Дело № 5-82/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Лахденпохья 04 марта 2022 года
Судья Лахденпохского районного суда Республики Карелия (186730, Республика Карелия, г.Лахденпохья ул.Октябрьская, д.12) Лёвкин Антон Александрович, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении гражданина Украины
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина <адрес>, не женатого, не работающего, не имеющего регистрации на территории Российской Федерации, проживающего без регистрации по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 в 14 часов 30 минут 03 марта 2022 года нарушил режим пребывания в Российской Федерации, выразившийся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации. Пересек Государственную границу 05 февраля 2019 года, на миграционном учете с момента пересечения границы по настоящее время не состоял. 06 мая 2019 срок пребывания в Российской Федерации, установленный законом, закончился. С 07 мая 2019 года по настоящее время срок пребывания в Российской Федерации не продлил, от выезда из России уклоняется, документ, подтверждающий право на пребывание в Российской Федерации, отсутствует. 03 марта 2022 года находился в Лахденпохском районе на 155 км. автодороги А-121 «Сортавала», куда прибыл из г.Санкт-Петербурга.
ФИО1 нарушил положения ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, за которое предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В судебном заседании ФИО1 вину в совершении административного правонарушения признал в полном объёме, просил его не выдворять, поскольку проживает совместно с гражданкой Российской Федерации, с которой собирается вступить в брак, намерен встать на миграционный учет и получить временное убежище, после чего обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации.
Начальник МП ОМВД России по Лахденпохскому району ФИО2, составившая протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения уведомлена надлежащим образом. В представленном ходатайстве просила рассмотреть дело без её участия и применить к ФИО1 административное наказание без административного выдворения.
Заслушав лицо, привлекаемое к ответственности, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.2.6 КоАП РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации).
Согласно статье 2 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка, или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по образовательной программе среднего профессионального образования, программе бакалавриата, программе специалитета, программе магистратуры, программе ординатуры, программе ассистентуры-стажировки, имеющим государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме признания ФИО1 своей вины, его виновность в совершении вменяемого правонарушения подтверждается представленными материалами: протоколом об административном правонарушении от 03 марта 2022 года, составленным в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ; досье иностранного гражданина на 03 марта 2022 года; заверенной копией паспорта; протоколами о доставлении и об административном задержании от 03 марта 2022 года; миграционной картой.
Из материалов дела следует, что ФИО1 въехал на территорию Российской Федерации 05 февраля 2019 года. Проживал без регистрации в г.Санкт-Петербурге, на миграционном учете не состоял. С 07 мая 2019 года по настоящее время срок пребывания в Российской Федерации не продлил, документов, подтверждающих право пребывания не территории Российской Федерации, не имеет, от выезда из Российской Федерации уклоняется. 03 марта 2022 года прибыл на территорию Лахденпохского района Республики Карелия из <адрес>.
Указанный факт подтвердил в судебном заседании и сам ФИО1
Таким образом, ФИО1 нарушил режим пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, выразившийся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Санкция части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусматривает административный штраф в размере от двух до пяти тысяч рублей, с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04 ноября 1950 г.) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 на территории Российской Федерации проживает с гражданской супругой - ФИО3, которая является гражданкой Российской Федерации.
Таким образом, суд находит установленным, что на территории Российской Федерации у ФИО1 имеется семья.
ФИО1 намерен встать на миграционный учет и получить временное убежище, после чего обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права на уважение семейной жизни.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 г. № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14 февраля 2013 г. № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
С учетом конкретных обстоятельств дела назначение ФИО1 административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, по мнению судьи, противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Кроме того, при принятии решения судья также учитывает, что на территории Украины в настоящее время вооруженные силы Российской Федерации проводят специальную военную операцию.
В связи с установленными обстоятельствами судья считает необходимым назначить ФИО1 административное наказание в виде административного штрафа, без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в ходе рассмотрения дела не установлено. Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является полное признание вины.
Оснований для освобождения ФИО1 от административной ответственности либо для признания правонарушения малозначительным судом не усматривается, поскольку незаконное нахождение на территории Российской Федерации является грубым нарушением миграционного законодательства Российской Федерации и свидетельствует о неуважительном отношении иностранного гражданина к соблюдению требований законодательства Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 3.10, 18.8, 29.9 и 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
ФИО1 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 (две тысячи) рублей.
В соответствии с требованиями ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу.
Реквизиты для уплаты штрафа: получатель платежа УФК по РК (МВД по Республике Карелия), ИНН 1001041280, КПП 100101001, ОКТМО 86618000, БИК 048602001, УИН №, наименование платежа: административный штраф по постановлению № 5-82/2022.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в десятидневный срок со дня вручения копии постановления через Лахденпохский районный суд Республики Карелия.
Судья А.А. Лёвкин