Производство № 2-1911/2024 <***>
Дело № 66RS0003-01-2024-000559-39
Мотивированное решение изготовлено 23.04.2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 16.04.2024
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Самойловой Е. В.,
при секретаре Исмаилове Э. Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филоновой Елены Анатольевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области о признании права на досрочноеназначении пенсии,
установил:
Филонова Е. А. обратилась в суд к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области с требованием о назначении пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
В обосновании иска указано, что общий трудовой стаж истца, согласно записям в трудовой книжке, составляет 36 лет 7 месяцев 16 дней.
При этом, истец проходила обучение с 1981 по 1984 г. в Нижнетагильском техникуме советской торговли (***).Действовавшее в период учебы правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в общий стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления её права в области пенсионного обеспечения. Считает, что период должен быть засчитан в общий трудовой стаж.
Более того, из иска следует, что истец также осуществляла уход за детьми - ***9
Истцом 24.04.2023 направлено в адрес ответчика заявление о назначении пенсии. Однако на дату подачи настоящего искового заявления не принято решения по заявлению истца о досрочном назначении пенсии.
В связи с чем, просила суд признать право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» и обязать ответчика назначить Филоновой Е. А. досрочную страховую пенсию по старости.
Вспоследующем, требования иска уточнены (л.д. 46), истец изменила основание требований, просила суд признать право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1.2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» и обязать ответчика назначить Филоновой Е. А. досрочную страховую пенсию по старости.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не представила, воспользовалась правом на ведение дела через представителя.
Представитель истца в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
При таких обстоятельствах, судом разрешен вопрос о рассмотрении дела в отсутствие истца.
Представитель ответчика Микрюков А. Д. в судебном заседании против иска возразил по доводам отзыва (л.д. 53-55), указав, что у истца отсутствует основание для назначения пенсии в соответствии с п. 1.2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», поскольку недостаточно требуемого законом стажа.
Заслушав представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета страхового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (статья 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Судом установлено из исследованного в судебном заседании пенсионного дела, что истец 01.09.2023 обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии.
Оценка пенсионных прав истца оценивалась с применением п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
06.12.2023 решением № 724845/23 в назначении пенсии истцу отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа.
Решением установлено, что специальный стаж установлен 06 месяцев 15 дней, к зачету в страховой стаж принято 34 года 25 дней:
1. С 15.08.1984 по 17.06.1987- работа - 2/10/3
2. С 07.07.1987 по 07.12.1987 - работа - 0/5/1
3. С 08.12.1987 по 07.06.1989 - уход за ребенком до 1,5 лет-1/6/0
4. С 08.06.1989 по 20.04.1991 – работа-1/10/13
5. С 21.04.1991 по 20.10.1992 - уход за ребенком до 1,5 лет - 1/6/0
6. С 21.10.1992 по 30.04.1998 - работа - 5/6/10
7. С 05.10.2001 по 06.10.2001 - работа - 0/0/2
8. С 01.01.2002 по 03.07.2002 - период получения пособия по безработице - 0/6/3
9. С 04.07.2002 по 30.09.2002 - работа - 0/2/27
10. С 29.04.2003 по 30.09.2003 - работа - 0/5/2
11. С 05.10.2003 по 31.12.2003 - работа - 0/2/27
12. С 02.01.2004 по 19.02.2009- работа -5/1/18
13. С 28.02.2009 по 03.03.2010 - работа - 1/0/6
14. 05.03.2010 по 30.03.2014 – работа – 4/0/26
15. 03.02.2015 по 23.04.2023 – работа – 8/2/22.
Решение в части отказа в назначении пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» истцом не оспаривается.
Из иска следует, что истец просит оценить ее право на назначение пенсии по п. 1.2 ч. 1 ст. 8 «О страховых пенсиях».
Судом установлено, что решением № 384506/23 от 01.08.2023 (л.д. 22-23) в назначении пенсии по п. 1.2 ч. 1 ст. 8 «О страховых пенсиях» также отказано по причине отсутствия требуемого длительного стажа.
Для учета по указанному основанию в страховой стаж приняты 30 лет 06 месяцев 21 день.
1. 15.08.1984 по 17.06.1987 - работа;
2. 07.07.1987 по 07.12.1987 - работа;
3. 08.06.1989 по 20.04.1991 - работа;
4. 21.10.1992 по 30.04.1998 – работа;
5. 05.10.2001 по 06.10.2001 - работа;
6. 04.07.2002 по 15.04.2003 - работа;
7. 29.04.2003 по 30.09.2003 - работа;
8. 05.10.2003 по 31.12.2003 - работа;
9. 02.01.2004 по 19.02.2009 - работа;
10. 28.02.2009 по 03.03.2010 - работа;
11. 05.03.2010 по 30.03.2014 - работа;
12. 03.02.2015 по 23.04.2023 - работа.
Между тем, истец не учла, что для определения права на указанную страховую пенсию по старости за длительный стаж предусмотрен особый порядок исчисления страхового стажа.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а пунктом 2 части 1 статьи 12 названного закона определено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Частью 9 статьи 13 Федерального закона N 400-ФЗ (также введенной Федеральным законом N 350-ФЗ), в редакции, действующей с 4 ноября 2022 г. установлено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
Из приведенных выше положений статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в целях определения их права на страховую пенсию по старости.
Законодатель, вводя новую льготу по назначению пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию, согласно которому в страховой стаж подлежат включению только периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а из иных периодов, предусмотренных статьей 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", - только периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Все остальные периоды в подсчет страхового стажа, необходимого для назначения пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не входят.
Соответственно, нe подлежат к зачету в страховой стаж, дающий право на страховую пенсию по старости в соответствии с ч.1.2 ст. 8 Закона №400-ФЗ следующие периоды работы:
1. 08.12.1987 по 07.06.1989 - уход за ребенком до 1,5 лет;
2. 21.04.1991 по 20.10.1992 - уход за ребенком до 1,5 лет;
3. 01.01.2002 по 03.07.2002 - получение пособия по безработице;
4. 17.04.2003 по 28.04.2003 - отпуск без сохранения заработной платы;
5. 01.10.2003 по 04.10.2003 - отпуск без сохранения заработной платы;
6. 01.01.2004 по 01.01.2004 - отпуск без сохранения заработной платы;
7. 26.02.2009 по 27.02.2009- отпуск без сохранения заработной платы;
8. 04.03.2010 по 04.03.2010- отпуск без сохранения заработной платы.
При этом, суд отмечает, что период обучения с 1981 по 30.06.1984 (л.д. 20) для назначения пенсии по указанному основанию также не подлежит зачету.
Суд критически относится к доводу истца о применении законодательства, действовавшего в период выполнения работы, поскольку истцом не учтено, что в силу прямого указания законодателя, закрепленного в части 9 ст.13 Закона №400-ФЗ, положения части 8 указанной стати не применяются, поскольку существующие в пенсионном законодательстве ретроспективные механизмы исчисления страхового стажа направлены на выполнение одного из основных принципов пенсионного права, сформулированного втом числе и в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, сохранения приобретенных пенсионных прав, но не могут иметь значение для новых пенсионные льгот. Однако, правовая норма о досрочной страховой пенсии за длительный стаж вступила в силу с 01.01.2019.
Суд также обращает внимание, что действующее законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании предусматривает возможность включения периодов учебы, которые имели место до дня вступления в силу Закона № 400-ФЗ и засчитывались в стаж при назначении пенсии в соответствии с ранее действовавшим законодательством, при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию по иным основаниям, в том числе в связи с достижением общеустановленного возраста при соблюдении условий, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 8 Закона № 400-ФЗ.
Более того, как указано и решении ответчика, суду не представлено доказательств смены фамилии истица с «Верещагиной» на «Филонову».
При этом,судом установлено, что данные периоды могут быть учтены истцу для назначения пенсии на общих основаниях - часть 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ.
Таким образом, требования истца о включении в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии за длительный трудовой стаж (не менее 42 лет) спорных периодов основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, в связи с чем, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение Отделение СФР по Свердловской области об отказе Филоновой Е. А. в установлении страховой пенсии от 01.08.2023 № 384506/23 является обоснованным и законным, в связи с чем в удовлетворении исковых требований Филоновой Е. А. о назначении пенсии по п. 1.2 ч. 1 ст. 8 «О страховых пенсиях» надлежит отказать.
Суд при вынесении решения оценивает исследованные доказательства в совокупности и учитывает, что у сторон не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу, обе стороны согласились на окончание рассмотрения дела при исследованных судом доказательствах, сторонам также было разъяснено бремя доказывания в соответствии с положениями ст.ст.12,35,56,57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ <***> ░. ░. ░░░░░░░░░