Дело № 12-49/2023
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Артемовский 04.10.2023
судья Артемовского городского суда Свердловской области Нигматзянова О.А., при секретарях Новиковой Е.Ю., Красильниковой Е.С.
с участием представителя ОАО «Егоршинский радиозавод» ФИО
должностного лица- инженера отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области ФИО
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ОАО «Егоршинский радиозавод» ФИО. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Артемовского судебного района Свердловской области от 07.07.2023 в отношении ОАО «Егоршинский радиозавод» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Артемовского судебного района Свердловской области Кузьминых Т.Л. от 07.07.2023 ОАО «Егоршинский радиозавод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Генеральный директор ОАО «Егоршинский радиозавод» ФИО обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит постановление мирового судьи о наложении административного штрафа на ОАО «Егоршинский радиозавод» отменить, производство по делу прекратить.
Из жалобы следует, что при рассмотрении дела мировым судьей ошибочно применена ст. 42 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398, так как категория риска по гражданской обороне устанавливается на основании постановления Правительства РФ от 21.05.2007 № 305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны», действовавшем на момент утверждения Перечня организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне (04.12.2017). Мировым судьей не дана правовая оценка письму Главного управления МЧС России по Свердловской области от 27.03.2017 № 2569-2-2-3. Средняя категория риска, указанная в письме Главного управления МЧС России по Свердловской области от 27.03.2017 № 2569-2-2-3, не была установлена ОАО «ЕРЗ» в порядке, предусмотренном п. 17 Положения, нет указания на решение начальника Главного управления МЧС России по Свердловской области об установлении данной категории. На 04.12.2017 (момент утверждения Губернатором Свердловской области Перечня организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне) ОАО «ЕРЗ» не соответствовало критериям, указанным в пункте 2 Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения, утвержденных постановлением правительства РФ от 16.08.2016 № 804. Согласно пункту 4 указанных Правил отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, государственными компаниями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне. Показатели устанавливает Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и государственными компаниями. Согласно абзацу 2 пункта 5 Правил № 804, организации, деятельность которых не связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и которые не находятся в сфере их ведения, представляют сведения, предусмотренные показателями, и предложения об установлении категории по гражданской обороне в органы местного самоуправления, осуществляющие мероприятия по гражданской обороне на территории муниципального образования, где указанные организации осуществляют свою деятельность.
Согласно пункту 6 Правил № 804, органы местного самоуправления вносят в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по отнесению организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения, а также организаций, предусмотренных абзацем вторым пункта 5 настоящих Правил, к категориям по гражданской обороне.
Согласно пункту 8 Правил № 804, органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий утверждают перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность которых связана с деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или которые находятся в сфере их ведения, а также организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения, и организаций, предусмотренных абзацем вторым пункта 5 настоящих Правил, отнесенных к категориям по гражданской обороне, и направляют в месячный срок со дня его утверждения выписки из перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, об указанных организациях, а также выписки из перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, утвержденного федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и государственными компаниями, органам местного самоуправления и в главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации.
Однако, ОАО «ЕРЗ» в Администрацию Артемовского городского округа предложений не направляло. Администрация Артемовского городского округа предложений о внесении ОАО «ЕРЗ» в Перечень организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне, не направляло, что подтверждается письмом от 29.05.2023 № 3669/22.
Информация о включении в Перечень организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне, до ОАО «ЕРЗ» соответствующими органами доведена не была.
Плановая выездная проверка с 01.02.2018 по 01.03.2018, т.е. после утверждения Перечня организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне, должностным лицом ГУ МЧС России по Свердловской области, проводилась в отношении ОАО «ЕРЗ» как организации, не имеющей установленной категории по гражданской обороне. Проверялось исполнение обязанностей в сфере ГО и ЧС по вопросу проведения курсового обучения работников организации в области гражданской обороны согласно п. 16.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14.11.2008 № 687.
Считает, что требование об исполнении обязанностей без уведомления организации об установлении определенной категории по гражданской обороне является незаконным.
Представитель ОАО «Егоршинский радиозавод» ФИО жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Должностное лицо– инженер отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области ФИО в судебном заседании с жалобой не согласился, полагал, что постановление мирового судья законное и обоснованное.
Изучив жалобу, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
В соответствии с п. 3 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 (далее Положение о гражданской обороне в РФ) федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
В соответствии с п. 5 Положения о гражданской обороне в РФ планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в военное время.
В соответствии с п. 7 Положения о гражданской обороне в РФ основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с подготовкой населения в области гражданской обороны, в том числе являются создание, оснащение и всестороннее обеспечение учебно-методических центров по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, других организаций дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников гражданской обороны, а также курсов гражданской обороны муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне.
В соответствии с п. 11 Положения о гражданской обороне в РФ основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки, в том числе являются создание и поддержание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.
В соответствии с п. 13 Положения о гражданской обороне в РФ основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с первоочередным жизнеобеспечением населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в том числе являются создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии с п. 21 Положения о гражданской обороне в РФ одним из основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с обеспечением постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, является подготовка сил гражданской обороны, проведение учений и тренировок по гражданской обороне.
Согласно подпункта «б» п. 3, п. 4, подпункта «г» п. 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841 лица, подлежащие подготовке, подразделяются на следующие группы - работники федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, включенные в состав структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, эвакуационных и эвакоприемных комиссий, сборных и приемных эвакуационных пунктов, промежуточных пунктов эвакуации, а также комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики, руководители, педагогические работники и инструкторы гражданской обороны организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, в том числе учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и курсов гражданской обороны муниципальных образований, а также учебно-консультационных пунктов гражданской обороны муниципальных образований, преподаватели предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования;
подготовка групп населения, указанных в подпункте «г» пункта 3 настоящего Положения, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, в том числе в учебно-методических центрах, на курсах гражданской обороны, а также в организациях по месту работы граждан по программам курсового обучения и инструктажа в области гражданской обороны осуществляется по соответствующим программам, разрабатываемым на основе соответственно примерных дополнительных профессиональных программ, примерных программ курсового обучения и инструктажа в области гражданской обороны, утверждаемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
в целях организации и осуществления подготовки населения в области гражданской обороны организации: разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, программы курсового обучения личного состава формирований и служб организаций в области гражданской обороны; осуществляют курсовое обучение в области гражданской обороны личного состава формирований и служб, создаваемых в организации; создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу; разрабатывают программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне; организуют и проводят вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы; планируют и проводят учения и тренировки по гражданской обороне; организуют дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение в области гражданской обороны своих работников из числа лиц, указанных в абзаце третьем пункта 4 настоящего Положения.
В силу ч. 2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, на основании решения начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Свердловской области ФИО № от 29.03.2023 о проведении плановой проверки в период с 03.04.2023 с 10:00 по 11:00, 06.04.2023 с 11:00 по 16:00, 10.04.2023 с 14:00 по 15:00 уполномоченным должностными лицами УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области с участием заместителя генерального директора ОАО «Егоршинский радиозавод» ФИО проведена проверка по соблюдению обязательных требований в области гражданской обороны ОАО «Егоршинский радиозавод». 06.04.202 с данным решением был ознакомлен заместитель генерального директора ОАО «Егоршинский радиозавод» ФИО, действующий на основании доверенности.
В ходе проверки должностным лицом выявлено нарушение ОАО «Егоршинский радиозавод» обязательных требований в области гражданской обороны, а именно:
не разработан план гражданской обороны;
должностные лица, контролируемого лица, входящие в составы комиссий по повышению устойчивости функционирования организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, а также продолжающих работу в военное время, не прошли обучение по дополнительным профессиональным программам и программам курсового обучения в области гражданской обороны в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, в том числе, в учебно-методических центрах, а также на курсах гражданской обороны (п. 7 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, п. «б» п. 3, абз. 4 п. 4, п.п. «г» п. 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841, п. 16.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14.11.2008 № 687;
не проводятся объектовые тренировки (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ);
в целях гражданской обороны (для организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне) не накоплены запасы материально-технических средств, продовольственных средств, медицинских средств;
не созданы необходимые нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;
для максимальной численности работающей в военное время смены работников не обеспечено средствами коллективной защиты (укрытием);
не планируются мероприятия по созданию (строительству) защитных сооружений гражданской обороны для наибольшей работающей смены.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 10.04.2023 № 7 (л.д. 19- 25), с которым ознакомлен представитель ОАО «Егоршинский радиозавод» 10.04.2023.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются доказательствами, исследованными мировым судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ОАО «Егоршинский радиозавод» не было принято достаточных мер для выполнения обязательных требований в области гражданской обороны, поэтому его бездействие правильно квалифицировано по ч. 2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы заявителя о том, что до предприятия не была доведена информация о включении в Перечень организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне, ссылка на письмо Администрации Артемовского городского от 29.05.2023 № 3669/22, являются не состоятельными.
Жалоба не содержит оснований для отмены или изменения принятого по настоящему делу судебного постановления, существенных процессуальных нарушений по настоящему делу допущено не было.
Административное наказание ОАО «Егоршинский радиозавод» назначено справедливое, судьей учтены обстоятельства и характер совершенного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Допущенное учреждением правонарушение посягает на отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, имеет повышенную степень общественной опасности, поэтому не может быть признано малозначительным,
Оснований для применения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении производства по делу не установлено.
Порядок и срок давности привлечения ОАО «Егоршинский радиозавод» к административной ответственности соблюдены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 2 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 07.07.2023 ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 20.7 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 30.12- 30.14 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░