Дело №
РЕШЕНИЕ
18 ноября 2022 года <адрес>
Судья Советского районного суда <адрес> ФИО4, рассмотрев жалобу представителя Управления надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки РД по доверенности ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст.19.30 КоАП РФ,
Установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.19.30 КоАП РФ, за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Совесткий районный суд <адрес> ведущий специалист эксперт Управления надзора и контроля в сфере образования ФИО2, должностное лицо, направившее протокол об административном правонарушении и иные материалы на рассмотрение мировому судье, просит отменить решение мирового судьи судебного участка № <адрес> от 26.09.2022г. и вынести по делу новое решение.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 4 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных предусмотрена административная ответственность за умышленное искажение результатов государственной итоговой аттестации и предусмотренных законодательством об образовании олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством образовании порядка проведения государственной итоговой об аттестации.
В соответствии со статьей 59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Итоговая аттестация проводится на основе принципов независимости оценки качества подготовки обучающихся. Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено законом.
Порядок проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации) определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере образования, если настоящим Федеральным законом не установлено иное (часть 5 статья 59 Закона об образовании ).
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее - Порядок).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно данному протоколу ФИО1 вменено то, что она ДД.ММ.ГГГГ, являясь организатором в аудитории № ППЭ №, расположенном на базе МБОУ «СОШ №» по адресу: <адрес>, в нарушение пункта 64 Порядка, не обеспечила должный контроль и соблюдение Порядка проведения ГИА (участник ЕГЭ ФИО3 вытаскивает из-под парты лист бумаги, средство хранения и передачи информации).
Мировой судья прекратил производство по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока привлечения лица к административной ответственности.
В жалобе должностное лицо просит отменить вынесенный в отношении ФИО1 судебный акт о прекращении производства, излагая обстоятельства дела, указывает на наличие в действиях ФИО1 состава административного правонарушения и доказанности ее вины.
Вместе с тем в настоящий момент отсутствует правовая возможность для удовлетворения данной жалобы должностного лица.
Рассмотрение жалоб на постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов регулируется статьями 30.4 - 30.9 КоАП РФ.
Статья 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
По смыслу ч. 2 ст. 30.7 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола № к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, ДД.ММ.ГГГГ), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленного срока давности вопрос об административной ответственности, в том числе о виновности лица в совершении административного правонарушения, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение лица, привлекаемого к ответственности. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность формулировать по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности выводы о виновности лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.30 названного Кодекса, три месяца.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ФИО1 настоящего дела об административном правонарушении, имели место ДД.ММ.ГГГГ.
Установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности на момент рассмотрения настоящей жалобы истек, то возможность возобновления производства по делу и правовой оценки действий названного лица на предмет доказанности вменяемого состава административного правонарушения утрачена.
При таких обстоятельствах состоявшееся по делу решение мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 КоАП РФ,
Решил:
постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу представителя Управления надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки РД по доверенности ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Пятый Кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья ФИО4