11RS0001-01-2022-000378-91
№ 5-216/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Сыктывкар 16 марта 2022 года
Судья Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми Баудер Е.В.,
при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Козловой Ксении Александровны,
установил:
23.02.2022 должностным лицом ДПС ГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару в отношении Козловой К.А. составлен протокол КМ №... об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, из которого следует, что 23.02.2022 в 18 час. 50 мин. Козлова К.А. находилась в автомобиле «...» г.р.з. ... по адресу ..., без обязательного использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски и иные подобные средства), тем самым нарушила п. 20.5 Указа Главы Республики Коми от 15.03.2020 № 16 «О введении режима повышенной готовности».
На основании определения должностного лица ОИАЗ УМВД России по г. Сыктывкару от 23.02.2022 протокол об административном правонарушении с материалами передан на рассмотрение в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05.03.2022 протокол об административном правонарушении передан на рассмотрение в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара.
Изучив протокол и поступившие с ним материалы, судья приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 настоящего Кодекса.
В силу ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
По смыслу нормативных положений, закрепленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении должны быть указаны дата и место их составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол (постановление), сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с п. 3 ст. 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении может быть разрешен вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
При проверке протокола об административном правонарушении и представленных с ним документов судьей установлено, что составленный в отношении Козловой К.А. протокол об административном правонарушении КМ №... содержит исправления в части указания обстоятельств совершения административного правонарушения. Так, указано, что 23.02.2022 в 18 час. 50 мин. Козлова К.А. находилась в автомобиле «...» г.р.з. .... С данными исправлениями Козлова К.А. ознакомлена, о чем имеется ее подпись. В то же время в определении о передаче дела на рассмотрение в суд указано, что 23.02.2022 в 18 час. 50 мин. Козлова К.А. находилась в автомобиле «...» г.р.з. .... Такие же данные указаны в рапорте сотрудника полиции А.
Кроме того, в силу п. 20.5 Указа Главы Республики Коми № 16 от 15.03.2020 (в ред. указа Главы Республики Коми от 25.02.2021 № 30) предписано обязательное использование средств индивидуальной защиты – средств защиты органов дыхания (маски и иные подобные средства) при проезде на автомобильном транспорте общего пользования или такси, а также при нахождении в общественных местах (объектах торговли, аптеках и аптечных пунктах, а также в организациях бытового обслуживания населения и иных общественных местах).
Представленные суду материалы дела не позволяет четко определить объективную сторону совершенного Козловой К.А. административного правонарушения применительно приведенному положению, поскольку в протоколе об административном правонарушении указано на нахождение Козловой К.А. в транспортном средстве (без указания сведений, необходимых для квалификации действия лица применительно к п. 20.5 Указа Главы Республики Коми № 16 от 15.03.2020).
Объяснения Козловой К.А., указанные в протоколе о том, что она осуществляла перевозку пассажира и при этом находилась без маски, не могут быть положено в основу выводу о совершении лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без соответствующей квалификации данных действий должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении.
Изложенное позволяет сделать вывод о наличии существенных недостатков протокола об административном правонарушении.
Как указано в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч. 2 ст. 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Учитывая, что указанные недостатки являются существенными и препятствуют правильному рассмотрению дела, при этом не могут быть своевременно устранены при рассмотрении дела, судья в силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагает необходимым возвратить материалы дела об административном правонарушении в отношении Козловой К.А. должностному лицу ДПС ГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару для устранения недостатков.
Руководствуясь ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
определил:
Протокол об административном правонарушении КМ №... от 23.02.2022 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Козловой Ксении Александровны возвратить вместе с приложенными материалами должностному лицу – инспектору ДПС 1 взвода 1 роты ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару для устранения нарушений.
Судья Е.В. Баудер