Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-1446/2022 от 03.10.2022

34RS0008-01-2022-008222-57 дело №12-1446/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Город Волгоград 15 ноября 2022 года

Судья Центрального районного суда г.Волгограда Гринченко Е.В.,

рассмотрев жалобу защитника ООО «Ситиматик-Волгоград» Зацаринной М.Н. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям Симоновой К.А. от ДД.ММ.ГГГГг. №...-Э по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Ситиматик-Волгоград»,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям Симоновой К.А. от ДД.ММ.ГГГГг. №... ООО «Ситиматик-Волгоград» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100000 рублей.

В жалобе, поданной в суд, защитник ООО «Ситиматик-Волгоград» Зацаринная М.Н., действующая на основании доверенности, просит постановление отменить, производство по делу прекратить на основании п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ. Указывает на то, что по результатам проведенной в отношении Общества плановой выездной проверки, было возбуждено и рассмотрено 14 дел об административных правонарушениях. 13 постановлений было отменено, и при новом рассмотрении дела были объединены в одно производство. Однако при вынесении обжалуемого постановления не было учтено, что постановлением №... от ДД.ММ.ГГГГг., вступившим в законную силу, ООО «Ситиматик-Волгоград» уже было привлечено к ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, назначенное наказание в виде штрафа исполнено. В связи с чем, вынесенное ДД.ММ.ГГГГг. постановление №... противоречит принципу однократности наказания, закрепленному в ч.5 ст.5.1 КоАП РФ.

В судебном заседании защитник ООО «Ситиматик-Волгоград» Шеменева Ю.В. жалобу поддержала и просила удовлетворить.

Представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям Тимофеева С.А. просила в удовлетворении жалобы отказать. Не отрицала, что на основании постановления №... от ДД.ММ.ГГГГг. ООО «Ситиматик-Волгоград» уже было привлечено к ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ за нарушение, выявленное в ходе проведенной в сентябре 2021г. проверки.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела и доводы жалобы, судья приходит к следующему.

Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон от 24 июня 1998 года).

Согласно статье 1 Закона от 24 июня 1998 года отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Законом, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В силу ч.ч.1,2, 10 ст.24.6 Закона №89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1). Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (п. 2). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п. 3). Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО), утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 6).

Пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее - Правила), установлено, что обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.

Пунктом 13 Правил предусмотрено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

Основанием для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренныхч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили выявленные в ходе плановой выездной проверки, проведенной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования факты несоблюдения ООО «Ситиматик-Волгоград» требований законодательства в области охраны окружающей среды.

Выявленные в отношении ООО «Ситиматик-Волгоград» нарушения зафиксированы в акте плановой выездной проверки №... от ДД.ММ.ГГГГ, в котором, в том числе, установлены факты эксплуатирования юридическим лицом ПВН на территории Даниловского, Дубовского, Еланского, Жирновского, Киквидзенского, Котовского, Ольховского, Руднянского, Сарпинского, Фроловского, Иловлинского районов Волгоградской области, не обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, что не может обеспечивать безопасное для компонентов окружающей природной среды обращение с твердыми коммунальными отходами, а также отсутствия в программе производственного экологического контроля ООО «Ситиматик-Волгоград» сведений об образующихся при осуществлении деятельности по обработке ТКО отходах, а также о выбросе вещества II класса опасности – марганец и его соединения (в перерасчете на марганец (IV) оксид), проведения инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не в полном объёме, отсутствии в утвержденном в 2021 году отчете ООО «Ситиматик-Волгоград» сведений о предыдущей инвентаризации воздух. По данным нарушениям в отношении ООО «Ситиматик-Волгоград были составлены протоколы об административных правонарушениях №... от ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям Симоновой К.А. от ДД.ММ.ГГГГг. №..., на основании вышеуказанных протоколов об административных правонарушениях, ООО «Ситиматик-Волгоград» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей.

Согласиться с законностью принятого постановления судья не может по следующим основаниям.

Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу 6 апреля 2022 года, статья 4.4 названного Кодекса дополнена частью 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

Названным Федеральным закономстатья 4.4 названного Кодекса также дополнена частью 6, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II данного Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 указанной статьи.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законы, устанавливающие, изменяющие или отменяющие административную или уголовную ответственность, должны соответствовать конституционным правилам действия закона во времени: согласно статье 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (часть 1); никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением;если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2). Данные правила, основанные на общеправовых принципах справедливости, гуманизма и соразмерности ответственности за совершенное деяние его реальной общественной опасности, имеют универсальное для всех видов юридической ответственности значение и являются обязательными и для законодателя, и для правоприменительных органов, в том числе судов;принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по-новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших, вследствие чего законодатель не может не предусмотреть - исходя из конституционно обусловленной обязанности распространения действия такого рода законов на ранее совершенные деяния - механизм придания им обратной силы, а уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений обосвобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса этих лиц (постановления от 20 апреля 2006 года N 4-П; от 14 июля 2015 N 20-П определения от 16 января 2001 года N 1-О, от 10 октября 2013 года N 1485-О и от 21 ноября 2013 года N 1903-О).

Положения статьи 54 Конституции Российской Федерации, устанавливающие правила действия закона во времени, конкретизируются в отраслевом законодательстве.

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

В силу части 2 статьи 1.7 названного Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ были выявлены в ходе проведения плановой выездной проверки, проводимой проведенной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

По итогам проведенной проверки в отношении ООО «Ситиматик-Волгоград», помимо обжалуемого, ДД.ММ.ГГГГг. также было вынесено постановление №... о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Основополагающим при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности следует учитывать, что законодатель, внося изменения в части назначения наказания за административные правонарушения, выявленные в ходе одного контрольно-надзорного мероприятия, исходил из того, что в рамках одного контрольно-надзорного мероприятия, даже в случае выявления нескольких составов административного правонарушения в действиях одного лица следует назначать одно наказание с учетом положений ст. 4.4 КоАП РФ.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что по результатам проверки вынесенное постановление от ДД.ММ.ГГГГ №..., которым ООО «Ситиматик-Волгоград» было признано виновным по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей, вступило в законную силу.

Таким образом, назначение наказания на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГг. за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в данном случае ухудшает положение юридического лица, поскольку ООО «Ситиматик-Волгоград» уже было подвергнуто наказанию за совершение административного правонарушения, выявленного в рамках контрольно-надзорного мероприятия, санкция которого предусматривает одно из самых строгих наказаний в виде штрафа.

Указание должностного лица в постановлении на то, что привлечение юридического лица постановлением от ДД.ММ.ГГГГг. к ответственности не освобождает его от ответственности за нарушения, отраженные в протоколах об административных правонарушениях №... от ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ, №...-Эот ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ, №...-Э от ДД.ММ.ГГГГ, №...-Э от ДД.ММ.ГГГГ, основано на неверном толковании закона, поскольку в данном случае были внесены изменения в закон, а именно в ст. 4.4 КоАП РФ, которая в настоящее время иным образом улучшает положение лица, совершившего административное правонарушение, поскольку предусматривает возможность назначения одного наказания за совершение нескольких административных правонарушений, выявленных в рамках одной проверки, в связи с чем имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Учитывая, что по результатам проверки в отношении ООО «Ситиматик-Волгоград» уже было вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГг.о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесение должностным лийомРосприроднадзора нового постановлениясвидетельствует о повторном признании общества виновным в совершении одного и того же административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

Таким образом, постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ООО «Ситиматик-Волгоград» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу следует прекратить на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу защитника ООО «Ситиматик-Волгоград» Зацаринной М.Н. - удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям Симоновой К.А. от ДД.ММ.ГГГГг. №..., вынесенное в отношении ООО «Ситиматик-Волгоград» по делу об административном правонарушении, предусмотренномчастью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить.

Производство по данному делу прекратить на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 суток с момента вручения (получения) копии настоящего решения.

Судья Е.В. Гринченко

12-1446/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ООО «Ситиматик-Волгоград»
Суд
Центральный районный суд г. Волгограда
Судья
Гринченко Елена Владимировна
Статьи

ст.8.2 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
zent--vol.sudrf.ru
04.10.2022Материалы переданы в производство судье
04.10.2022Истребованы материалы
26.10.2022Поступили истребованные материалы
15.11.2022Судебное заседание
18.11.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
25.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
09.12.2022Вступило в законную силу
31.01.2023Дело оформлено
08.02.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее