КИЕВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД г. СИМФЕРОПОЛЯ
РЕСПУБЛИКИ ФИО3
дело №
РЕШЕНИЕ
03 июля2024 года <адрес>
Судья Киевского районного суда <адрес> Республики ФИО3 Хулапова Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Администрации <адрес> ФИО6 на постановление заместителя заведующего отделом надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Инспекции по труду Республики ФИО3 старшего государственного инспектора труда ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Администрации <адрес> Республики ФИО3 к ответственности по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ,
установил:
постановлением заместителя заведующего отделом надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Инспекции по труду Республики ФИО3 старшего государственного инспектора труда Инспекции по труду Республики ФИО3 старшего государственного инспектора труда ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ Администрация <адрес> Республики ФИО3 привлечен к ответственности по ч.1 ст.5.27.1 и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, Администрация <адрес> в лице представителя ФИО6 обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
Доводы жалобы обоснованы тем, что Главой администрации <адрес> Республики ФИО3 утверждено положение об отделе охраны труда, реализации муниципальных программ по социальной поддержке отдельных категорий граждан Администрации <адрес> (далее - Положение). Так, согласно п. 3.32 Положения Отдел обеспечивает выполнение, в том числе, функций по проведению первичного вводного инструктажа по охране труда для лиц, с которыми заключен трудовой договор, анализирует состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, разработке и предложений по их предупреждению, своевременное проведение обучения работников по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда, обеспечивает снижение уровней профессиональных рисков с учетом условий и охраны труда. Также, Главой администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ утверждена должностная инструкция начальника отдела охраны труда, реализации муниципальных программ по социальной поддержке отдельных категорий граждан (далее - Должностная инструкция). Так, согласно и. 3.2 Должностной инструкции начальник Отдела проводит вводный инструктаж по охране труда, координирует проведение первичного, периодического, внеочередного и целевого инструктажа, обеспечивает обучение руководителей и специалистов по охране труда, осуществляет проверки знаний работников требованиям охраны труда, осуществляет сбор, обработку и передачу информации по вопросам условий и охраны труда, обеспечивает снижение уровней профессиональных рисков с учетом условий и охраны труда. Распоряжением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.5-05/376к «О назначении ФИО1» ФИО1 назначена на должность начальника отдела охраны труда, реализации муниципальных программ по социальной поддержке отдельных категорий граждан Администрации <адрес>. Согласно п.п. 2 п. 2.2 трудового договора ФИО1 обязана исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией. С должностной инструкцией ФИО1 ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.114-09/4 «О привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО1» к начальнику отдела охраны труда, реализации муниципальных программ по социальной поддержке отдельных категорий граждан ФИО1 за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, установленных п. 3.2 должностной инструкции, выразившееся в нарушении требований законодательства при обеспечении функционирования системы управления охраной труда, применено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Основанием применения дисциплинарного взыскания послужило представление Прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Прдр№/-20350002, вынесенное по результатам надзорных-мероприятий по обращению ФИО2 Кроме того., ФИО2 уволен с должности ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, нарушение вмененного правонарушения прекращено. На основании вышеизложенного усматривается, что Администрацией <адрес> создан соответствующий Отдел, назначено ответственное должностное лицо с соответствующей оплатой труда по соблюдению законодательства в сфере охраны труда, установлена вина ответственного должностного лица, которое понесло соответствующее наказание.
В судебное заседание представитель органа, вынесшего постановление о привлечении к административной ответственности ФИО7 против удовлетворения жалобы возражал, просил постановление заместителя заведующего отделом надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Инспекции по труду Республики ФИО3 старшего государственного инспектора труда ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (статья 26.11 Кодекса).
Согласно части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Судом установлено, и как следует из материалов дела, Инспекцией по труду Республики ФИО3, на основании требования прокуратуры <адрес>, проведена проверка в отношении ГБУЗ Республики ФИО3 «Крымское республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы» по исполнению требований трудового законодательства, законодательства об охране труда.
Согласно предоставленным материалам административного дела, прокуратурой города при осуществлении надзорной деятельности за исполнением администрацией <адрес> Республики ФИО3 и должностными лицами органа местного самоуправления требований трудового законодательства выявлены нарушения.
Так, согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 названной статьи и частью 3 статьи 11.23 указанного Кодекса, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.
Абзацем 5 части 3 статьи 214 ТК РФ установлено, что работодатель обязан обеспечить в том числе систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку.
Также на основании части 2 статьи 217 ТК РФ работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.
В соответствии с частью 1 статьи 218 ТК РФ при обеспечении функционирования системы управления охраной труда работодателем должны проводиться системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков.
При этом на основании части 2 статьи 218 ТК РФ профессиональные риски в зависимости от источника их возникновения подразделяются на риски травмирования работника и риски получения им профессионального заболевания.
Частью 3 статьи 218 ТК РФ установлено, что рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а именно в настоящее время утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Надзорными мероприятиями, в том числе по обращению ФИО2, проведенными с привлечением специалистов Инспекции по труду Республики ФИО3, установлено, что на основании заключенного ДД.ММ.ГГГГ трудового договора он принят на работу в орган местного самоуправления на должность муниципальной службы начальника отдела правового обеспечения деятельности администрации юридического управления Администрации <адрес> Республики ФИО3.
В нарушение части 1 статьи 214, части 3 статьи 214, части 2 статьи 217, части 1 статьи 218 ТК РФ Администрацией <адрес> Республики ФИО3 до настоящего времени не проведены системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочем месте по должности начальника отдела правового обеспечения деятельности администрации юридического управления, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков, при заключении трудового договора с ФИО2, и в последующем, не указаны такие обязательные условия трудового договора, как условия труда на рабочем месте.
В нарушение ч. 1 и3 ст. 219 ТК РФ Администрацией <адрес> Республики ФИО3 при проведении вводного инструктажа, инструктажа на рабочем месте, а именно (первичного) отсутствует подпись работника, прошедшего инструктаж по охране труда ФИО2 Таким образом, органом местного самоуправления обучение по охране труда начальнику отдела правового обеспечения деятельности администрации юридического управления администрации <адрес> ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по день увольнения (ДД.ММ.ГГГГ) не проводилось.
Указанные обстоятельства являются недопустимыми в дальнейшей деятельности, поскольку влекут за собой негативные последствия в виде нарушения трудовых прав работников, в связи с чем, необходимо привлечение к административной ответственности виновных лиц.
Причинами и условиями указанных выше нарушений законодательства виновными лицами является неисполнение федерального законодательства, не принятие всех предусмотренных законодательством Российской Федерации мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Частью 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в свою очередь местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Согласно части 1 статьи 31 Устава муниципального образования городской округ Алушта Республики ФИО3, принятого решением Алуштинского городского совета Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №, Администрация <адрес> Республики ФИО3 - исполнительно-распорядительный орган городского округа, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными конами и законами Республики ФИО3.
В силу части 4 статьи 33 Устава глава администрации несет ответственность за деятельность структурных подразделений администрации городского округа, территориальных органов, должностных и иных лиц администрации города.
На основании пункта 3.1 приложения к решению Алуштинского городского совета Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № «О Регламенте Администрации <адрес> Республики ФИО3» администрация, ее органы и должностные лица в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, другими федеральными законами, издаваемыми в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики ФИО3, Законом Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «Об основах местного управления в Республике ФИО3» и иными законами и нормативными правовыми актами Республики ФИО3, Уставом, Решениями Алуштинского городского совета Республики ФИО3, настоящим регламентом.
Таким образом, на Администрацию <адрес> Республики ФИО3 распространяются права и обязанности работодателя в трудовых отношениях с муниципальными служащими Администрации <адрес> Республики ФИО3.
Согласно статье 419 Трудового кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются, в том числе к административной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Вышеуказанные нарушения трудового законодательства свидетельствуют о наличии в действиях юридического лица - Администрации <адрес> Республики ФИО3 признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, а именно нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ Администрацией <адрес> Республики ФИО3 и его виновность подтверждена собранными по делу доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу постановления, в ходе производства по настоящему делу допущено не было. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Судом признаются несостоятельными и не заслуживающими доводы жалобы о том, что Распоряжением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.5-05/376к «О назначении ФИО1» ФИО1 назначена на должность начальника отдела охраны труда, реализации муниципальных программ по социальной поддержке отдельных категорий граждан Администрации <адрес>, и которая обязана проводить вводный инструктаж по охране труда. С должностной инструкцией ФИО1 ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.114-09/4 «О привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО1» к начальнику отдела охраны труда, реализации муниципальных программ по социальной поддержке отдельных категорий граждан ФИО1 за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, установленных п. 3.2 должностной инструкции, выразившееся в нарушении требований законодательства при обеспечении функционирования системы управления охраной труда, применено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Основанием применения дисциплинарного взыскания послужило представление Прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Прдр№/-20350002, вынесенное по результатам надзорных-мероприятий по обращению ФИО2 Кроме того., ФИО2 уволен с должности ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, нарушение вмененного правонарушения прекращено.
Административное наказание обоснованно назначено по правилам части 1 статьи 4.4 КоАП РФ, которой установлено, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Учитывая изложенное, суд полагает, что правовые основания для удовлетворения жалобы и изменения постановления должностного лица, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП РФ,-
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░3 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░5 № ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░3 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.1 ░░.5.27.1 ░░░░ ░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░3 ░░░6 – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░3 ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░