Дело № 2-1672/2024
УИД: 61RS0008-01-2024-000690-88
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 августа 2024 года г. Ростов-на-Дону
Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Ярошенко А.В.,
при помощнике Анашкиной А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарелкин А.А. к Сухомлинов И.А., администрации Советского района г. Ростов-на-Дону, Панфилов Н.П., Захаров В.В., Захаровой О.В., третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РО, ДИЗО г. Ростова-на-Дону об установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Тарелкин А.А. обратился с исковым заявлением к Сухомлинов И.А., администрации Советского района г. Ростов-на-Дону, Панфилову Николаю Петровичу, Захарову Виктору Викторовичу, Захаровой Олесе Викторовне об установлении границ земельного участка, расположенного по адресу:<адрес>.с кадастровым номером №
В обосновании требований Тарелкин А.А. указал, что на праве собственности ему принадлежит здание, с кадастровым номером: №, наименование: жилой дом, назначение: жилой дом, площадью 45.8 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером № по адресу <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 29.09.2022 № 99/2022/496717086 (Собственность № № от 18.02.2020).
Право собственности истца на жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № возникло в порядке совершения сделки дарения, об этом свидетельствует договор от 15.02.2020. Таким образом, право собственности истца на вышеуказанный жилой дом зарегистрировано в установленном законом порядке.
Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера №. Сведения о границах данного земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости не содержатся.
С целью реализации исключительного права на приобретение земельного участка в собственность, по заказу истца были проведены кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу <адрес>, по результатам которых составлен межевой план.
При проведении кадастровых работ было установлено, что уточняемый земельный участок с кадастровым номером № имеет смежную фактическую границу с земельным участком с кадастровым номером №, принадлежащим на праве собственности Сухомлинову И. А.
Уточняемый земельный участок также имеет смежную фактическую границу с земельным участком с кадастровым номером №, в Едином государственном реестре недвижимости прав на данный земельный участок не зарегистрировано.
Истец неоднократно обращался в Администрацию Советского района города Ростова-на-Дону, с целью согласования местоположения границ земельного участка (Письмо №б/н от 02.06.2021г., Письмо №б/н от 22.06.2021г., Письмо № б/н от 06.08.2021г., Письмо №б/н от 25.07.2023 г.).
Администрация Советского района города Ростова-на-Дону отказывала в утверждении местоположения границ земельного участка.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в своем Уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета № КУВД-001/2023-43410711/1 от 04.10.2023 г., указывает, что в соответствии с п.89 приказа Росреестра от 14.12.2021 г. №11/0592 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», в поданном заявлении № КУВД-001/2023-43410711 от 25.09.2023 г. в Акте согласования отсутствует документ, подтверждающий утверждение границ от точки Н1 до точки Н1, что согласно вышеуказанному является обязанностью Администрации Советского района города Ростова-на- Дону.
Фактические границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, закреплены на местности заборами, что подтверждается заключением кадастрового инженера.
Как полагает истец, он имеет право на передачу земельного участка в свою собственность. Однако, отсутствие согласия в установлении границ, влечет невозможность реализации исключительного права на приобретение земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> собственность.
Ссылаясь на указанное, истцом заявлены рассматриваемые требования.
Истец Тарелкин А.А., будучи извещенным, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, дело рассмотрено в его отсутствие по правилам ч.3 ст.167 ГПК РФ.
Представитель истца Дорохина В.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании, повторив исковые требования, просил их удовлетворить.
Ответчики Сухомлинов И. А., администрация Советского района г. Ростов-на-Дону, Панфилов Н. П., Захаров В.В., Захарова О.В., будучи извещенными, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие по правилам ч.4 ст.167 ГПК РФ.
Третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РО, ДИЗО г. Ростова-на-Дону, будучи извещенными, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие по правилам ч.5 ст.167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В силу пп. 2 п. 1 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
При этом действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пп. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации).
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).
Пунктом 3 ст. 6 ЗК РФ установлено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно п. 7 ст. 69 ЗК РФ порядок проведения землеустройства устанавливается Федеральными законами, Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Согласно ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленным ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества являются действия уполномоченного органа по внесению в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях и т.д.
В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в ЕГРН, имеет неизменный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации права.
К уникальным характеристикам земельного участка, согласно п. 2 ст. 8 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" относятся: вид объекта недвижимости (земельный участок; кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ земельного участка; площадь земельного участка; т.е. сведения, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.
В соответствии со статьей 22 данного закона местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В силу положений ст.17 Федерального закона «О землеустройстве», порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2009 года № 688 утверждены Правила установления на местности границ объектов землеустройства, согласно которым установление границ осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства, выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с п.7 ст. 36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков, при их наличии, естественных границ земельного участка.
Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регулирует государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в
случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В силу ч. 8 ст.22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно п. 10 ч. 2 ст.22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Как следует из ч.2 ст.11.10 ЗК РФ, при подготовке схемы расположения земельного участка должно учитываться местоположение границ земельных участков.
В соответствии с ч. 1 и 3 ст.39 Федерального закона «О кадастровой деятельности» от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками.
На основании ст.8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В соответствии со ст. 43 названного федерального закона государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В силу п. 5 ч. 2 ст.14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
На основании п.п. 4 п. 2 ст.60 Земельного Кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истцу Тарелкину А. А. на праве собственности принадлежит здание, с кадастровым номером: №, наименование: жилой дом, назначение: жилой дом, площадью 45.8 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером № по адресу <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 29.09.2022.
Право собственности истца на жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № возникло в порядке совершения сделки дарения, об этом свидетельствует договор от 15.02.2020 г. Таким образом, право собственности истца на вышеуказанный жилой дом зарегистрировано в установленном законом порядке.
Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера №. Сведения о границах данного земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости не содержатся.
Истец обращался в Администрацию Советского района г. Ростова-на-Дону с заявлением о согласовании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № в удовлетворении указанного заявления истцу отказано.
Также истец обращался в Управление Росреестра по Ростовской области с заявлением о внесении изменений в сведения о земельном участке с кадастровым номером №, в части внесения сведений о местоположении границ земельного участка, в чем истцу также было отказано. ’
Сведения о том, что указанные отказы были обжалованы в порядке КАС РФ отсутствуют.
Согласно п.8.10, п. 8.12 Положения об Администрации Советского района г. Ростова-на-Дону к основным задачам относится осуществление мероприятий по обращению в установленном законом порядке в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости на территории города Ростова-на-Дону, с заявлением о постановке на кадастровый учет, снятии с кадастрового учета и о внесении изменений в сведения кадастрового учета земельных, участков, предназначенных для размещения и занимаемых нестационарными торговыми объектами, в том числе передвижными сооружениями, объектами общественного питания, в том числе летними площадками кафе, баров, ресторанов и объектами бытового обслуживания, садовых, огородных и дачных земельных участков, для размещения гаражей, не являющихся объектами капитального строительства, а также земельных участков для эксплуатации существующих индивидуальных жилых домов; согласование местоположения границ земельных участков.
Истец просит установить местоположение границ земельных участков в соответствии с их фактическим местоположением.
Вместе с тем, согласно ч.1.1 ст. 43 Закон о регистрации при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка.
При отсутствии таких документов сведениями о границах такого земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет.
В соответствии с ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст.12 ГК РФ выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом. Однако этот выбор является правомерным только в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса истца. При этом обязательным условием является наличие нарушений прав и законных интересов истца.
Исходя из содержания ч.1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ранее учтенными земельными участками являются земельные участки, права на которые
возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество сделок с ним» и не прекращены, и государственный учет которых не осуществлен.
Согласно ч. 2, п. 2 ч. 5 ст. 69 Закона № 218-ФЗ права на объекты -недвижимости, возникающие в силу закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН, государственная регистрация таких прав в ЕГРН может быть осуществлена по заявлениям правообладателей на основании в том числе документа, указанного в п. 9 ст. 3 Закона № 137-ФЗ и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав.
Согласно п. 9 ст. 3 Закона № 137-ФЗ государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 9.1 ст. 3 Закона № 137-ФЗ граждане, к которым перешло право собственности в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указе в данном пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на вышеуказанные земельные участки осуществляется в соответствии со ст. 49 Закона № 218-ФЗ. Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Согласно ч. 2 ст. 49 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружении, осуществляется в соответствии с положениями данной статьи. При этом в качестве документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный у могут быть представлены следующие документы:
свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное (строение) или сооружение (в том числе договор купли-продажи);
один из документов, предусмотренных ч. 1 данной статьи и устанавливающий или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.
Согласно ч. 3 вышеуказанной статьи представление предусмотренных п. указанной статьи документов не требуется в случае, если право собственности гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в ЕГРН.
Таким образом, истец как правообладатель земельного участка, вправе обратиться в орган регистрации прав осуществления кадастрового учета земельного участка, в связи с уточнением местоположения границ после регистрации прав собственности на земельный участок на основании п. 9.1 ст. 3 Закона № 137-ФЗ в соответствии со ст. 49 Закона № 218-ФЗ.
В случае, если истец полагает, что ему незаконно отказано регистрирующим органом в регистрации права или органом местного самоуправления по вопросу согласования границ он имеет право обжаловать отказы в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, суд полагает, с учетом приведенных выше норм права суд не усматривает оснований для удовлетворения иска Тарелкина А.А.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тарелкин А.А. к Сухомлинов И.А., администрации Советского района г. Ростов-на-Дону, Панфилов Н.П., Захаров В.В., Захаровой О.В., третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РО, ДИЗО г. Ростова-на-Дону об установлении границ земельного участка, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья А.В. Ярошенко
Мотивированное решение суда изготовлено 26 августа 2024 года.