Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1219/2024 ~ М-510/2024 от 20.02.2024

11RS0002-01-2024-000724-02

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Воркута, Республика Коми 4 апреля 2024 года

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Машковцевой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Имамеевой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1219/2024 по иску Глушкова А.И. к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» об установлении тарифной ставки (оклада), перерасчете заработной платы, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Глушков А.И. обратился с иском к муниципальному унитарному предприятию «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» (далее МБУ «СДУ»), об установлении тарифной ставки (оклада) с 01.11.2023 в размере 41652,61 руб., о перерасчете всех составных частей заработной платы, отпускных периодов временной нетрудоспособности исходя из оклада 41652,61 руб., выплате компенсации в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, о взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 руб., выдаче расчетных листков.

В обоснование требований истец указал, что работает в МБУ «СДУ» на основании трудового договора от 16.03.2021 № 1255 в должности водителя погрузчика 6-го разряда. 11.12.2019 подписано отраслевое тарифное соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы. Согласно указанному ОТС, минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, то есть, тарифная ставка истцу должна быть установлена с учетом данного Соглашения, что работодатель не учитывал и оклад в соответствии с ФОТС не устанавливал. При этом межразрядным тарифным коэффициентом, подлежащим применению к указанной тарифной ставке на протяжении 2022 г. должен применяться коэффициент в размере 1,10 предусмотренный п. 2.2.1 раздела 2 Положения о системе оплаты труда МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута». Истец полагает, что с истечением срока действия Федерального соглашения, с 01.01.2023 его оклад должен быть рассчитан с применением Отраслевого тарифного соглашения по дорожному хозяйству Республики Коми на 2021-2023, то есть, тарифной ставки рабочего 1 разряда, определенной п.3.1 РОТС в размере не ниже 1,15 величины МРОТ, то есть 16242 * 1,15 * 2,23 = 41652,61 руб.

Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, истец просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении слушания дела не заявил. До судебного заседания представил возражения на исковое заявление, где просит в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку истец обратился с иском за пределами срока, установленного ст. 392 ТК РФ, МБУ «СДУ» производит выплату истцу заработной платы в соответствии с положением о системе оплаты труда Учреждения, разработанного в соответствии с постановлениями администрации МО ГО «Воркута» и в соответствии с трудовым законодательством. 27.02.2023 Министерством труда и социальной защиты РФ зарегистрирован отказ МБУ «СДУ» от присоединения к Соглашению 2023-2025. При этом Региональное ОТС имеет ограниченное действие по кругу лиц, поскольку распространяется только на работодателей, заключивших соглашение, так как действующее законодательство не предусматривает порядок присоединения (неприсоединения) к заключенным на региональном уровне отраслевым тарифным соглашением. При этом положения ст.48 и 133.1 ТК РФ распространяются только на отраслевые тарифные соглашения и региональные соглашения в части установления минимальной заработной платы.

Третье лицо - администрация МО ГО «Воркута» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, дело просил рассмотреть в свое отсутствие. В отзыве против удовлетворения исковых требований возражает, по доводам аналогичным отзыву МБУ «СДУ».

Представитель третьего лица Муниципального учреждения «межцентрализованная бухгалтерия» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении слушания дела не заявил.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при имеющейся явке.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ), заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Соответственно, заработная плата работника помимо тарифной части (тарифной ставки, оклада, в том числе должностного) может включать в себя стимулирующие и (или) компенсационные выплаты. Компенсационные выплаты (доплаты и надбавки) имеют целью компенсировать влияние на работника неблагоприятных факторов. Включение названных выплат в состав заработной платы обусловлено наличием таких факторов (производственных, климатических и т.п.), которые характеризуют трудовую деятельность работника.

Таким образом, оплата труда работника может состоять из заработной платы, установленной для него с учётом условий труда и особенностей трудовой деятельности.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 и 9 ст. 143 ТК РФ тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий; тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты; тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учётом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учётом государственных гарантий по оплате труда.

Согласно ст. 45 ТК РФ соглашение - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. Отраслевое соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли. Отраслевое соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнёрства.

В соответствии с ч. 1-3 ст. 48 ТК РФ, соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трёх лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трёх лет. Соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, а также работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения.

В отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса) (часть четвертая).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.

Судом установлено, что Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Росавтодором, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» от 11 декабря 2019г. утверждено «Федеральное отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы», которое действует с 1 января 2020 г.

Как установлено в судебном заседании, Глушков А.И. с 17.03.2021 осуществлял трудовую деятельность в МБУ «СДУ» в должности водителя погрузчика 6-го на основании трудового договора от 16.03.2021 .... Трудовым договором от 16.03.2021 истцу был установлен оклад по занимаемой должности водителя погрузчика 6-го разряда в размере 8402 руб.

Решением Воркутинского городского суда от 16.03.2023 по делу №2-103/2023 Глушкову А.И. с 01.09.2021 установлена тарифная ставка (оклад) 19879,48 руб.; с 01.01.2022 - 19879,48 руб., возложена обязанность произвести перерасчёт заработной платы, с 01.09.2021 и выплатить задолженность с учетом процентов, предусмотренных ст. 236 ТК РФ за несвоевременную выплату заработной платы, отпускных по день вынесения решения суда. Также с МБУ «СДУ» в пользу Глушкова А.И. компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

Дополнительным соглашением к указанному трудовому договору от 14.08.2023 истцу на основании решения Воркутинского городского суда по делу №2-103/2023, вступившего в законную силу 16.03.2023, с 01.09.2021 установлена тарифная ставка (оклад) в размере 19693,52 руб., с 01.01.2022 – 19879,48 руб.

Как следует из Устава МБУ «СДУ», выписки из ЕГРЮЛ ФНС России ответчик осуществляет деятельность в отрасли, на которую распространяется действие Федерального отраслевого соглашения.

Согласно пункту 1.2 раздела 1 Устава МБУ «СДУ» ответчик является муниципальным бюджетным учреждением. Собственником имущества учреждения является муниципальное образование городского округа «Воркута».

Судом также установлено, что Министерством строительства и жилищно-коммунального строительства Республик Коми, Республиканской организацией профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Ассоциацией дорожных организаций Республики Коми 24 марта 2021г. утверждено «Отраслевое тарифное соглашение по дорожному хозяйству Республики Коми на 2021 - 2023 годы», которое размещено на сайте сетевого издания «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, 08.04.2021, и в «Бюллетень органов государственной власти Республики Коми», 23.04.2021, № 14, ст. 278.

В соответствии с п. 3.1. Соглашения Республики Коми минимальная тарифная ставка рабочих I разряда дорожной отрасли устанавливается в размере, равном минимальному размеру оплаты труда, установленному Федеральным законом Российской Федерации, с применением коэффициента 1,15.

Применяемый коэффициент учитывает все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные законодательством, за исключением выплат, предусмотренных в пункте 1.6 настоящего Соглашения.

Таким образом, в региональном соглашении основанием для определения размера базовой (минимальной) тарифной ставки служит минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом Российской Федерации, в то время как в ОТС размер базовой (минимальной) тарифной ставки зависит от величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации

В соответствии с пунктом 1.5 Соглашения в тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

Поскольку величина прожиточного минимума трудоспособного населения в Республике Коми больше минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом Российской Федерации, то применению подлежит ОТС.

Следует также учесть, что положения ст.48 Трудового кодекса РФ устанавливают порядок присоединения к отраслевым соглашениям, заключенным на федеральном уровне, а не к региональным соглашениям.

Вместе с тем Федеральное отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы утратило силу с 01.01.2023 в связи с истечением срока его действия.

27.02.2023 Министерством труда и социальной защиты РФ зарегистрирован отказ МБУ «СДУ» от присоединения к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2023-2025. Истец, не оспаривая данное обстоятельство, полагает, что с 01.01.2023 тарифная ставка (оклад) должна быть установлена ему в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением по дорожному хозяйству Республики Коми на 2021 – 2023, действующим по 31.12.2023.

Однако, как указано выше, судом установлены основания применения Федерального отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 гг., а не Отраслевого тарифного соглашения по дорожному хозяйству Республики Коми на 2021 – 2023, соответственно, истечение срока действия ФОТС не влечет автоматического применения Регионального соглашения. Поскольку МБУ «СДУ» выразило отказ от присоединения к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству Российской Федерации на следующий период, оснований для установления тарифной ставки истцу с 01.01.2023 в соответствии с иными Соглашениями не имеется.

Региональное ОТС имеет ограниченное действие по кругу лиц, поскольку распространяется только на работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключивших соглашение, так как действующее законодательство Российской Федерации и Республики Коми не предусматривает порядок присоединения (неприсоединения) к заключённым на региональном уровне отраслевым тарифным соглашениям, при этом положения ст.ст. 48 и 133.1 ТК РФ распространяются только на отраслевые соглашения федерального уровня и региональные соглашения в части установления минимальной заработной платы.

В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В виду того, что в судебном заседании не установлено нарушение трудовых прав истца со стороны ответчика, оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации морального вреда также не имеется.

Требования истца о возложении на ответчика обязанности выдать расчетные листки за каждый месяц произведенного судом перерасчета удовлетворению не подлежат, поскольку трудовым законодательством предусмотрена выдача расчетных листков при выплате заработной платы (ст. 136 ТК РФ), кроме того суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Глушкова А.И. к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» об установлении тарифной ставки (оклада) с 01.11.2023 в размере 41652,61 руб., о перерасчете всех составных частей заработной платы, отпускных периодов временной нетрудоспособности исходя из оклада 41652,61 руб., выплате компенсации в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, о взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 руб., выдаче расчетных листков- отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 11.04.2024.

Председательствующий

2-1219/2024 ~ М-510/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Глушков Александр Иванович
Ответчики
Муниципальное бюджетное учреждение "Специализированное дорожное управление"
Другие
Муниципальное учреждение "Межцентрализованная бухгалтерия"
Пахмутов Дмитрий Александрович
Администрация МО ГО "Воркута"
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Судья
Машковцева Елена Владиславовна
Дело на странице суда
vktsud--komi.sudrf.ru
20.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.02.2024Передача материалов судье
28.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2024Судебное заседание
11.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее