№ 12-20/2024
64MS0089-01-2023-005080-68
РЕШЕНИЕ
20 февраля 2024 года г. Саратов
Судья Октябрьского районного суда г. Саратова Монина О.И.,
при секретаре Курбанове Р.Д.,
с участием представителя Дегтярева С.А., действующего в интересах ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщений»,
представителя ГУ МЧС России по Саратовской области Бесчастновой Е.М.,
рассмотрев жалобу представителя Дегтярева С.А., действующего в интересах ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщений», на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского района г. Саратова от 23 ноября 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица – федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщений»,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского района г. Саратова от 23 ноября 2023 г. ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщений» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представителем Дегтяревым С.А., действующим в интересах ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщений», в суд подана жалоба, в которой содержится просьба об отмене постановления и прекращении производства по делу, указывая на то, что согласно Акту инвентаризации от 2018 года, то есть спустя год после передачи имущества по распоряжению №114 «О закреплении федерального недвижимого имущества на праве оперативного управления» за ФГБОУ ВО «СамГУПС», собственником убежища является ОАО «РЖД», следовательно, к административной ответственности должно быть привлечено другое лицо.
В судебном заседании представитель Дегтярев С.А., действующей в интересах ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщений», доводы жалобы поддержал в полном объёме, по изложенным в жалобе основаниям, просил её удовлетворить.
Представитель ГУ МЧС России по Саратовской области Бесчастнова Е.М. возражала против удовлетворения жалобы.
Заслушав заявителя, представителя административного органа, проверив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 50000 руб. до 100000 руб.
Из положений ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» следует, что гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: в том числе, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время.
В силу п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения.
Согласно п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 (далее - Правил), требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
При эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации (п. 3.2.1 Правил).
Из положений п. 1.3 Правил следует, что организации, эксплуатирующие ЗС ГО, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт, содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению в соответствии с требованиями нормативных технических документов.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.Согласно п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 (далее - Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны), организации: обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию. При этом указанный пункт ссылки на организационно-правовые формы организаций не содержит, следовательно, данная обязанность возложена на все организации независимо от организационно-правовой формы. Отсутствие надлежащего контроля за эксплуатацией указанного объекта создает угрозу защищенности граждан, непринятие мер в области гражданской обороны нарушает требование федерального законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц и представляет угрозу для граждан и общества.
В соответствии с п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны и п. 5 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 № 359, организации, которым передано на баланс ЗС ГО, обязаны обеспечивать сохранность объектов гражданской обороны, принимать меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию. Закон не связывает обязанность организации поддерживать переданные ЗС ГО в состоянии постоянной готовности к использованию с наличием мобилизационных заданий и иных договоров.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в соответствии с распоряжением №114 от 14.02.2017 «О закреплении федерального недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» за ФГБОУ ВО «СамГУПС» на праве оперативного управления закреплено нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 3611,1 кв.м.
Согласно паспорту защитного сооружения гражданской обороны №, в нежилое здание по адресу: <адрес>А, встроено <данные изъяты> вместимостью 300 человек, площадью 233,3 кв.м.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте выездной проверки №-В от <дата>.
Факт совершения ФГБОУ ВО «СамГУПС» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.7 КоАП РФ подтверждается исследованными мирровым судьей доказательствами, полученными с соблюдением требований КоАП РФ, а именно: протоколом об административном правонарушении №64-064- 2023/0025ад от 05.10.2023, решением о проведении внеплановой выездной проверки №2308/064-64/48-В от 10.08.2023, актом выездной внеплановой проверки № 2308/064-64/48-В/АВП от 08.09.2023, протоколом осмотра от 05.09.2023, требованием о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, уставом ФГБОУ ВО «СамГУПС», распоряжением №114 от 14.02.2017, актом приема-передачи недвижимого имущества, паспортом убежища, положением о филиале ФГБОУ ВО «СамГУПС».
Выявленные в ходе проверки несоблюдения установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений у суда не вызывают.
Доказательств обратному защитником ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщений» представило не было. Доводы жалобы о том, что собственником объекта гражданской обороны является ОАО «РЖД» опровергаются сведениями из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которому с 11.07.2017 года на нежилое помещение расположенное по адресу <адрес>А, зарегистрировано право оперативного управления ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщений», следовательно, исходя из пп. 1.3,1.7 и 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны обязанность по содержанию защитных сооружений гражданской обороны в надлежащем состоянии и обеспечению их сохранности возлагается на эксплуатирующую организацию, которой в момент выявленных нарушений являлось ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщений». Факт указания в Акте инвентаризации 2018 года о принадлежности спорного объекта недвижимости ОАО «РЖД» без указания оснований такого вывода не опровергают изложенные выше выводы суда.
Собранные по делу доказательства с позиций относимости, допустимости, достоверности и достаточности соответствуют требованиям КоАП РФ, мировым судьей им дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Наказание мировым судьей определено в минимальном размере санкции ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств. Наказание соответствует требованиям закона и является справедливым.
Постановление о привлечении юридического лица ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщений» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Поскольку правовых оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского района г. Саратова от 23 ноября 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица – федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщений» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья /подпись/ О.И. Монина