УИД 57RS0023-01-2024-004145-86
Дело №2-3525/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июля 2024 года город Орёл
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Доровых Е.А.,
при секретаре Ушаковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску прокурора Северного района г. Орла в интересах Романовой Е.В., Попкова В.А., Романова И.Е. к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения,
установил:
прокурор Северного района г. Орла обратился в суд в интересах Романовой Е.В., Попкова В.А., Романова И.Е. к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения.
В обоснование исковых требований указал, что на основании обменного ордера № 349 от 04.04.1984 Попкову В.А. на состав семьи: Попков В.А., Попкова Л.В. (жена), Попкова (Романова) Е.В. (дочь) было представлено жилое помещение, одна комната 20 кв.м., расположенная по адресу: <...>.
Решением Северного районного суда г. Орла от 26.09.2023 на МКУ «Жилищное управление города Орла» возложена обязанность заключить с Попковым В.А. договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, общей площадью 81,2 кв.м., жилой площадью 54,5 кв.м., на состав семьи 3 человека: Попков В.А., Романова Е.В., Романов И.Е.
В настоящее время в вышеуказанной квартире зарегистрированы: Попков В.А., Романова Е.В., Романов И.Е.
Заключением Орловской городской межведомственной комиссии № 1520 от 19.05.2023 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...> установленном порядке был признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации г. Орла от 28.06.2023 №3230 «О признании многоквартирного <...> в <...> аварийным и подлежащим сносу и о дальнейшем использовании помещений дома», вышеуказанный дом был признан аварийным и подлежащим сносу, однако истцом до настоящего времени не было предоставлено другое равноценное жилое помещение.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, просил суд обязать администрацию г. Орла предоставить Романовой Е.В. на состав семьи 3 человека: Попков В.А., Романова Е.В., Романов И.Е., благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 81,2 кв.м.
Определением суда, в протокольной форме, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены МКУ «Жилищное управление г. Орла», Департамент финансов Орловской области.
В судебном заседании старший помощник прокурора Северного района г. Орла Бровчук А.О. исковые требования уточнила, просила суд обязать администрацию г. Орла предоставить Попкову В.А. на состав семьи 3 человека: Попков В.А., Романова Е.В., Романов И.Е., благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 81,2 кв.м. Уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г. Орла и третьего лица МКУ «Жилищное управление г. Орла» по доверенностям Мазалова Н.Е. исковые требования не признала, пояснив, что определение сроков отселения граждан из аварийного жилого фонда осуществляется исходя фактического состояния жилищного фонда. При этом не представлено доказательств об угрозе обрушения жилого помещения. Жильцам вышеуказанного многоквартирного дома предлагались жилые помещения маневренного фонда, однако они не изъявили желание.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Департамента финансов Орловской области по доверенности Клюев И.Г. в судебном заседании исковые требования не признал, поддержав позицию представителя ответчика.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельны.
В силу ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.
Статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу (п. 1); жилое помещение признано непригодным для проживания (п. 3).
В соответствии со статьей 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Статьей 87 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателям предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии со статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В судебном заседании установлено, что на основании обменного ордера № 349 от 04.04.1984 Попкову В.А. на состав семьи: Попков В.А., Попкова Л.В. (жена), Попкова (Романова) Е.В. (дочь) было представлено жилое помещение, одна комната 20 кв.м., расположенная по адресу: <...>.
Решением Северного районного суда г. Орла от 26.09.2023 на МКУ «Жилищное управление города Орла» возложена обязанность заключить с Попковым В.А. договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, общей площадью 81,2 кв.м., жилой площадью 54,5 кв.м., на состав семьи 3 человека: Попков В.А., Романова Е.В., Романов И.Е.
В настоящее время в вышеуказанной квартире зарегистрированы и проживают Попков В.А., Романова Е.В., Романов И.Е.
Заключением Орловской городской межведомственной комиссии № 1520 от 19.05.2023 выявлены основания для признания многоквартирного <...> аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации г. Орла от 28.06.2023 №3230 «О признании многоквартирного <...> в <...> аварийным и подлежащим сносу и о дальнейшем использовании помещений дома», вышеуказанный дом был признан аварийным и подлежащим сносу.
Решение о признании дома аварийным основано на заключении ООО Внедренческий научно-технический центр «Исток» о техническом состоянии основных несущих и ограждающих конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <...>.
Согласно данному заключению, подготовленному по результатам обследования жилого дома, расположенного по адресу: <...>., физический износ основных несущих и ограждающих конструкций здания, систем инженерного оборудования, составляет 78%, что обусловлено процессами естественного старения в связи с эксплуатацией в течение длительного периода времени. В результате обследования выявлены признаки вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; деформаций фундаментов, стен, несущих конструкций и значительной степени биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, в том числе, в связи с неравномерной просадкой грунтов, при которых проведение восстановительных работ технически экономически нецелесообразно.
Из заключения специализированной организации ООО «ЦСЭМ» по техническому обследованию несущих конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, от 2024 года, основанием проведения которого послужило постановление №137 от 19 января 2024 г. «О введении режима повышенной готовности на территории г. Орла», следует, что жилой дом в настоящее время не пригоден для проживания людей в соответствии с абзацем 1 пункта 33 Постановления Правительства Российской Федерации №47, в связи с большим физическим износом, превышающим 60%. Существует угроза жизни проживания жителей жилого дома, которых необходимо срочно выселить и остановить эксплуатацию жилого дома.
Таким образом, суд приходит к выводу, что дальнейшее проживание в доме, который признан аварийным, может создавать угрозу жизни и здоровью жильцов.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в силу Жилищного кодекса РФ переселение граждан из аварийного дома должно быть произведено в разумный срок с соблюдением права граждан на сохранность их жизни и здоровья. Такой же разумный срок должен быть указан в требовании о сносе дома, предъявляемым собственникам в соответствии с пунктом 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.
Из изложенного следует, что действия администрации г. Орла по непринятию мер к расселению граждан являются незаконными, так как данный дом представляет опасность для жизни и здоровья граждан по причине его аварийного состояния, в связи с чем предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РФ», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Суду следует проверить, отвечает ли предоставляемое выселяемым гражданам жилое помещение уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, принимая во внимание прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан. При этом, неблагоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, и (или) отсутствие в нем коммунальных удобств не являются основанием для предоставления ему жилого помещения, не отвечающего требованиям статьи 89 ЖК РФ.
Необходимо учитывать, что общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
В соответствии с вышеприведенными положениями действующего законодательства в системном толковании с правоприменительной практикой предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Аналогичная позиция ранее была изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года. Согласно данным разъяснениям, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, из указанных выше правовых норм следует, что предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья регулируется специальными нормами, в связи с чем признание граждан малоимущими и принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, не требуется.
В ходе рассмотрения дела установлено, что жилое помещение, в котором проживают материальные истцы, не отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, кроме того, установлены обстоятельства реальной опасности проживания в доме для их жизни и здоровья с учетом состояния дома и его критериев.
Иных жилых помещений на праве собственности истцы не имеют.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению с возложением на администрацию г. Орла обязанности по предоставлению Попкову В.А. на состав семьи 3 человека: Попков В.А., Романова Е.В., Романов И.Е. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, равнозначное площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 81,2 кв.м.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление прокурора Северного района г. Орла в интересах Романовой Е.В., Попкова В.А., Романова И.Е. к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения – удовлетворить.
Обязать администрацию города Орла (ИНН №***, ОГРН №***) предоставить Попкову В.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, (паспорт: серия №*** №***) на состав семьи 3 человека: Попков В.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, Романова Е.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, Романов И.Е., ДД.ММ.ГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 81,2 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 25 июля 2024 г.
Председательствующий Е.А. Доровых