Дело № 2-1955/2022
УИД 02RS0001-01-2022-005774-36
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 августа 2022 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Поляковой С.И.,
при секретаре Павиной А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЕНК к МУ «Управление образования администрации МО города Горно-Алтайска», комиссии администрации г. Горно-Алтайска по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов о признании незаконным решения, признании незаконным приказа,
УСТАНОВИЛ:
ЕНК обратилась в суд с иском о признании незаконным п. 2.5 решения комиссии администрации г. Горно-Алтайска по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов оформленного протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным приказа МУ «Управление образования города Горно-Алтайска» от ДД.ММ.ГГГГ №-к «О дисциплинарном взыскании».
В обоснование указала, что приказом МУ «Управление образования города Горно-Алтайска» от ДД.ММ.ГГГГ №-к принята на муниципальную должность консультанта, заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с должностной инструкцией указанная должность относится к ведущей группе должностей муниципальной службы категории «Специалисты». Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-к истец привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившихся в несоблюдении требований об урегулировании конфликта интересов. Основанием для применения дисциплинарного взыскания послужил протокол заседания комиссии администрации г. Горно-Алтайска по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ № и уведомление муниципального служащего от ДД.ММ.ГГГГ о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Не согласившись с решением комиссии и приказом о привлечении к дисциплинарной ответственности, истец обратилась в суд.
В судебном заседании ЕНК на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представители ответчиков ФИО5, ФИО6 в судебном заседании по требованиям возражали.
Изучив материалы дела, выслушав истца, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Правоотношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, ее прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих регулируются Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституциями (уставами), законами и иными нормативными акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставами муниципальных образований, решениями, принятыми на сходах граждан, и иными муниципальными правовыми актами (ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ).
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». И одной из важнейших мер по противодействию коррупции является недопущение конфликта интересов на муниципальной гражданской службе.
В соответствии со ст. 10 указанного закона, под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью, указанной в ч. 1 настоящей статьи понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч. 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (п. 1), а также обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (п. 2).
Пунктом 11 части 1 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», установлено, что муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Согласно части 1 статьи 27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» за несоблюдение муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания предусмотренные статьей 27 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», в частности в виде увольнения.
Как следует из материалов дела, приказом МУ «Управление образования администрации МО города Горно-Алтайска» №-к от ДД.ММ.ГГГГ ЕНК принята постоянно на муниципальную должность консультанта, заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пунктом 3.2 данного трудового договора, в том числе, предусмотрено, что работник обязуется добросовестно исполнять должностную инструкцию, обязанности, предусмотренные Положением работодателя, Правилами внутреннего трудового распорядка и действующим законодательством.
В соответствии с должностной инструкцией консультанта, с которой ЕНК ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ, на истца, в том числе, возложены следующие обязанности: основные обязанности муниципального служащего, предусмотренные ст. 12 ФЗ от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; организация проведения расчетов к проекту и утверждение бюджета на финансовый год (совместно со специалистам и руководителями организаций на основании заявок (проектов бюджета); участие в проводимых проверках Управления образования подведомственных учреждений; формирование и внесение соответствующих изменений в порядки предоставления субсидий подведомственным организациям Управления образования и иным юридическим лицам; ведение контроля за эффективным и целевым использованием внебюджетных средств; в период отсутствия заместителя начальника (по финансово-экономическим вопросам) исполнение его обязанностей.
Заместитель начальника (по финансово-экономическим вопросам) Управления образования в соответствии с должностной инструкцией от ДД.ММ.ГГГГ: контролирует процесс планирования и расходов коммунальных услуг в организациях, подведомственных Управлению образования (п.3.3); контролирует и организует работу по формированию фондов оплаты труда Управления образования и подведомственных ему организаций (п.3.5); осуществляет контроль за эффективным и целевым использованием бюджетных и внебюджетных средств (п.3.6.); принимает участие в проверках, проводимых в отношении подведомственных организаций, и контролирует процессы работы по устранению выявленных нарушений в сфере финансово-хозяйственной деятельности (п. 3.19).
Согласно Уставу МБУ «Центр по обеспечению деятельности МУ «Управление образования г. Горно-Алтайска», Учреждение находится в ведомственном подчинении МУ «Управление образования г. Горно-Алтайска» п. 1.6). Предметом его деятельности является оказание услуг по материально-техническому, хозяйственному, финансовому и бухгалтерскому обеспечению Управления образования и подведомственных ему организаций (п. 2.1).
Супруг ЕНК в период с ДД.ММ.ГГГГ (начало работы истца в Управлении образования) до ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ бывший супруг истца ФИО2 занимал должность начальника экономического отдела МБУ «Центр по обеспечению деятельности МУ «Управление образования г. Горно-Алтайска».
На начальника экономического отдела МБУ «Центр по обеспечению деятельности МУ «Управление образования г. Горно-Алтайска» в соответствии с должностной инструкцией в том числе, возлагается исполнение следующих обязанностей: осуществление контроля экономического отдела в Учреждении (п.2.1); организация и контроль работы экономистов экономического отдела МБУ «Центр по обеспечению деятельности МУ «Управление образования г. Горно-Алтайска» (п.2.2);сдача отчетности по муниципальным целевым программам (п.2.8). В силу п. 5.1 Должностной инструкции непосредственно взаимодействует с руководителями обслуживаемых учреждений, с консультантом по финансовым и экономическим вопросам Управления образования.
11.01.2022 истец направила в адрес начальника МУ «Управление образования города Горно-Алтайска» уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов. В обоснование указано, что бывший супруг истца ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ работает начальником экономического отдела МБУ «ЦОД УО г. Горно-Алтайска». Брак между ФИО8 расторгнут ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии администрации <адрес> по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - Комиссия), ход и результаты которого оформлены протоколом №, в отношении уведомления ЕНК приняты решения, в том числе п. 2.5, которое оспаривает истец:
«2.5. Признать, что муниципальный служащий ЕНК консультант Управления образования, не соблюдала требования об урегулировании конфликта интересов».
Суд находит принятое комиссией решение о нарушении ЕНК п. 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона №25-ФЗ, ч.3 ст. 10, ч. 2 ст. 11 Федерального закона №273-ФЗ о несоблюдении требований об урегулировании конфликта интересов законным и обоснованным.
Оценивая представленные ответчиками доказательства, суд приходит к выводу о том, что занимаемые супругами ЕНК и ФИО2 должности и предоставленные им должностные полномочия не исключают возможности получения определенного результата выполненной работы или какой-либо выгоды (преимущества), что соответствует понятию личная заинтересованность, изложенному в ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Данные обстоятельства возлагают на муниципального служащего обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияют или могут повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.
Однако ЕНК своевременно, со дня поступления на работу и вплоть до ДД.ММ.ГГГГ не уведомила работодателя о возможном возникновении конфликта интересов.
Согласно рекомендации Комиссии приказом начальника МУ «Управление образования города Горно-Алтайска» от ДД.ММ.ГГГГ №-к ЕНК привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания за нарушение абзаца 2 п. 3.1 должностной инструкции от ДД.ММ.ГГГГ, п. 3.2.9 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ № выразившихся несоблюдении требований об урегулировании конфликта интересов.
Порядок применения работодателем дисциплинарного взыскания в отношении работника закреплен ст. 193 ТК РФ. Так, в частности, до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не представлено, то составляется соответствующий акт.
Однако объяснение по факту совершения дисциплинарного проступка у ЕНК не запрашивалось. Материалами дела данное утверждение не опровергнуто. В связи с чем, суд приходит к выводу о нарушении МУ «Управление образования города Горно-Алтайска» порядка применения дисциплинарного взыскания в отношении истца, поэтому требования истца о признании незаконным приказа№-к от ДД.ММ.ГГГГ, суд удовлетворяет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ЕНК удовлетворить частично.
Признать незаконным приказ МУ «Управление образования администрации МО города Горно-Алтайска» от ДД.ММ.ГГГГ №-к «О дисциплинарном взыскании».
В оставшейся части требования ЕНК к МУ «Управление образования администрации МО города Горно-Алтайска», комиссии администрации г. Горно-Алтайска по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Решение в окончательной форме изготовлено 25.08.2022 г.
Судья С.И. Полякова