Дело № 2-803/2022 20 апреля 2022 года
78RS0018-01-2022-000049-54
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга в составе
председательствующего судьи Петровой И.В.,
при секретаре Липьяйнен Н.С.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании исковое заявление Филиппова Ю.В. к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга об обязании восстановить исторический облик объекта культурного наследия, обеспечить доступ,
у с т а н о в и л:
Филиппов Ю.В. обратился в Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга с иском к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, которым просит обязать ответчика восстановить исторический облик объекта культурного наследия «Дворец Великого князя Михаила Николаевича», расположенного по адресу: <адрес> Обязать ответчика провести необходимые мероприятия, предусмотренные законодательством по содержанию, сохранению, использованию объектов культурного наследия в отношении вышеуказанного объекта культурного наследия, обеспечить доступ.
В обоснование заявленных требований указывает, что в собственности Санкт-Петербурга в лице Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга находится объект культурного наследия – «Дворец Великого князя Михаила Николаевича» расположенного по адресу: <адрес> При осмотре объекта истцом, были обнаружены трещины на фасадах, отслаивание внешней отделки, отсутствие оконных поемов, частичное отсутствие кровли. Видимых работ по реконструкции не проводится. Доступ к объекту отсутствует. Бездействие ответчика привело к угрозе утраты объекта культурного наследия, а отсутствие доступа привели к нарушению охраняемых Конституцией РФ прав истца.
Истец Филиппов Ю.В. в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен, сведений об уважительности причин не явки в судебное заседание суду не предоставил, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Ответчик представитель Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв на иск, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Третье лицо представитель КГИОП, Губернатора СПб, Правительства РФ по доверенности Касьянова Д.В. в суд явилась, заявила ходатайство о прекращении производства по настоящему делу на основании п.п 1 ч.1 ст.134 и ст.220 ГПК РФ, поскольку у истца отсутствует право обращения с исковыми требованиями подобного содержания, необходимые меры по обеспечению сохранности Объекта в соответствии с Законом 73-ФЗ подлежат реализации КГИОП в установленном порядке, что исключает основания для рассмотрения требований истца.
Третье лицо представитель АУПИК по доверенности Чуба Е.А. в суд явилась, ходатайство поддержала, по основаниям изложенных в отзыве.
Третьи лица МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области в суд не явились, о месте и времени судебного заседания извещены, сведений об уважительности причин не явки в судебное заседание суду не предоставили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд, выслушав представителя КГИОП, Губернатора СПб, Правительства РФ, АУПИК исследовав материалы дела, правовую позицию сторон, приходит к выводу о том, что производство по гражданскому делу по иску Счастливого В.Р. подлежит прекращению по следующим основаниям.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской федерации бремя содержания имущества несет его собственник.
Согласно положениям ст. 54 Закона 73-ФЗ бесхозяйственно содержимый объект культурного наследия может быть изъят у его собственника по иску соответствующего органа охраны объектов культурного значения.
В Санкт-Петербурге региональным органом охраны объектов культурного наследия является Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.
Для реализации конституционного права каждого гражданина Российской Федерации на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности заботиться о сохранении исторического и культурного наследия (пункт 3 статьи 44 Конституции РФ) принят Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон 73-ФЗ), который регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6, 33 Закона 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Законом 73-ФЗ в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу подпунктов 2, 3 пункта 1 статьи 9.1, 9.2, 11 Закона 73-ФЗ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации реализуют государственную охрану объектов культурного наследия, а также государственный надзор (контроль) в сфере охраны объектов культурного наследия.
Для надлежащей реализации указанных полномочий органам государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации уполномоченным в сфере охраны объектов культурного наследия:
в силу пункта 6 статьи 11 Закона 73-ФЗ предоставлено право, в том числе: привлекать к административной ответственности и принимать меры по предотвращению правонарушений в сфере сохранения объектов культурного наследия, предусмотренных законодательством; выдавать предписания об устранении выявленных нарушений; обращаться в судебные органы с исками об изъятии объекта культурного наследия у его собственника в случае неисполнения им требований по сохранению и использованию объекта культурного наследия, с исками о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре (в рамках государственного надзора (контроля);
в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 33, 47.6 Закона 73-ФЗ утверждать охранные обязательства собственников и иных законных владельцев объектов культурного наследия, содержащие требования по сохранению, содержанию, использованию объектов культурного наследия и доступа к ним, в том числе перечень работ по сохранению объекта культурного наследия.
На основании статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 12.07.2007 № 333-64 «Об охране объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге» Правительство Санкт- Петербурга непосредственно или через исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченный в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия осуществляет меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране выявленных объектов культурного наследия, объектов культурного наследия регионального, федерального значения, расположенных в границах Санкт-Петербурга.
Согласно разделу 2 Положения о Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП), утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 № 651, КГИОП является исполнительным органом государственной власти Санкт- Петербурга, уполномоченным в сфере охраны объектов культурного наследия, в задачи которого входит в том числе реализация государственной охраны объектов культурного наследия регионального и федерального значения, а также государственного регионального и федерального надзора (контроль) в области охраны культурного наследия.
Для выполнения указанных задач КГИОП предоставлены предусмотренные положениями Закона 73-ФЗ соответствующие полномочия, закрепленные, в том числе, пунктами 3.14,3.15,3.33,3.35 -3,38 Положения 651.
В соответствии со статьей 7 Закона 73-ФЗ установлен конкретизированный перечень прав граждан Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации государственной охраны объектов культурного наследия, в соответствии с которым гражданам Российской Федерации:
гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в соответствии с Законом 73-ФЗ;
право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном статьей 47.4 Закона 73-ФЗ;
- право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия, в порядке, установленном Законом 73-ФЗ, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Иные права указанной нормой не предусмотрены.
Таким образом, контроль (надзор) за надлежащим содержанием и сохранением объектов культурного наследия, включающий право требовать от его собственников и законных владельцев выполнение работ, необходимых для обеспечения сохранности объекта, является полномочием КГИОП.
При этом физические лица (граждане РФ), при отсутствии иных правоотношений, в силу статьи 7 Закона 73-ФЗ не наделены правом, позволяющим им предъявлять требования к собственникам объекта культурного наследия о проведении работ по его сохранению.
Объект недвижимости ««Дворец Великого князя Михаила Николаевича» расположенного по адресу: <адрес> на основании постановления Правительства РФ № 527 от 10.07.2001 года «О перечне объектов исторического и культурного наследия (общероссийского) значения, находящиеся в Санкт-Петербурге» является объектом культурного наследия федерального значения входящие в состав объекта культурного наследия федерального значения «Дворцово-парковый ансамбль Михайловской дачи (Михайловка)».
Распоряжением КГИОП от 22.08.2017 № 07-19-301/17 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта, в соответствии с условиями которого необходимо в срок до 22.08.2022 в установленном законом порядке выполнить работы по ремонту и реставрации объекта, в срок до 22.10.2023 года в установленном законом порядке обеспечить установку на объекте информационных записей и обозначений. Дополнительные требования сформированы на основании акта технического состояния, составленного КИОН 15.09.2020 года. Выдано задание на проведение работ по сохранению объекта от 10.09.2019 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 47.2 Закона 73-ФЗ виды работ по сохранению объекта культурного наследия, включаемые в состав охранного обязательства определяются с учетом мнения собственника объекта культурного наследия, на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47.2, пунктом 6, 11 статьи 47.6 Закона 73- ФЗ собственник объекта культурного наследия обязан исполнять требования охранного обязательства по сохранению объекта культурного наследия, в том числе работы по сохранению объекта культурного наследия и сроки, установленные для их выполнения.
Положениями ст.47.6 Закона 73-ФЗ и приказом Министерства культуры РФ от № 1887 «О реализации отдельных положений ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ» установлен порядок оформления, утверждения и исполнения охранных обязательств, который предусматривает возможность изменения по инициативе собственников объекта культурного наследия условий охранных обязательств, в том числе в части сроков и видов, предусмотренных им работ.
Приложениями № 3 Приказа 1887 предусмотрена обязанность собственника объекта культурного наследия предоставлять в КГИОП уведомления о выполнении требований, содержащихся в охранном обязательстве.
В случае выявления по результатам проверки факта нарушения требований сохранения и использования объекта (статьи 45,47.2-47.3 Закона 73-ФЗ), в том числе в виде неисполнения условий обязательства, собственник объекта подлежит привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ, а также в силу подпункта 6 пункта 6 статьи 11 Закона 73-ФЗ КГИОП вправе направить исковое заявление о понуждении выполнить предусмотренные охранным обязательством работы в натуре.
Таким образом, действующим законодательством установлен перечень мер, направленных на обеспечение сохранности объекта, реализация которых осуществляется в рамках полномочий КГИОП.
Принимая во внимание, что необходимый комплекс работ по сохранению объекта находится в процессе реализации, это также исключает наличие правовых оснований для обращения в суд с требованиями об обязании выполнить работы по сохранению объекта.
Гражданским законодательством не установлено безусловное право неограниченного круга лиц, требовать от собственника объекта недвижимого имущества исполнения его обязательств по содержанию такого объекта.
Заинтересованное лицо может обратиться в суд, с соответствующим требованием обосновав наличие такого права требования нормой гражданского законодательства или условием гражданско-правовой сделки, заключенной с собственником объекта недвижимого имущества.
Истцом в исковом заявлении не указано, на основании какой нормы гражданского законодательства или сделки истцу принадлежит право требовать выполнения работ по содержанию объекта.
В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 134, 220 ГПК РФ суд отказывает в приеме искового заявления либо прекращает производство по делу в случае, если заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов гражданином, которому законодательством не предоставлено такое право.
Учитывая изложенные обстоятельства и положения законодательства, у истца отсутствует право обращаться с исковыми требованиями подобного содержания, необходимые меры по обеспечению сохранности объекта в соответствии с Законом 73-ФЗ подлежат реализации КГИОП в установленном порядке, что исключает основания для рассмотрения требований истца, права истца в данном случае не затрагиваются и не подлежат судебной защите в рамках предъявленных истцом оснований и предмета иска.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 220 ГПК РФ, суд прекращает производство по делу в случае, если имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части первой статьи 134 ГПК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 220, 221, 224, 225 ГПК РФ, суд
О п р е д е л и л:
Производство по гражданскому делу № 2-803/2022 по иску Филиппова Ю.В. к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга об обязании восстановить исторический облик объекта культурного наследия, обеспечить доступ - прекратить.
Определение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 15 дней путем подачи частной жалобы через Петродворцовый районный суд.
Судья