан ЕАО Григи Е.А.,
представителя ответчика мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области Вищикус М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям прокурора города Биробиджана Еврейской автономной области в интересах несовершеннолетних граждан к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 12», муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средней общеобразовательной школе № 7», муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 50», муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детскому саду № 39», муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детскому саду № 32», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области о возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
В суд поступило исковое заявление прокурора г. Биробиджана к мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 32» о возложении обязанности выполнить определенные действия. Требования мотивированы тем, что в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2, в производственных помещениях столовых образовательных организаций должны устанавливаться фаршемешалка, котлетоформовочный автомат, в помещении нарезки хлеба – хлеборезательная машина. Указанное оборудование в учреждении отсутствует. В силу устава организации, ее учредителем и собственником имущества является мэрия города МО «Город Биробиджан» ЕАО. просит суд возложить обязанность на МБДОУ «Детский сад № 32» обеспечить наличие в мясорыбном цеху фаршемешалки и котлетоформовочного автомата. При недостаточности у МБДОУ «Детский сад № 32» денежных средств, выделенных на финансирование деятельности образовательного учреждения, возложить обязанность на мэрию города МО «Город Биробиджан» ЕАО выделить денежные средства на указанные цели.
В суд поступило исковое заявление прокурора г. Биробиджана к мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 39» о возложении обязанности выполнить определенные действия. Требования мотивированы тем, что в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2, в производственных помещениях столовых образовательных организаций должны устанавливаться фаршемешалка, котлетоформовочный автомат, в помещении нарезки хлеба – хлеборезательная машина, а также картофелеочистительная машина. Указанное оборудование в учреждении отсутствует. В силу устава организации, ее учредителем и собственником имущества является мэрия города МО «Город Биробиджан» ЕАО. просит суд возложить обязанность на МБДОУ «Детский сад № 39» обеспечить наличие в мясорыбном цеху фаршемешалки и котлетоформовочного автомата, картофелеочистительной машины. При недостаточности у МБДОУ «Детский сад № 39» денежных средств, выделенных на финансирование деятельности образовательного учреждения, возложить обязанность на мэрию города МО «Город Биробиджан» ЕАО выделить денежные средства на указанные цели.
В суд поступило исковое заявление прокурора г. Биробиджана к мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 50» о возложении обязанности выполнить определенные действия. Требования мотивированы тем, что в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2, в производственных помещениях столовых образовательных организаций должны устанавливаться фаршемешалка, котлетоформовочный автомат, в помещении нарезки хлеба – хлеборезательная машина, а также картофелеочистительная машина. Указанное оборудование в учреждении отсутствует. В силу устава организации, ее учредителем и собственником имущества является мэрия города МО «Город Биробиджан» ЕАО. просит суд возложить обязанность на МБДОУ «Детский сад № 50» обеспечить наличие в мясорыбном цеху фаршемешалки и котлетоформовочного автомата, картофелеочистительной машины. При недостаточности у МБДОУ «Детский сад № 50» денежных средств, выделенных на финансирование деятельности образовательного учреждения, возложить обязанность на мэрию города МО «Город Биробиджан» ЕАО выделить денежные средства на указанные цели.
Поступило исковое заявление прокурора г. Биробиджана в суд к мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО к МБОУ «Средней общеобразовательной школе № 7» о возложении обязанности обеспечить наличие в мясорыбном цеху фаршмешалки и котлетоформовочного автомата, в помещении для нарезки хлеба хлеборезательной машины.
Поступило исковое заявление прокурора г. Биробиджана в суд к мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО», МБДОУ «Детский сад № 12» о возложении обязанности обеспечить наличие в мясорыбном цеху фаршмешалки и котлетоформовочного автомата, в помещении для нарезки хлеба хлеборезательной машины, картофелеочистительной машины. Просит суд о возложении обязанности обеспечить наличие в мясорыбном цеху фаршмешалки и котлетоформовочного автомата, в помещении для нарезки хлеба хлеборезательной машины, картофелеочистительной машины.
Протокольным определением суда от 12.02.2024 вышеуказанные дела объединены в одно производство.
В судебном заседании процессуальный истец исковые требования уточнил, просил обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12», муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средней общеобразовательной школе № 7», муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 50», муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детскому саду № 39», муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детскому саду № 32» в срок до 31.12.2026 установить фаршемешалку. При недостаточности у данных образовательных учреждения денежных средств, выделенных на финансирование деятельности, просил возложить обязанность на мэрию города МО «Город Биробиджан» ЕАО в срок до 31.12.2026 выделить денежные средства на указанные цели. В остальной части отказался от иска, указав, что последствия отказа от иска разъяснены и понятны. Доводы, изложенные в исковых заявлениях, поддержал.
Представитель ответчика мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО в судебном заседании с исковыми требованиями согласился, последствия признания исковых требований разъяснены.
Представители ответчиков муниципальных бюджетных образовательных учреждений в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав пояснения участников, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска. Суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Частью 2 ст. 173 ГПК РФ предусмотрено, что суд разъясняет истцу последствия отказа от иска. При отказе истца от иска и принятии его судом суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу (ч. 3 ст. 173 ГПК РФ).
В соответствии с абз. 4 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
В суд поступило заявление от процессуального истца об отказе от исковых требований в части возложения обязанности на муниципальные бюджетные образовательные учреждения установить котлетоформовочный автомат, картофелеочистительной и хлеборезательной машины. Последствия отказа от иска разъяснены и понятны.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд приходит к выводу о принятии отказа от иска и прекращении производства по делу в указанной части.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.ст. 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
Согласно статье 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитание в них патриотизма и гражданственности, а также реализация личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.
Такая государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе, ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ), который устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Также в соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность (ст. 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2.
Таблицей 6.18 к указанным СанПиН 1.2.3685-21 утвержден минимальный перечень оборудования производственных помещений столовых образовательных организаций, в соответствии с которым в мясорыбном цеху должна устанавливаться, в том числе фаршемешалка.
В нарушение указанной нормы в образовательных организациях данное оборудование отсутствуют, что не оспаривалось ответчиками.
Доказательств устранения нарушений требований законодательства не представлено ответчиками.
При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в части обязания МБДОУ «Детский сад № 12», МБОУ «Средней общеобразовательной школе № 7», МБДОУ «Детский сад № 50», МБДОУ «Детскому саду № 39», МБДОУ «Детскому саду № 32» установить в мясорыбном цеху фаршемешалку.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
В соответствии со ст. 53 указанного Федерального закона, формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Пункт 4 статьи 51 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указано, что функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Статья 15 указанного закона определяет, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относятся к вопросам местного значения муниципального образования.
Таким образом, обязательства по финансированию вышеуказанных мероприятий являются расходным обязательствами органа местного самоуправления. Соответственно, выделение средств на эти мероприятия возможно в рамках бюджетного процесса.
Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных учреждений, созданных муниципальным образованием, осуществляются соответственно уполномоченным органом местного самоуправления, в данном случае мэрией города МО «Город Биробиджан» ЕАО.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости возложения на мэрию города МО «Город Биробиджан» ЕАО при недостаточности у МБДОУ «Детский сад № 12», МБОУ «Средней общеобразовательной школе № 7», МБДОУ «Детский сад № 50», МБДОУ «Детскому саду № 39», МБДОУ «Детскому саду № 32» денежных средств произвести финансирование за счет средств бюджета муниципального образования для выполнения образовательными организациями указанных мероприятий.
Срок, указанный прокурором, суд считает обоснованным и разумным.
Доказательств наличия обстоятельств установления более поздних сроков исполнения решения суда, ответчиками не представлено.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
В связи с чем, что мэрия города МО «Город Биробиджан» ЕАО освобождается от уплаты государственной пошлины по настоящему гражданскому делу, суд считает необходимым взыскать с МБДОУ «Детский сад № 12», МБОУ «Средней общеобразовательной школе № 7», МБДОУ «Детский сад № 50», МБДОУ «Детскому саду № 39», МБДОУ «Детскому саду № 32» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 150 руб., по 30 руб. с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198, 220, 221 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Биробиджана Еврейской автономной области в интересах несовершеннолетних граждан к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 12», муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средней общеобразовательной школе № 7», муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 50», муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детскому саду № 39», муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детскому саду № 32», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12» (ИНН 7901013706), муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» (ИНН 7901014445), муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 50» (ИНН 7901013914), муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 39» (ИНН 7901014026), муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32» (ИНН 7901024426) в срок до 31.12.2026 установить фаршемешалку.
Обязать мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО (ОГРН 1057900040912, ИНН 7901525782) при недостаточности денежных средств, выделенных на финансирование деятельности образовательных учреждений, в срок до 31.12.2026 выделить муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 12» (ИНН 7901013706), муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 7» (ИНН 7901014445), муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 50» (ИНН 7901013914), муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 39» (ИНН 7901014026), муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 32» (ИНН 7901024426) денежные средства на указанные цели.
Производство по иску прокурора города Биробиджана Еврейской автономной области в интересах несовершеннолетних граждан к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 12» (ИНН 7901013706) о возложении обязанности установить котлетоформовочный автомат, картофелеочистительную и хлеборезательную машины, муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 7» (ИНН 7901014445) о возложении обязанности установить котлетоформовочный автомат, хлеборезательную машину, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 50» (ИНН 7901013914), муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 39» (ИНН 7901014026) о возложении обязанности установить котлетоформовочный автомат и картофелеочистительную машину, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 32» (ИНН 7901024426) о возложении обязанности установить котлетоформовочный автомат, прекратить в связи с отказом истца от иска в указанной части.
Разъяснить истцу, что в соответствии со ст. 221 ГПК РФ повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 12» (ИНН 7901013706), муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» (ИНН 7901014445), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 50» (ИНН 7901013914), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 39» (ИНН 7901014026), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 32» (ИНН 7901024426) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 150 руб., по 30 руб. с каждого.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Я.И. Новосельцев
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 19.02.2024.