Дело № 2-2944/2023
55RS0026-01-2023-002925-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Знаменщикова В.В.,
при секретаре судебного заседания Терлеевой М.Н., помощнике судьи Тихонове Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 16 ноября 2023 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации Омского муниципального района Омской области, Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Полижаевская Н.В. обратилась в суд с названным иском, указывая, что с 19.07.2013 она является собственником земельного с кадастровым номером №, категория земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство площадью 2 000 кв.м. по адресу: № ДД.ММ.ГГГГ на ее обращение в Администрацию Красноярского с/п ОМР получено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке. Основанием для отказа послужило то, что принадлежащий ей земельный участок находится в территориальной зоне Р.1 (зона озелененных территорий общего пользования). Согласно Правил землепользования и застройки Красноярского с/п ОМР, утвержденных постановлением Администрации ОМР Омской области от 22.05.2022 № П-22/ОМС-104 строительство жилого дома в данной территориальной зоне не предусмотрено. Согласно ответа Администрации ОМР Омской области от 08.08.2023 земельный участок истицы расположен в границах функциональной зоны - зона озеленения территории общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса). Указанные функциональная и территориальная зона установлены в связи с расположением земельного участка с кадастровым номером 55:20:090101:8994, в границах которого расположено кладбище. Таким образом в период после приобретения истицей земельного участка введены ограничения на его использование по целевому назначению, что снизило его рыночную стоимость и причинило убыток в виде разницы между рыночной стоимостью участка без ограничений и с ограничениями в связи с нахождением его в функциональной зоне и территориальной зоне Р.1. В связи с чем использовать земельный участок по назначению она возможности не имеет.
Ссылаясь га ст. 15 Гражданского кодекса РФ и правовую позицию Конституционного Суда РФ в постановлении №-П от ДД.ММ.ГГГГ просила взыскать с Администрации ОМР Омской области и Администрации Красноярского с/п ОМР Омской области убытки в размере 400 000 руб.
Истец Полижаевская Н.В., ее представитель Бакарджиев Я.В., третье лицо Полижаевский А.Я. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали.
Представитель ответчика- Администрации Омского муниципального района Омской области Степанов Е.С. возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на отсутствие доказательств причинения убытков, пропуск срока исковой давности и необходимость обращения за защитой нарушенных прав к продавцу земельного участка. Также отметил, что согласно Правил землепользования и застройки Красноярского с/п ОМР от 2012 года спорный участок определялся в территориальной зоне Р3 - зона рекреационного значения, когда строительство жилого дома также было запрещено.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Красноярского с/п ОМР Омской Емелин А.А. возражал против иска, дополнительно указав, что согласно Генерального плана с. Красноярка Омского района 2009 года земельный участок истицы был расположен в санитарно-защитной зоне кладбища, существовавшего с 1956 года. Отметил, что границы земельного участка истицы были установлены только в 2023 году, как следствие не учитывались при подготовке генерального плана поселения. Обратил внимание, что истица с момента приобретения земельного участка до 2023 года бездействовала, межевание не выполнила, границы участка не обозначила, сумму убытков не обосновала и злоупотребляет в настоящее время правами.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что с 19.07.2013 Полижаевская Н.В. является собственником земельного с кадастровым номером №, категория земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство площадью 2 000 кв.м. по адресу: <адрес>
Данный участок ей приобретен на основании договора купили-продажи от 23.05.2013, заключенного с Дебусом А.А., которому в свою очередь земельный участок предоставлен за плату на основании постановления Главы Красноярской сельской администрации № 13 от 24.04.1996
Границы данного земельного установлены в 2023 году на основании межевого плана от 16.05.2023, подготовленного МБУ «Центр кадастровых работ ОМР».
В результате межевания установлено, что данный земельный участок граничит с земельным участком с кадастровым номером №, категория земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - ритуальная деятельность площадью 35927 кв.м., место положение которого установлено примерно в 630 м. по направлению на запад от ориентира по адресу: <адрес>. Данным участком владеет Администрация Красноярского с/п ОМР Омской области на праве постоянного (бессрочного) пользования, о чем внесена запись в ЕГРН 20.06.2016.
09.06.2023 на обращение Полижаевской Н.В. в Администрацию Красноярского с/п ОМР получено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке.
Основанием для отказа со стороны Администрации Красноярского с/п послужило то, что принадлежащий истице земельный участок с кадастровым номером № находится в территориальной зоне Р.1 (зона озелененных территорий общего пользования).
В том же уведомлении указано, что согласно Правил землепользования и застройки Красноярского с/п ОМР, утвержденных постановлением Администрации ОМР Омской области от 22.05.2022 № № строительство жилого дома в данной территориальной зоне не предусмотрено.
Согласно ответа Администрации ОМР Омской области от 08.08.2023 земельный участок истицы расположен в границах функциональной зоны - зона озеленения территории общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса). Указанные функциональная и территориальная зона установлены в связи с расположением земельного участка с кадастровым номером №, в границах которого расположено кладбище.
В данном ответе содержится ссылка на Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3, которым утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21, где закреплено, что кладбище с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) должно находится на расстоянии от индивидуальных жилых домов не менее 50 метров.
Учитывая данные требования, действовавшие на момент межевания земельного участка по заказу истицы, Администрация ОМР отказала в возмещении ей убытков в связи с невозможность использования земельного участка по назначению.
В ответе от 17.08.2023 на обращение истицы с требованием возместить убытки Администрация Красноярского с/п также отказала, сославшись дополнительно на то, что согласно Правил землепользования и застройки Красноярского с/п ОМР, утвержденных решением Совета данного поселения от 23.11.2012 № 53, земельный участок с кадастровым номером № полностью находился в территориальной зоне РЗ - рекреационная зона, зона с особыми условиями использования территории (санитарно-защитная зона кладбища), где ИЖС не предусмотрено.
Истица полагала, что после приобретения ей земельного участка введены ограничения на его использование по целевому назначению, что снизило его рыночную стоимость и причинило убыток в виде разницы между рыночной стоимостью участка без ограничений и с ограничениями в связи с нахождением его в особой функциональной зоне и территориальной зоне.
Разрешая данные требования, суд основывается на следующем.
На основании пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ установлено, что земли в Российской Федерации, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом РФ, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса РФ утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации - далее ГрК РФ).
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон (пункт 2 части 2, часть 4 статьи 30 ГрК РФ). Границы территориальных зон, градостроительные регламенты устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34, пункт 3 части 2 статьи 36 ГрК РФ).
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 3 статьи 37 ГрК РФ).
Пунктом 3 ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В случае, предусмотренном частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки муниципальных образований, расположенных в границах субъекта Российской Федерации, подлежат утверждению местными администрациями муниципальных образований в сроки, определенные законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16.1 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.
Согласно положениям п. 1 ст. 57 ЗК РФ возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Согласно п. 1.1 названной статьи убытки, причиненные правомерными действиями органов государственной власти и органов местного самоуправления, вследствие которых возникли ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости, в том числе причиненные решениями таких органов, подлежат возмещению в соответствии с настоящей статьей и статьей 57.1 настоящего Кодекса. Возмещение убытков, причиненных в результате не соответствующих закону или иным нормативным правовым актам действий органов государственной власти или местного самоуправления, в том числе причиненных в результате не соответствующих закону или иным нормативным правовым актам решений таких органов, осуществляется в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса.
В силу п. 2 указанной статьи убытки возмещаютсясобственникам земельных участков в случаях, предусмотренных подпунктами 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи; иным лицам в случаях, предусмотренных статьей 57.1 настоящего Кодекса.
Возмещение убытков осуществляется за счет лиц, в пользу которых ограничиваются права, а при отсутствии таких лиц - за счет соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за счет лиц, деятельность которых вызвала ухудшение качества земель. Возмещение убытков, причиненных ограничением прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных статьей 57.1 настоящего Кодекса (пункт 3 ст. 57 ЗК РФ).
При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом рыночной стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения, на основании которого возникли ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (пункт 4).
Порядок определения состава и размера убытков, предусмотренных настоящей главой, в том числе в связи с необходимостью сноса здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, приведения их параметров и (или) разрешенного использования (назначения), разрешенного использования земельных участков в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зон с особыми условиями использования территорий, порядок заключения соглашения о возмещении убытков, условия такого соглашения и порядок возмещения убытков устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 5).
Согласно пункту 1 статьи 57.1 ЗК РФ убытки, в том числе упущенная выгода, причиненные ограничением прав лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, подлежат возмещению в полном объеме с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Пунктом 3 Положения о возмещении убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 59, состав убытков определяется исходя из необходимости полного возмещения убытков лицу, право которого нарушено.
Согласно пункту 5 указанного Положения, в состав убытков, причиненных ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также правообладателей объектов недвижимого имущества или иными причинами, указанными в главе VIII и статье 107 Земельного кодекса Российской Федерации, включаются, в том чисел убытки, связанные с уменьшением рыночной стоимости земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества (прав на них).
Из разъяснений, содержащихся в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков. Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. Таким образом, потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт причинения вреда, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда, наличие причинно-следственная связи между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом. Презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия вины должен представить сам ответчик.
Ограничение прав собственника Полижаевской Н.В., по ее мнению, обусловлено принятием Правил землепользования и застройки Красноярского с/п ОМР, утвержденных постановлением Администрации ОМР Омской области от 22.05.2022 № П-22/ОМС-104, и установлением особых территориальных зон.
В связи с утверждением Правил землепользования и застройки в 2022 году земельный участок с кадастровым номером № стал находится в функциональной зоне и территориальной зоне Р.1 (зона озелененных территорий общего пользования), где запрещено строительство жилого дома.
Вместе с тем на момент приобретения земельного участка истицей по договору купли-продажи 23.05.2013 действовали Правила землепользования и застройки Красноярского с/п ОМР, утвержденные решением Совета Красноярского с/п ОМР <адрес> от 23.11.2012 № 53, согласно которым земельный участок с кадастровым номером № полностью находился в территориальной зоне РЗ - рекреационная зона, зона с особыми условиями использования территории (санитарно-защитная зона кладбища), где ИЖС не предусмотрено.
Данные обстоятельства не оспаривались.
Кроме того представителем Администрации Красноярского с/п была представлена схема планировочной структуры генерального плана с. Красноярка ОМР Омской области, совмещенная с картой градостроительного зонирования, и утвержденная решением Совета Красноярского с/п ОМР Омской области от 28.08.2009 № 42.
Согласно данной схеме земельный участок с кадастровым номером 55:20:090101:3592 находится в границах охранной зоны кладбища.
Границы земельного участка с кадастровым номером 55:20:090101:8994, используемого для размещения кладбища, установлены на основании межевого плана от 28.03.2016, подготовленного кадастровым инженером ФИО8
Со слов представителя Администрации Красноярского с/п ОМР кладбище на территории сельского поселения существует с 1956 года, представлена графическая часть проекта планировки и застройки с. Красноярка совхоза «Красный Маяк» Омского района 1970 г., где имеются сведения о наличии данного кладбища.
Данный представитель также указал, что как минимум с 1996 года (момент приобретения земельного участка ФИО7) границы кладбища со стороны земельного участка с кадастровым номером <адрес> не менялись.
С данным фактом согласилась истица.
В силу пункта 18 части 1 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации санитарно-защитные зоны отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии" при разработке схем территориального планирования, решении вопросов размещения объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила. Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222 решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определяет предусмотренные классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются ее территориальными органами
В границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях, в частности размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства (пункт 5 Правил).
Санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.21/2.1.11200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", разработанными на основании Федерального закона N 52-ФЗ, утвержденными и введенными в действие с 1 ноября 2007 года постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74, установлены ориентировочные размеры санитарно-защитных зон в зависимости от класса опасности объекта инженерной инфраструктуры, проектирование санитарно-защитных зон, подготовка экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы, режим территории санитарно-защитной зоны.
В силу ранее действовавшего п. 7.1.12 СанПиН 2.21/2.1.11200-03 Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га относятся к 2 классу санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов с санитарно-защитной зоной 500 метров.
В соответствии с изменения внесенными Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.02.2022 N 7 в постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 требования к санитарно-защитной зоне указанного кладбища не изменились.
Согласно ранее действовавшего п. 2.10 СанПин 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 84 расстояние от индивидуальных жилых домов; территорий ведения гражданами садоводства и огородничества до зданий и сооружений, имеющих в своем составе помещения для хранения тел умерших, подготовки их к похоронам, проведения церемонии прощания должно составлять не менее 50 метров.
Аналогичного содержания требования содержатся и в абз. 5 п. 52 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Правила землепользования и застройки должны учитывать требования данных правил и им соответствовать.
Таким образом, в связи с принятием Правил землепользования и застройки Красноярского с/п ОМР, утвержденных постановлением Администрации ОМР Омской области от 22.05.2022 № П-22/ОМС-104, ранее существовавшие ограничения на строительство жилого дома для истицы не изменились.
Полижаевская Н.В. не имела права возводить жилой дом на земельном участке, как на момент его приобретения, так и в настоящее время.
Таким образом с принятием Правил землепользования и застройки Красноярского с/п ОМР в 2022 году каких-либо новых ограничений в части возможности строительства на земельном участке жилого дома для истицы не возникло.
Основанием для возмещения вреда истцу могут служить исключительно действия ответчиков, повлекшие ограничение права собственника земельного участка.
Из материалов дела не следует, что право собственности истца на спорный земельный участок ограничено в результате правомерных действий ответчиков, а также в результате таких действий имуществу истца причинен ущерб, либо у истца возникли убытки, состав которых определен Положением о возмещении убытков, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 59
Размер убытков, причинно-следственная связь между действиями ответчиков и наступившим вредом, не доказаны.
Суд отмечает, что земельный участок приобретен истицей у бывшего зятя, ей было достоверно известно место расположения земельного участка и его нахождение вблизи с территорией кладбища.
С даты приобретения земельного участка в 2013 году истица на протяжении продолжительного времени не реализовала правомочия собственника, не возвела ограждение земельного участка, не использовала его.
Межевание земельного участка проведено только в мае 2023 года, на момент разработки и утверждения Правил землепользования и застройки Красноярского с/п ОМР в 2022 году сведения о границах земельного участка истицы отсутствовали. Она возражений при разработке проекта генерального плана поселения и правил землепользования не представила. Обратилась с уведомлением о планируемом строительстве только 05.06.2023, заведомо располагая публично доступными сведениями об ограничении землепользования в отношении принадлежащего ей участка.
Кроме того согласно выписки из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:20:090101:3592 он полностью расположен в границах охранной зоны источников водоснабжения и водопроводов третьего пояса.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 утвержден СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы".
Режим использования территории установлен в соответствии с п. п. 3.3.2 данного СанПиН, где предусмотрено регулирование отведения территории для нового строительства жилых объектов.
Таким образом, имеются ограничения для пользования земельным участком по иным основаниям.
Представителем Администрации ОМР Омской области также заявлено о применении последствий пропуска срока исковой давности.
Пунктом 1 ст. 196 ГК РФ предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 данного кодекса.
По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Как разъяснено в пункте 5 и 6постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 ГПК РФ, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
По смыслу статьи 201 ГК РФ переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления.
В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 ГК РФ, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Истица является собственником земельного участка с 2013 года и, как было установлено ранее, ограничение на возведение жилого дома на принадлежащем ей участке существовало на дату приобретения ей участка и до указанной даты.
У истицы отсутствовали препятствия для реализации правомочий собственника и инициирования строительства жилого дома с момента покупки участка.
Длительное бездействие в таком случае не влияет на течение срока исковой давности.
Суд приходит к выводу, что о нарушении своих прав Полижаевская Н.В. могла знать и защитить их с даты регистрации права собственности на участок 19.07.2013.
Кроме того с таким же требованием мог обратиться и продавец земельного участка.
В названной срок для защиты права истицей пропущен, о его восстановлении не заявлено.
С учетом установленного по делу суд отказывает в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20.11.2023