Дело № 2-165/2024
24RS0003-01-2024-000440-88
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Тасеево 26 августа 2024 года
Тасеевский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Заречной В.В.,
при секретаре Купцовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» к Ляховой Людмиле Владимировне о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду,
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное казенное учреждение «Лесная охрана» (далее КГКУ «Лесная охрана») обратилось в Балахтинский районный суд Красноярского края к ответчику Ляховой Л.В. с иском о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду. Свои исковые требования мотивировало тем, что 11 февраля 2021 года между министерством лесного хозяйства Красноярского края в лице краевого государственного бюджетного учреждения «Усольское лесничество» (далее КГБУ «Усольское лесничество») и Ляховой Л.В. был заключен договор купли-продажи лесных насаждений №, в соответствии с которым КГБУ «Усольское лесничество» передало Ляховой Л.В. лесные насаждения, общей площадью 0,94 га, расположенные: <адрес>, предназначенные для заготовки древесины. Заготовка и вывозка древесины Ляховой Л.В. проводилась в период действия договора с 11 февраля 2021 года по 10 февраля 2022 года. По окончании заготовки древесины участковым лесничим КГБУ «Усольское лесничество» ФИО5 в одностороннем порядке 22 июля 2022 года был произведен осмотр лесного участка, расположенного: <адрес>, по результатам которого выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно: уничтожение подроста на площади 0,4 га, что является нарушением требований п.п. «г» п. 12 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от 01 декабря 2020 года № 993, согласно которого запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению. В результате нарушения требований лесного законодательства Ляховой Л.В. причинен ущерб государственному лесному фонду в размере 115350 рублей 00 копеек. Просит взыскать с Ляховой Л.В. в пользу КГКУ «Лесная охрана» ущерб, причиненный государственному лесному фонду в размере 115350 рублей.
Определением судьи Балахтинского районного суда Красноярского края от 17 апреля 2024 года в ходе подготовки дела к судебному разбирательству в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, КГБУ «Усольское лесничество», Министерство экологии Красноярского края, Серебряков В.В.
Определением судьи Балахтинского районного суда Красноярского края от 30 мая 2024 года гражданское дело по иску КГКУ «Лесная охрана» к Ляховой Л.В. о возложении обязанности по очистке мест рубок передано по подсудности в Тасеевский районный суд Красноярского края.
В судебное заседание представитель истца – КГКУ «Лесная охрана», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела не явился. При подаче искового заявления представителем истца Геенко В.Н., действующей на основании доверенности, было заявлено ходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя истца, не возражает против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Ответчик Ляховая Л.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, о причине неявки не уведомила, о рассмотрении дела в ее отсутствие не просила. В ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству судебное извещение о времени и месте судебного заседания направлялось по адресу места регистрации ответчика, однако письма возвращено из-за истечения срока хранения. Согласно ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. В силу п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Согласно п. 68 указанного Постановления ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное. Таким образом, суд находит, что ответчик Ляхова Л.В. надлежащим образом извещена о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - КГБУ «Усольское лесничество», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела не явился, согласно ходатайства директора КГБУ «Усольское лесничество» Герасимова Е.Г., он просит рассмотреть дело в отсутствие представителя КГБУ «Усольское лесничество», исковые требования поддерживает в полном объеме, какая-либо информация об устранении недостатков, указанных в иске, отсутствует.
В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, министерства экологии Красноярского края, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Серебряков В.В., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела не явились, о причине неявки не уведомили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя истца, ответчика и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке заочного производства.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам:
11 февраля 2021 года между министерством лесного хозяйства Красноярского края в лице КГБУ «Усольское лесничество» и Ляховой Л.В. был заключен договор купли-продажи лесных насаждений №, в соответствии с которым министерством лесного хозяйства Красноярского края в собственность Ляховой Л.В. переданы лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, для заготовки древесины в целях строительства жилого дома на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта на территории края, строительства хозяйственных построек на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта на территории края, в соответствии со статьей 30 Лесного кодекса Российской Федерации расположенные: <адрес>. Срок действия договора установлен с 11 февраля 2021 года по 10 февраля 2022 года.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами лесовосстановления и правилами ухода за лесами.
Пунктом 9 договора купли-продажи лесных насаждений № от 11 февраля 2021 года на Ляховую Л.В. также возложена обязанность осуществлять заготовку древесины в соответствии с условиями настоящего договора, требования Лесного кодекса Российской Федерации, Правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, Правилами ухода за лесами, Правилами пожарной и санитарной безопасности в лесах, Правилами заготовки и сбора не древесных лесных ресурсов, утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также видами лесосечных работ, порядком и последовательностью их проведения.
Согласно пп. «г» п. 12 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от 01 декабря 2020 года № 993, запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению.
Статьей 58 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст. 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из части 3 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства.
Пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» регламентировано, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 3 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2).
Согласно статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке. Размер возмещения имущественного вреда, причиненного лесным участкам и имущественным правам, возникающим при использовании лесов, определяется на основе оценки лесов, осуществляемой в соответствии со статьей 95 настоящего Кодекса. Размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» утверждены особенности возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, которыми установлены порядок возмещения ущерба, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, включая таксы и методику возмещения вреда.
Согласно представленных в материалах дела акта осмотра лесосеки от 22 июля 2022 года, сообщения о нарушении требований лесного законодательства с абрисом к нему от 22 июля 2022 года, сообщения о результатах осмотра лесосеки от 22 июля 2022 года, при проведении осмотра установлено, что <адрес>, обнаружено нарушение требований лесного законодательства, а именно выявлено уничтожение подроста на площади 0,4 га.
Согласно справки-расчета ущерба за нарушение требований лесного законодательства при проведении рубок и других видов использования лесов от 22 июля 2022 года ущерб в результате уничтожения подроста на площади 0,4 га составляет 115350 рублей.
Таким образом, суд приходит к выводу, что представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что Ляховая Л.В. нарушила правила заготовки древесины при заготовке древесины <адрес>, в результате чего был уничтожен подрост на площади 0,4 га.
С учетом вышеизложенного, наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненным ущербом, суд приходит к выводу, что заявленные истцом исковые требования являются законными и обоснованными.
Вместе с тем, согласно части 22 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно абз. 2 п. 22 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации в федеральный бюджет подлежат зачислению только платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде на особо охраняемых природных территориях федерального значения. Однако материалы дела не содержат сведений о том, что уничтоженный подрост лесов на площади 0,4 га на участке местности, расположенном <адрес>, расположен на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
С учетом изложенных обстоятельств суд считает, что поскольку рубка лесных насаждений, в результате которой был уничтожен подрост, произошла на территории <адрес>, то взыскиваемые средства подлежат зачислению в бюджет <данные изъяты>, в связи с чем приходит к выводу о взыскании с Ляховой Л.В. суммы ущерба, причиненного лесам, в размере 115350 рублей 00 копеек, в пользу бюджета Тасеевского муниципального района Красноярского края, а не в пользу федерального бюджета.
Кроме того, суд полагает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину, поскольку ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 233 - 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ 115350 (░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 3507 (░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.