Дело №11-28/2022 Мировой судья Селихов Д.А..
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 апреля 2022 года г.Орел
Советский районный суд г.Орла в составе:
председательствующего судьи Михеевой Т.А.,
при секретаре Паршиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда апелляционную жалобу ответчика Сучкова ФИО8 на решение и.о.мирового судьи судебного участка № 2 Советского района г.Орла – мирового судьи судебного участка № 3 от 14.09.2021 года по гражданскому делу по иску общества с ограниченной ответственностью «ТСЖ-Карат» к Сучкову ФИО9 о взыскании задолженности и пени, которым постановлено:
«Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «ТСЖ-Карат» к Сучкову ФИО10 удовлетворить.
Взыскать в пользу общества с ограниченной ответственностью «ТСЖ-Карат» с Сучкова ФИО11 задолженность по плате за жилое помещение и жилищно-коммунальные услуги за период с июня 2018 года по июль 2019 года в размере 20 206,89 руб., суму пени, сложившуюся за период с 10.08.2018 года по 31.01.2020 года, в сумме 3 492,66 руб., а также расходы, понесенные на оплату государственной пошлины, в сумме 911 руб.»
установил:
общество с ограниченной ответственностью «ТСЖ-Карат» (далее по тексту ООО «ТСЖ-Карат») обратилось к мировому судье с иском (с учетом уточнений) к Орловой В.А. о взыскании задолженности и пени.
В обоснование иска указано, что Сучков А.А. является собственником квартиры <...>. Управляющей организацией дома с 01.12.2017 года являлось ООО «ТСЖ-Карат». Сучковым А.А. обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги за период с июня 2018 года по июль 2019 года не исполнялась, в связи с чем сложилась задолженность в общей сумме 20 206,89 руб. Данную сумму, а также суму пени сложившуюся за период с 10.08.по 31.01.20202 года, в размере 3 492,66 руб., государственную пошлину 911 руб. просил суд взыскать в свою пользу с ответчика.
Мировым судьей постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Сучков А.А. вопрос об отмене решения мирового судьи. Указал, что решением Железнодорожного районного суда г.Орла по делу № 2-708/2018 года было признано незаконным решение собственников помещений <...> о выборе управляющей компанией ООО «ТСЖ-Карат», решение вступило в законную силу 28.11.2018 года; собственниками МКД был выбран способ управления – ТСЖ, было создано ТСЖ «Зелёный берег» которое приступило к управлению домом с 2018 года. В связи с этим ответчик полагал, что за заявленный период истец был не вправе начислять и взыскивать плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Просил решение мирового судьи отменить.
В судебном заседании представитель истца Лунин Е.В. полагал апелляционную жалобу не обоснованной, просила отказать в ее удовлетворении по доводам, изложенным в письменных возражения истца на возражения ответчика..
Ответчик Сучков А.А. в судебное заседание не явилась, извещён надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав участника процесса, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, исследовав материалы дела суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно ст. 44 ЖК РФ и ч. 1 ст. 162 ЖК РФ, органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом и выбор управляющей организации.
В соответствии с ч.1. ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно положениям статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и
сохранению.
Аналогичная норма содержится и в ЖК РФ, согласно которой собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за
услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий
ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы,
потребляемые при использовании и содержании общего имущества в
многоквартирном доме;
взнос на капитальный ремонт;
плату за коммунальные услуги.
Согласно части 3 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
В судебном заседании установлено, что ООО «ТСЖ-Карат» являлось управляющей организацией многоквартирного <...> на основании договора управления многоквартирным домом от 01.12.2017 г., заключенного с застройщиком АО "АИЖК Орловской области" в соответствии с частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного <...> от 26.01.2018 г. управляющей организацией данного дома выбрано ООО «ТСЖ-Карат».
Сучков А.А. является собственником <...> в <...>, что следует из выписки из единого государственного реестра недвижимости.
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного <...> (протокол № 01-2018 от 26.01.2018 г.) установлен размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения в соответствии с Постановлением администрации города Орла от 15.11.2013 № 5213 «О плате за помещение для собственников и нанимателей в многоквартирных домах».
В многоквартирном <...> предоставление коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению осуществляется ООО «ТСЖ-Карат» с использованием автономной котельной, входящей в состав общего имущества собственников помещений данного дома.
В рамках управления жилым домом ООО «ТСЖ-Карат» заключило следующие договоры и дополнительные соглашения к ним о дополнении адресом: <...>а: договор №11205 холодного водоснабжения и водоотведения от 16.11.2015 с муниципальным унитарным производственным предприятием водопроводно-канализационного хозяйства «Орелвдоканал», дополнительное соглашение к указанному договору от 01.02.2018; договор энергоснабжения №3431 от 01.09.2012 с обществом с ограниченной ответственностью «ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт»; договор поставки газа №4-4949/Н-18 от 27.07.2017 с обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Орел», дополнительные соглашения к указанному договору от 15.01.2018, 25.12.2018; договор №02/2017 на полное техническое обслуживание и эксплантацию котельных от 01.01.2017 с обществом с ограниченной ответственностью «Орловские тепловые магистрали», дополнительное соглашение №3 к указанному договору от 01.01.2018; договор оказания услуг и выполнения работ по содержанию придомовой территории, мусоропроводов и уборке лифтов от 01.02.2017 с обществом с ограниченной ответственностью «Орловская сервисная компания», дополнительное соглашение к указанному договору от 01.02.2018; договор на проведение дератизационных и дезинсекционных мероприятий от 01.02.2017 с обществом с ограниченной ответственностью «ДезСлужба», дополнительное соглашение №2 к указанному договору от 01.01.2018; договор №478-т на содержание лифтового хозяйства от 01.11.2016 с обществом с ограниченной ответственностью «Управление специальная автоматика+», дополнительное соглашение №7 к указанному договору от 09.01.2018; договор об оказании услуг на аварийное обслуживание жилого фонда от 01.10.2017, дополнительное соглашение №2 к указанному договору от 15.12.2017; договор об оказании услуг (уборка подъездов) от 01.11.2017 с ИП Збиняковой А.Б., дополнительное соглашение к указанному договору от 19.01.2018; договор №553-т на техническое обслуживание элементов системы внутридомовых пожарных и пожарно-охранных сигнализаций от 01.02.2017 и обществом с ограниченной ответственностью «Управление специальных работ», дополнительное соглашение №1 к указанному договору от 09.01.2018; договор 2-ЮР №02433/2549 на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования от 01.02.2018 с Акционерным обществом «Газпром газораспределение Орел», дополнительное соглашение №1 к указанному договору от 03.12.2018; договор №21 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 18.01.2019 с обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща»; - договор №4 от 25.08.2015 по текущему, аварийному ремонту воздухообмена и вентканалов с обществом с ограниченной ответственностью «Вентиляционная газовая служба»; договор №3 от 01.02.2017 по выполнению работ по оценке соответствия лифтов при периодическом техническом освидетельствовании с обществом с ограниченной ответственностью «Лифт Тест».
Объем и стоимость работ по указанным договорам подтверждаются счетами-фактурами, актами выполненных работ (оказанных услуг), представленными в материалы дела.
Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 9.1 статьи 156 ЖК РФ).
Частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Орловской области от 27.10.2016 № 423 утверждены нормативы потребления холодной воды, горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Орловской области от 10.02.2017 № 38 утверждены нормативы потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354).
Согласно пункту 54 Правил № 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения)
определяется в соответствии с формулами 20 и 20 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
В соответствии с частью 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса (часть 7 статьи 155 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1.3 статьи 161 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
Решением Железнодорожного районного суда г. Орла от 26.09.2018 г. по гражданскому делу № 2-708/2018 решение общего собрания собственников помещений многоквартирного <...>, оформленное протоколом № 01-2018 от 26.01.2018 г., о выборе управляющей организацией ООО «ТСЖ-Карат» признано недействительным.
Частью 3.1 статьи 198 ЖК РФ установлено, что в случае признания судом недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом, которое послужило основанием для направления в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносятся органом государственного жилищного надзора на основании вступившего в законную силу решения суда о признании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным не ранее даты вступления в силу такого решения суда.
Таким образом, само по себе признание судом недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации не является безусловным основанием для прекращения такой управляющей организацией управления многоквартирным домом, для этого требуется внесение изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 198 ЖК РФ исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса.
С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса.
В силу части 3 статьи 200 ЖК РФ лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня: 1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса; 2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса; 4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Указанная норма направлена на соблюдение прав граждан (потребителей), обеспечение безопасности эксплуатации многоквартирных жилых домов, закрепляет непрерывность осуществления деятельности по управлению, обслуживанию многоквартирными жилыми домами и оказанию (предоставлению) коммунальных услуг (ресурсов).
Следовательно, управляющая организация обязана прекратить управление многоквартирным домом при наступлении указанных в части 3 статьи 200 ЖК РФ обстоятельств только при условии исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращении или аннулировании лицензии.
Установлено, что ООО "ТСЖ-Карат" в спорный период имело действующую лицензию по управлению многоквартирным домом <...> по <...>, исключение сведений о данном многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации Управлением государственной жилищной инспекции Орловской области не осуществлялось.
Изменения в реестр лицензий Орловской области в отношении многоквартирного <...> были внесены Управлением государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области с 01.08.2019 г., с этой же даты право управления многоквартирным домом возникло у ТСЖ "Зеленый берег".
В этой связи, сам по себе факт государственной регистрации 15.10.2018 г. товарищества собственников жилья "Зеленый берег", созданного собственниками помещений многоквартирного <...>, не влечет возникновение у ООО "ТСЖ-Карат" обязанности по прекращению управления данным домом.
В соответствии с частью 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста
календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Расчет задолженности за коммунальные услуги мировым судьей проверен и не был оспорен Сучковым А.А., контррасчет ответчиком также не был предоставлен.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения требований мировым судьей, фактически направлены на иную оценку доказательств, оцененных мировым судьей в соответствии со ст. ст. 56, 67 ГПК РФ.
Нарушений мировым судьей норм материального и процессуального права судом не установлено.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу об оставлении решения мирового судьи без изменения, апелляционной жалобы без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 335.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение и.о.мирового судьи судебного участка № 2 Советского района г.Орла – мирового судьи судебного участка № 3 от 14.09.2021 года по гражданскому делу по иску общества с ограниченной ответственностью «ТСЖ-Карат» к Сучкову ФИО13 о взыскании задолженности и пени – оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Сучкова ФИО12– без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу.
Судья Т.А. Михеева
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 26.04.2022 года.