Дело № 2-18/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
11 января 2018 года
Юрлинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Дереглазовой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Трушевой Е.А., с участием:
истицы Носковой А.В.,
представителя ответчика – администрации Юрлинского муниципального района – Мошегова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по иску Носковой Анны Владимировны к администрации Юрлинского муниципального района о возложении обязанности по предоставлению по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения в границах Юрлинского муниципального района Пермского края,
у с т а н о в и л:
Носкова А.В. представила на разрешение суда требование о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, в границах Юрлинского муниципального района Пермского края, не менее 28 кв.м. и не более 33 кв.м., указывая следующее.
Истица относилась к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановлением от 1996 года над ней была установлена опека. За Носковой А.В. числилось жильё по адресу: <адрес>, которое было непригодно для проживания уже на момент смерти матери.
После окончания школы Носкова А.В. поступила в Финансовую академию при Правительстве РФ и окончила обучение в 2009 году. В <адрес> не вернулась из-за отсутствия жилья.
Ввиду непригодности жилого помещения Носкова А.В. полагала, что её должны обеспечить жильём, администрацией Юрлинского района в его предоставлении отказано.
В судебном заседании Носкова А.В. требования поддержала по приведённым в иске основаниям, дополнительно отметила, что, оставаясь зарегистрированной в квартире опекуна ФИО6, после окончания школы по настоящее время в <адрес> не проживала. Во время обучения ей было предоставлено общежитие. После окончания академии истица работала в <адрес> на разных работах, жила в арендованном жилье. В настоящее время она сожительствует с ФИО7, уроженцем <адрес>, они проживают по адресу: <адрес> в арендуемом жилье, воспитывают дочь ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ФИО7 зарегистрирован в жилье отца по адресу: <адрес>. Ни Носкова А.В., ни ФИО7, ни их дочь ФИО8 жилья в собственности не имеют.
Мать ФИО3 умерла в 1996 году. К этому моменту дом, в котором она жила, по <адрес> имел 60% износ. Впоследствии дом сдавали в аренду. В настоящее время он признан непригодным для проживания.
В 2017 году умерла тётя истицы, в результате Носкова А.В. унаследовала 1/7 доли квартиры по адресу: <адрес>. Сособственниками было принято решение о её продаже третьему лицу.
Носкова А.В. не подозревала о наличии права на предоставление жилья, узнала о нём только в 2017 году, именно по этой причине не обратилась с заявлением о постановке на учёт до 23-летнего возраста, полагает, что данное обстоятельство является основанием к восстановлению срока исковой давности.
Представитель ответчика – администрации Юрлинского муниципального района – Мошегов А.И., заявив о непризнании иска, пояснил, что 31 марта 2017 года состоялось обращение истицы в орган опеки. Результатом обращения стало признание дома по <адрес> непригодным к проживанию, продажа доли квартиры в <адрес>. Данные обстоятельства свидетельствуют о злоупотреблении правом.
18 августа 2017 года Носкова А.В. подала заявление в администрацию Юрлинского района, в постановке на учёт нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями ей было отказано.
Самостоятельным основанием к отказу в иске является пропуск Носковой А.В. срока исковой давности.
Заслушав участников процесса, оценив доводы иска, исследовав представленные материалы, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 2 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» под лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Носкова А.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в семье ФИО1 (запись акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ Уваровского с/совета Бутурлинского района Горьковской области), запись об отце внесена со слов матери.
19 марта 1996 года ФИО1 умерла (повторное свидетельство о смерти № от 5 июля 2006 года, выдано отделом ЗАГС Юрлинского района Коми-Пермяцкого автономного округа).
19 апреля 1996 года постановлением администрации Юрлинского района Пермской области Носкова А.В. передана под опеку ФИО6, проживающей по адресу: <адрес>.
Таким образом, неопровержимым является факт, что в малолетнем возрасте (<данные изъяты>) Носкова А.В. осталась ребёнком-сиротой.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 8 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно п.п. 1 п. 1 ч. 4 ст. 8 приведённого Федерального закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признаётся невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в том числе, в связи с проживанием на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишённых родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Аналогичные положения приведены в ст. 6 Закона № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», принятого Законодательным Собранием Пермской области 29 декабря 2004 года. Названной статьёй предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений названным лицам являются следующие: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Решением администрации Юрлинского района жильё за Носковой А.В. не закреплялось. Вместе с тем, в личном деле опекаемой имеется свидетельство о праве на наследство по закону от 28 апреля 1997 года, выданное нотариусом Кудымкарской государственной нотариальной конторы Саловой Л.Н., согласно которому Носковой А.В. принадлежит право на наследственное имущество ФИО1, заключающееся в жилом доме по адресу: <адрес>, расположенном на земельном участке.
Из актов, содержащихся в материалах личного дела № опекаемой Носковой А.В., начатого отделом образования администрации Юрлинского муниципального района 21 марта 1996 года, оконченного 1 ноября 2006 года, следует, что проверка сохранности закреплённой за несовершеннолетней жилой площади производилась 2 декабря 2003 года, 21 декабря 2005 года, 10 октября 2007 года. На момент проверок жильё было заселено ФИО11 с членами семьи, использующей его по договору найма, заключённому с ФИО6 1 декабря 2005 года.
Характеристика технического состояния дома во всех актах сводится к указаниям о том, что он является деревянным и покрыт шифером. Истицей заявлено об отсутствии у неё и членов её семьи жилья в собственности, в пользовании, а также о том, что они не являются членами семьи нанимателей, собственников жилья.
Приведённые сведения подтверждены свидетелем ФИО6
Официально подтверждёнными являются факты регистрации Носковой А.В. по месту проживания опекуна ФИО6, а также наличия в собственности истицы 1/7 доли в праве на квартиру площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, отчуждённой 5 декабря 2017 года.
На учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, истица не состоит.
Предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Из совокупности приведённых данных в целом установлено, что на момент рассмотрения иска Носкова А.В. объективно нуждается в жилье.
Согласно ч. 3 ст. 6 Закона № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения, иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Указано Носковой А.В. и подтверждено представленными материалами, включая копию диплома, что обучение завершено ею 20 июня 2009 года (в возрасте <данные изъяты>).
Таким образом, формальное право на получение жилья возникло у Носковой А.В. с 19-летнего возраста, с 2009 года.
Названное право не было реализовано.
Обращение в администрацию Юрлинского района по вопросу включения в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, произведено Носковой А.В. 18 августа 2017 года в возрасте 27 лет.
До издания 1 марта 2013 года Правительством Пермского края постановления № 92-п «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полномочия на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находились в ведении органов местного самоуправления Пермского края, с 2013 года – в ведении Министерства социального развития Пермского края с обязанностью органов местного самоуправления по передаче учётных дел в течение 15 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего постановления.
Согласно Правилам учёта детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, утверждённым Указом Губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года № 170, действовавшим до издания 1 марта 2013 года постановления Правительства Пермского края № 92-п (далее Правилам), постановка на учёт детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, в период рассматриваемых событий осуществлялась органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми-сиротами статуса, относящего их к детям-сиротам (п. 5).
При этом в соответствии с п. 6 Правил правом на обращение с заявлением о постановке на учёт в органы местного самоуправления обладали: законные представители детей-сирот; от имени детей-сирот, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения - администрации этих учреждений; от имени детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством), - опекуны (попечители).
В соответствии с п. 3 Правил обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам являлось отсутствие закреплённого за ними жилого помещения.
Как уже было указано, фактическое закрепление за Носковой А.В. жилья осуществлено 28 апреля 1998 года в связи с принятием наследства.
В связи с обеспеченностью жилым помещением Носкова А.В. ни по достижении 14 лет, ни в дальнейшем не была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
По достижении совершеннолетия, по окончании учебного заведения истица не реализовала право на проживание в закреплённом за ней жилом помещении.
Объективных данных, свидетельствующих о непригодности жилого дома к эксплуатации к 2009 году и до момента прекращения статуса ребёнка-сироты стороной истца не представлено. Более того, сведения о продолжительном использования дома арендаторами (в том числе с 2005 года на протяжении около 5 лет) свидетельствуют об обратном.
Обследование дома по <адрес> проведено только 25 июля 2017 года, и в этот же день межведомственной комиссией администрации Юрлинского сельского поселения принято заключение № 38 о его непригодности для проживания.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке, в том числе детям-сиротам), базируется на заявительном характере учёта лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учёт нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Уважительными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учёт нуждающихся в жилом помещении, в соответствии с положениями, содержащимися в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждённом Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года, могут быть признаны:
- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;
- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
- состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учёт нуждающихся в жилом помещении;
- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учёт из-за отсутствия всех необходимых документов.
Доказательств, свидетельствующих о невключении Носковой А.В. в число лиц, нуждающихся в обеспечении жильём, до достижения 23 лет по вышеназванным причинам стороной истца суду не представлено.
Установленные обстоятельства (в совокупности) являются, по мнению суда, основанием к отказу в удовлетворении рассматриваемых требований.
Кроме прочего представителем ответчика Мошеговым А.И. заявлено о пропуске Носковой А.В. при обращении в суд трёхлетнего срока исковой давности.
Часть 1 ст. 196 ГК РФ устанавливает общий срок исковой давности - три года со дня, определяемого в соответствии со статьёй 200 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Суд полагает правомерным применение названных положений ввиду отсутствия данных, свидетельствующих о длящемся характере нарушения прав истца.
Начальной точкой течения срока исковой давности суд признаёт достижение истицей 23-летнего возраста 24 ноября 2012 года.
В соответствии со ст. 205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.
Данных об уважительности причин пропуска срока обращения в суд Носковой А.В. не представлено, что исключает положительное разрешение ходатайства о восстановлении срока исковой давности.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Носковой Анны Владимировны к администрации Юрлинского муниципального района о возложении обязанности по предоставлению по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения в границах Юрлинского муниципального района Пермского края оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Юрлинского районного суда
Пермского края Н.Н.Дереглазова