УИД 23RS0№-14
К делу №
Решение
Именем Российской Федерации
<адрес> 21 марта 2024 года
Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ
Адлерский районный суд <адрес> края в составе:
председательствующего – судьи Машевец С.Ю.,
при секретаре судебного заседания – ФИО2,
с участием представителя истца прокуратуры <адрес> – помощника прокурора <адрес> – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в порядке ст.45 ГПК РФ к администрации муниципального образования города – курорт <адрес> о признании отсутствующим право и снятии с государственного кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском к администрации муниципального образования города –курорт <адрес> о признании отсутствующим право и снятии с государственного кадастрового учета.
В обосновании своих требований суду указал, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407007:2757 незаконно зарегистрировано право собственности ответчика, поскольку земельный участок образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
Так, на основании постановления Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании Сочинского национального парка» создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.
В силу ст. ст. 3, 4, 29 Лесного Кодекса РСФСР (Закон РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ, далее - ЛК РСФСР 1978 года, утратил силу ДД.ММ.ГГГГ) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства.
Статьями 7, 19, 56 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 22-ФЗ, далее - ЛК РФ 1997 года), с принятием которого утратили силу Основы лесного законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что леса национальных парков находятся в собственности Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в первоначальной редакции) национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 12 данного Федерального закона (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.
В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Абзацем 3 п. 1 ст. 17 ЗК РФ закреплено, что земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, находятся в федеральной собственности.
Таким образом, в силу названных положений законодательства земельные участки, входящие и входившие в Сочинский национальный парк, находятся в федеральной собственности.
На основании ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.
Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с п. 2 ст. 23, ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 200-ФЗ, далее - ЛК РФ), п. 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.
В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.
В частности, на основании плана лесоустройства Веселовского участкового лесничества Сочинского национального парка ДД.ММ.ГГГГ на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:28 категории «земли особо охраняемых природных территорий», что подтверждается информацией территориального отдела № (по <адрес>) ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка.
Исходя из п. 5 ч. 2, ч.ч. 6, 7 ст. 111, п. 3 ч. 2 ст. 23, ч. 1, п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 116 JIK РФ в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Таким образом, защитные леса, составлявшие территорию Сочинского национального парка, после их включения в границы населенных пунктов города-курорта Сочи приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшения площади которых не допускается. Данный вывод подтвержден Верховным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-АПГ15-5.
На земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407007:2757 зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ право собственности муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, что подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Основанием для регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407007:2757 послужило распоряжение департамента имущественных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О включении в реестр объектов муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Сочи земельного участка с кадастровым номером 23:49:0407007:2757, площадью 21737 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, пер. Васильковый, 101».
Указанное распоряжение издано в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон № 244-ФЗ).
Однако правовых оснований для включения спорного земельного участка в реестр муниципальной собственности не имелось, так как ч. 11 ст. 1 Федерального закона № 244-ФЗ предусмотрены исключительные случаи, определенные ч.ч. 8-10 настоящей статьи, при которых земельные участки федеральной собственности не подлежат отнесению к муниципальной собственности.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407007:2757 частично сформирован за счет земель Веселовского участкового лесничества Сочинского национального парка, которые в силу абз. 3 п. 1 ст. 17, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, п. 5 ст. 12 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ, абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 находятся в собственности Российской Федерации.
Изложенное следует из заключения специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407007:2757 расположен в пределах выделов 63, 64 квартала 56 земель Веселовского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года.
Таким образом, включение земельного участка с кадастровым номером 23:49:0407007:2757 в реестр объектов муниципальной собственности, а также регистрация права муниципальной собственности на него противоречит требованиям п. 4 ч. 8, ч. 11 ст. 1 Федерального закона № 244-ФЗ.
Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежовываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
Указанные требования Инструкции по межеванию действуют в настоящее время.
Данными положениями законодательства также предусмотрено, что согласование местоположения границ земельных участков проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.
При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей; обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания; указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности.
Пунктом 2 ст. 9 ЗК РФ установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
В настоящее время полномочия по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности, их использованием по назначению и сохранностью, расположенными на территории <адрес> осуществляет Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в <адрес> и <адрес> (далее - МТУ Росимущество).
Следовательно, полномочия собственника в части согласования местоположения границ земельных участков, отнесенных к собственности Российской Федерации, относится к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на управление федеральным имуществом.
Однако в регистрационном деле по межеванию земельного участка 23:49:0407007:2757 согласование границ участка с МТУ Росимущества не имеется.
При этом пп. 6 п. 22, п. 71 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что при составлении межевого плана для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка используется лесоустроительная документация.
Таким образом, при межевании земель сбор и изучение картографических данных (в том числе, карт-планов лесничеств, лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений) в целях установления площади, местоположения, количественных, качественных и иных характеристик земельных участков, за счет которых осуществляется формирование обособленного земельного участка, является обязательным мероприятием.
Следовательно, при межевании спорного участка надлежало учитывать карту-план Веселовского участкового лесничества Сочинского национального парка по материалам лесоустройства 1997-1998 годов, определяющую границы федеральных земель (городских лесов) и их принадлежность к собственности Российской Федерации.
Таким образом, вопреки вышеуказанным требованиям и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в <адрес> и <адрес>, в их границах частично сформирован земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407007:2757, площадью 21737 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, пер. Васильковый, 101, с видом разрешенного использования «асфальтобетонный завод».
С учетом изложенного право собственности муниципального образования городской округ город-курорт Сочи на спорный земельный участок 23:49:0407007:2757 возникло незаконно.
Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и составленной фототаблицы следует, что обозначенный участок частично огорожен, свободен от строений, частично покрыт лесной растительностью, фактически не осваивается.
Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения ответчика и иных граждан указанным участком.
Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц. Таким образом, фактически спорный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбывал.
В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» к требованиям собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, которые не соединены с лишением владения, относятся также требования о признании права (обременения) отсутствующим; исковая давность на такие требования не распространяется (статья 208 ГК РФ).
Верховным Судом Российской Федерации указано, что признание права собственности ответчика отсутствующим возможно только при наличии у истца права собственности, владении им имуществом и неосновательной регистрации права собственности за ответчиком, который этим имуществом не владеет (определения от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ18-15, №-КГ18-17 и др.).
Учитывая изложенное, истец считает, что восстановление нарушенных прав Российской Федерации по настоящему спору возможно путем предъявления иска о признании права отсутствующим, так как ответчик не является фактическим владельцем земельного участка с кадастровым номером 23:49:0407007:2757.
С учетом изложенного просит:
1. Признать отсутствующим право собственности муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости, на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407007:2757, площадью 21737 кв.м, категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «асфальтобетонный завод», расположенный по адресу: <адрес>, пер. Васильковый, 101.
2.В решении суда указать, что решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> аннулировать, без истребования дополнительных заявлений и документов, в Едином государственном реестре недвижимости запись о праве собственности муниципального образования городской округ город-курорт Сочи на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407007:2757, площадью 21737 кв.м, категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «асфальтобетонный завод», расположенный по адресу: <адрес>, пер. Васильковый, 101.
3.В решении суда указать, что решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> произвести, без истребования дополнительных заявлений и документов, учетно-регистрационные действия по образованию земельных участков 23:49:0407007:ЭУ1 и 23:49:0407007:ЭУ2 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0407007:2757 и внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений об образованных земельных участках в соответствии со следующими каталогами координат:
№ точки |
X |
Y |
23:49:0407007:ЗУ1 | ||
1 |
299676,43 |
2219770,42 |
2 |
299667,??? 2219774,08 | |
3 |
299660,92 |
2219780,36 |
4 |
299628,30 |
2219812,33 |
5 |
299587,27 |
2219824,69 |
6 |
299532,70 |
2219855,38 |
7 |
299521,72 |
2219869,69 |
8 |
299511,42 |
2219857,69 |
9 |
299530,14 |
2219828,04 |
10 |
299602,56 |
2219789,03 |
11 |
299661,68 |
2219768,07 |
12 |
299672,68 |
2219769,45 |
1 |
299676,43 |
2219770,42 |
13 |
299684,24 |
2219797,87 |
14 |
299666,54 |
2219820,19 |
15 |
299660,68 |
2219830,25 |
16 |
299613,61 |
2219891,06 |
17 |
299558,53 |
2219963,98 |
18 |
299520,30 |
2220012,29 |
19 |
299509,62 |
2220023,73 |
20 |
299499,59 |
2220032,44 |
21 |
299483,11 |
2220048,85 |
22 |
299469,49? 2220033,47 | |
23 |
299509,60 |
2219932,11 |
24 |
299511,07 |
2219901,49 |
25 |
299532,92 |
2219882,74 |
7 |
299521,72 |
2219869,69 |
6 |
299532,70 |
2219855,38 |
5 |
299587,27 |
2219824,69 |
4 |
299628,30 |
2219812,33 |
3 |
299660,92 |
2219780,36 |
2 |
299667,33 |
2219774,08 |
1 |
299676,43 |
2219770,42 |
26 |
299679,92 |
2219771,32 |
27 |
299682,94 |
2219777,65 |
13 |
299684,24 |
2219797,87 |
№ точки |
X |
Y |
23:49:0407007:ЗУ1 | ||
1 |
299676,??? 2219770,42 | |
2 |
299667,33 |
2219774,08 |
3 |
299660,92 |
2219780,36 |
4 |
299628,30 |
2219812,33 |
5 |
299587,27 |
2219824,69 |
6 |
299532,70 |
2219855,38 |
7 |
299521,72 |
2219869,69 |
8 |
299511,42 |
2219857,69 |
9 |
299530,14 |
2219828,04 |
10 |
299602,56 |
2219789,03 |
11 |
299661,68 |
2219768,07 |
12 |
299672,68 |
2219769,45 |
1 |
299676,43 |
2219770,42 |
6.Признать право собственности муниципального образования городской округ город-курорт Сочи на земельный участок 23:49:0407007:ЗУ2, образованный в результате раздела земельного участка 23:49:0407007:2757, в соответствии со следующим каталогом координат:
№ точки |
X |
Y |
23:49:0407007:ЗУ2 | ||
13 |
299684,24 |
2219797,87 |
14 |
299666,54 |
2219820,19 |
15 |
299660,68 |
2219830,25 |
16 |
299613,61 |
2219891,06 |
17 |
299558,53 |
2219963,98 |
18 |
299520,30 |
2220012,29 |
19 |
299509,62 |
2220023,73 |
2?? 299499,59 |
2220032,44 | |
21 |
299483,11 |
2220048,85 |
22 |
299469,49 |
2220033,47 |
23 |
299509,60 |
2219932,11 |
24 |
299511,07 |
2219901,49 |
25 |
299532,92 |
2219882,74 |
7 |
299521,72 |
2219869,69 |
6 |
299532,70 |
2219855,38 |
5 |
299587,27 |
2219824,69 |
4 |
299628,30 |
2219812,33 |
3 |
299660,92 |
2219780,36 |
2 |
299667,33 |
2219774,08 |
1 |
299676,43 |
2219770,42 |
26 |
299679,92 |
2219771,32 |
27 |
299682,94 |
2219777,65 |
13 |
299684,24 |
2219797,87 |
8.В решении суда указать, что п.п. 4, 5, 6, 7 решения подлежат исполнению Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> без истребования дополнительных заявлений и документов, после исполнения п.п. 1, 2, 3 решения суда.
Представитель истца в судебном заседании исковые требование поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Ответчик - представитель администрации муниципального образования городского округа города-курорта Сочи в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель третьего лица МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес>, надлежаще уведомленный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель третьего лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Сочинский национальный парк» в судебном заседании указал об обоснованности заявленных требований и просил их удовлетворить.Представитель третьего лица управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, уведомленный о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителя истца, изучив материалы гражданского дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.
Как установлено в судебном заседании прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407007:2757 незаконно зарегистрировано право собственности ответчика, поскольку земельный участок образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
Так, на основании постановления Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании Сочинского национального парка» создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.
В силу ст. ст. 3, 4, 29 Лесного Кодекса РСФСР (Закон РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ, далее - ЛК РСФСР 1978 года, утратил силу ДД.ММ.ГГГГ) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства.
Статьями 7, 19, 56 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 22-ФЗ, далее - ЛК РФ 1997 года), с принятием которого утратили силу Основы лесного законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что леса национальных парков находятся в собственности Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в первоначальной редакции) национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 12 данного Федерального закона (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.
В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Абзацем 3 п. 1 ст. 17 ЗК РФ закреплено, что земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, находятся в федеральной собственности.
Таким образом, в силу названных положений законодательства земельные участки, входящие и входившие в Сочинский национальный парк, находятся в федеральной собственности.
На основании ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.
Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с п. 2 ст. 23, ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 200-ФЗ, далее- ЛК РФ), п. 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.
В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.
В частности, на основании плана лесоустройства Веселовского участкового лесничества Сочинского национального парка ДД.ММ.ГГГГ на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:28 категории «земли особо охраняемых природных территорий», что подтверждается информацией территориального отдела № (по <адрес>) ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка.
Исходя из п. 5 ч. 2, ч.ч. 6, 7 ст. 111, п. 3 ч. 2 ст. 23, ч. 1, п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 116 JIK РФ в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Таким образом, защитные леса, составлявшие территорию Сочинского национального парка, после их включения в границы населенных пунктов города-курорта Сочи приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшения площади которых не допускается. Данный вывод подтвержден Верховным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-АПГ15-5.
На земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407007:2757 зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ право собственности муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, что подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Основанием для регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407007:2757 послужило распоряжение департамента имущественных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О включении в реестр объектов муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Сочи земельного участка с кадастровым номером 23:49:0407007:2757, площадью 21737 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, пер. Васильковый, 101».
Указанное распоряжение издано в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон № 244-ФЗ).
Однако правовых оснований для включения спорного земельного участка в реестр муниципальной собственности не имелось, так как ч. 11 ст. 1 Федерального закона № 244-ФЗ предусмотрены исключительные случаи, определенные ч.ч. 8-10 настоящей статьи, при которых земельные участки федеральной собственности не подлежат отнесению к муниципальной собственности.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407007:2757 частично сформирован за счет земель Веселовского участкового лесничества Сочинского национального парка, которые в силу абз. 3 п. 1 ст. 17, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, п. 5 ст. 12 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ, абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 находятся в собственности Российской Федерации.
Изложенное следует из заключения специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407007:2757 расположен в пределах выделов 63, 64 квартала 56 земель Веселовского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года.
Таким образом, включение земельного участка с кадастровым номером 23:49:0407007:2757 в реестр объектов муниципальной собственности, а также регистрация права муниципальной собственности на него противоречит требованиям п. 4 ч. 8, ч. 11 ст. 1 Федерального закона № 244-ФЗ.
Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежовываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
Указанные требования Инструкции по межеванию действуют в настоящее время.
Данными положениями законодательства также предусмотрено, что согласование местоположения границ земельных участков проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.
При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей; обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания; указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности.
Пунктом 2 ст. 9 ЗК РФ установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
В настоящее время полномочия по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности, их использованием по назначению и сохранностью, расположенными на территории <адрес> осуществляет Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в <адрес> и <адрес> (далее - МТУ Росимущество).
Следовательно, полномочия собственника в части согласования местоположения границ земельных участков, отнесенных к собственности Российской Федерации, относится к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на управление федеральным имуществом.
Однако в регистрационном деле по межеванию земельного участка 23:49:0407007:2757 согласование границ участка с МТУ Росимущества не имеется.
При этом пп. 6 п. 22, п. 71 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что при составлении межевого плана для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка используется лесоустроительная документация.
Таким образом, при межевании земель сбор и изучение картографических данных (в том числе, карт-планов лесничеств, лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений) в целях установления площади, местоположения, количественных, качественных и иных характеристик земельных участков, за счет которых осуществляется формирование обособленного земельного участка, является обязательным мероприятием.
Следовательно, при межевании спорного участка надлежало учитывать карту-план Веселовского участкового лесничества Сочинского национального парка по материалам лесоустройства 1997-1998 годов, определяющую границы федеральных земель (городских лесов) и их принадлежность к собственности Российской Федерации.
Таким образом, вопреки вышеуказанным требованиям и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в <адрес> и <адрес>, в их границах частично сформирован земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407007:2757, площадью 21737 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, пер. Васильковый, 101, с видом разрешенного использования «асфальтобетонный завод».
С учетом изложенного право собственности муниципального образования городской округ город-курорт Сочи на спорный земельный участок 23:49:0407007:2757 возникло незаконно.
Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и составленной фототаблицы следует, что обозначенный участок частично огорожен, свободен от строений, частично покрыт лесной растительностью, фактически не осваивается.
Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения ответчика и иных граждан указанным участком.
Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц. Таким образом, фактически спорный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбывал.
В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» к требованиям собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, которые не соединены с лишением владения, относятся также требования о признании права (обременения) отсутствующим; исковая давность на такие требования не распространяется (статья 208 ГК РФ).
Верховным Судом Российской Федерации указано, что признание права собственности ответчика отсутствующим возможно только при наличии у истца права собственности, владении им имуществом и неосновательной регистрации права собственности за ответчиком, который этим имуществом не владеет (определения от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ18-15, №-КГ18-17 и др.).С учетом изложенного, суд считает, что восстановление нарушенных прав Российской Федерации по настоящему спору возможно путем предъявления иска о признании права отсутствующим.
При таком положении суд считает, что исковые требования и. о. прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к администрации муниципального образования город-курорт Сочи о признании отсутствующим права собственности и снятии с государственного кадастрового учета являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о.прокурора <адрес> в порядке ст.45 ГПК РФ к администрации муниципального образования город-курорт Сочи о признании отсутствующим права собственности и снятии с государственного кадастрового учета - удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости, на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407007:2757, площадью 21737 кв.м, категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «асфальтобетонный завод», расположенный по адресу: <адрес>, пер. Васильковый, 101.
В решении суда указать, что решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> аннулировать, без истребования дополнительных заявлений и документов, в Едином государственном реестре недвижимости запись о праве собственности муниципального образования городской округ город-курорт Сочи на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407007:2757, площадью 21737 кв.м, категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «асфальтобетонный завод», расположенный по адресу: <адрес>, пер. Васильковый, 101.
В решении суда указать, что решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> произвести, без истребования дополнительных заявлений и документов, учетно-регистрационные действия по образованию земельных участков 23:49:0407007:ЭУ1 и 23:49:0407007:ЭУ2 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0407007:2757 и внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений об образованных земельных участках в соответствии со следующими каталогами координат:
№ точки |
X |
Y |
23:49:0407007:ЗУ1 | ||
1 |
299676,43 |
2219770,42 |
2 |
299667,33 |
2219774,08 |
3 |
299660,92 |
2219780,36 |
4 |
299628,30 |
2219812,33 |
5 |
299587,27 |
2219824,69 |
6 |
299532,70 |
2219855,38 |
7 |
299521,72 |
2219869,69 |
8 |
299511,42 |
2219857,69 |
9 |
299530,14 |
2219828,04 |
10 |
299602,56 |
2219789,03 |
11 |
299661,68 |
2219768,07 |
12 |
299672,68 |
2219769,45 |
1 |
299676,43 |
2219770,42 |
23:49:0407007:ЗУ2 | ||
13 |
299684,24 |
2219797,87 |
14 |
299666,54 |
2219820,19 |
15 |
299660,68 |
2219830,25 |
16 |
299613,61 |
2219891,06 |
17 |
299558,53 |
2219963,98 |
18 |
299520,30 |
2220012,29 |
19 |
299509,62 |
2220023,73 |
20 |
299499,59 |
2220032,44 |
21 |
299483,11 |
2220048,85 |
22 |
299469,49 |
2220033,47 |
23 |
299509,60 |
2219932,11 |
24 |
299511,07 |
2219901,49 |
25 |
299532,92 |
2219882,74 |
7 |
299521,72 |
2219869,69 |
6 |
299532,70 |
2219855,38 |
5 |
299587,27 |
2219824,69 |
4 |
299628,30 |
2219812,33 |
3 |
299660,92 |
2219780,36 |
2 |
299667,33 |
2219774,08 |
1 |
299676,43 |
2219770,42 |
26 |
299679,92 |
2219771,32 |
27 |
299682,94 |
2219777,65 |
13 |
299684,24 |
2219797,87 |
Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок 23:49:0407007:ЭУ1, образованный в результате раздела земельного участка 23:49:0407007:2757, в соответствии со следующим каталогом координат:
№ точки |
X |
Y |
23:49:0407007:ЗУ1 | ||
1 |
299676,43 |
2219770,42 |
2 |
299667,33 |
2219774,08 |
3 |
299660,92 |
2219780,36 |
4 |
299628,30 |
2219812,33 |
5 |
299587,27 |
2219824,69 |
6 |
299532,70 |
2219855,38 |
7 |
299521,72 |
2219869,69 |
8 |
299511,42 |
2219857,69 |
9 |
299530,14 |
2219828,04 |
10 |
299602,56 |
2219789,03 |
11 |
299661,68 |
2219768,07 |
12 |
299672,68 |
2219769,45 |
1 |
299676,43 |
2219770,42 |
В решении суда указать, что решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> произвести, без истребования дополнительных заявлений и документов, учетно-регистрационные действия по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок 23:49:0407007:ЗУ1, образованный в соответствии с п. 3 решения суда, о площади - 4073 кв.м, о категории земельного участка - «земли населенных пунктов», виде разрешенного использования - «для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма», адресе - <адрес>, Веселовское лесничество Сочинского национального парка.
Признать право собственности муниципального образования городской округ город-курорт Сочи на земельный участок 23:49:0407007:ЗУ2, образованный в результате раздела земельного участка 23:49:0407007:2757, в соответствии со следующим каталогом координат:
№ точки |
X |
Y |
23:49:0407007:ЗУ2 | ||
13 |
299684,24 |
2219797,87 |
14 |
299666,54 |
2219820,19 |
15 |
299660,68 |
2219830,25 |
16 |
299613,61 |
2219891,06 |
17 |
299558,53 |
2219963,98 |
18 |
299520,30 |
2220012,29 |
19 |
299509,62 |
2220023,73 |
20 |
299499,59 |
2220032,44 |
21 |
299483,11 |
2220048,85 |
22 |
299469,49 |
2220033,47 |
23 |
299509,60 |
2219932,11 |
24 |
299511,07 |
2219901,49 |
25 |
299532,92 |
2219882,74 |
7 |
299521,72 |
2219869,69 |
6 |
299532,70 |
2219855,38 |
5 |
299587,27 |
2219824,69 |
4 |
299628,30 |
2219812,33 |
3 |
299660,92 |
2219780,36 |
2 |
299667,33 |
2219774,08 |
1 |
299676,43 |
2219770,42 |
26 |
299679,92 |
2219771,32 |
27 |
299682,94 |
2219777,65 |
13 |
299684,24 |
2219797,87 |
Решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> произвести, без истребования дополнительных заявлений и документов, учетно-регистрационные действия по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о регистрации права собственности муниципального образования городской округ город-курорт Сочи на земельный участок 2Э:49:0407007:ЗУ2, образованный в соответствии с п. 3 решения суда, о площади - 17664 кв.м, о категории земельного участка - «земли населенных пунктов», виде разрешенного использования - «асфальтобетонный завод», адресе - <адрес>, пер. Васильковый, 101.
Согласно п.п. 4, 5, 6, 7 решения подлежат исполнению Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> без истребования дополнительных заявлений и документов, после исполнения п.п. 1, 2, 3 решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Адлерский районный суд <адрес>.
Судья С.Ю. Машевец