Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-531/2021 ~ M-273/2021 от 24.03.2021

№ 2-531/2021 (УИД 61RS0044-01-2021-000579-17)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июня 2021 года                                               с. Чалтырь Мясниковского района

                                                                             Ростовской области

        Мясниковский районный суд Ростовской области

в составе председательствующего судьи Даглдяна М.Г.

с участием прокурора Сенчевой Т.С.

представителя ответчика Администрации Недвиговского сельского поселения по доверенности Омельченко И.В.

при секретаре Бабиян Г.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мясниковского района Ростовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Недвиговского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области об обязании устранить нарушения федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений,     

УСТАНОВИЛ:

        Прокурор Мясниковского района обратился в Мясниковский районный суд Ростовской области с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Недвиговского сельского поселения Мясниковского района, указав, что прокуратурой Мясниковского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений на территории Мясниковского района, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, находящихся на территории Недвиговского сельского поселения, выразившиеся в следующем. На территории Недвиговского сельского поселения находится ряд гидротехнических сооружений:

- плотина, пруд балочный, 11,5 км от устья р. Донской Чулек - балка б/н (правый приток), 0,5 км южнее х. Щедрый;

- плотина, пруд балочный, 3 км от устья б. Белая, 1,5 км северо-западнее х. Веселый.

        Собственником указанных ГТС, согласно информации Северо-Кавказского управления Ростехнадзора, является муниципальное образование «Недвиговское сельское поселение». Проведенной в 2018 году проверкой установлено, что в нарушение ст.ст. 10, 19 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» у собственника вышеуказанных ГТС отсутствуют разрешения на эксплуатацию комплексов ГТС; в нарушение ст.10 Федерального закона № 117-ФЗ, п.2 Положения об эксплуатации ГТС и обеспечения безопасности ГТС, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе ГТС, находящегося в аварийном состоянии), ГТС, которое не имеет собственника или собственник которого не известен либо от права собственности на которое отказался, утвержденного Постановлением Правительства РФ отсутствуют утвержденные органом надзора декларации безопасности комплексов ГТС; в нарушение ст.9 Федерального закона № 117-ФЗ, п.3, пп.«д» п.4, п.24 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 года № 37, не аттестованы руководители и специалисты, обеспечивающие эксплуатацию комплексов ГТС, не разработаны и не согласованы с Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора правила эксплуатации комплексов ГТС, не разработаны и не представлены на утверждение Северо-Кавказскому управлению Ростехнадзора критерии безопасности комплексов ГТС; в нарушение ст.19 Федерального закона № 117- ФЗ, п.6.27 СП 58.13330.2012 отсутствует проектная документация, определяющая объем наблюдений и состав контрольно-измерительной аппаратуры, устанавливаемой на комплексе ГТС; в нарушение ст.ст. 9, 19 Федерального закона № 117-ФЗ, п.п. 6.1, 6.26, 6.29 СП 58.13330.2012 не организован постоянный и периодический контроль (осмотры, технические освидетельствования, обследования) технического состояния комплексов ГТС; в нарушение ст.ст. 9, 19 Федерального закона № 117-ФЗ не осуществляется оценка безопасности комплексов ГТС, в том числе регулярная оценка безопасности комплексов ГТС и анализ причин ее снижения, на основании данных полученных в результате контроля (мониторинга) за показателями состояния комплексов ГТС природных и техногенных воздействий; в нарушение ст.17 Федерального закона № 117-ФЗ, п.п. 3, 5 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии ГТС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 года № 876, не представлены в Северо-Кавказское управление Ростехнадзора согласованные в установленном порядке расчеты вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических и юридических лиц в результате аварии на комплексах ГТС с целью определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на комплексах ГТС; в нарушение ст.ст. 9, 19 Федерального закона № 117-ФЗ отсутствуют финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии на комплексах ГТС; в нарушение ст.ст. 7, 19 Федерального закона № 117-ФЗ не обеспечено внесение комплексов ГТС в Российский регистр ГТС; в нарушение ст.ст. 9, 19 Федерального закона № 117- ФЗ, п.6.6 СП 58.13330.2012 отсутствуют проектные решения по предотвращению и локализации возможных аварий на комплексах ГТС; в нарушение п.30 Приказа Ростехнадзора от 19.08.2011 года № 480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» отсутствуют журналы учета повреждений на комплексах ГТС; в нарушение п.35 Приказа от 19.08.2011 года № 480 отсутствуют журналы учета инцидентов на комплексах ГТС; в нарушение ст.ст. 9, 19 Федерального закона № 117-ФЗ отсутствуют технические журналы по эксплуатации комплексов ГТС; в нарушение ст.ст. 9, 19 Федерального закона № 117-ФЗ отсутствуют годовые планы (графики) работ, предусмотренные системой ППР по комплексам ГТС; в нарушение ст.9 Федерального закона № 117-ФЗ, п.44.2.2 Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных ГТС, утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ от 26.05.1998 года, отсутствуют журналы текущих осмотров комплексов ГТС; в нарушение ст.9 Федерального закона № 117-ФЗ, п.п. 4.2.3, 4.2.6 Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных ГТС отсутствует журнал наблюдений за состоянием комплексов ГТС; в нарушение ст.9 Федерального закона № 117-ФЗ отсутствуют журналы наблюдений за уровнями воды, отсутствует приказ по подготовке комплексов ГТС к паводку и акты осмотра паводковых комиссий, отсутствует план мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в результате аварии на комплексах ГТС; в нарушение ст.ст. 9, 19 Федерального закона № 117-ФЗ, п.6.1 СП 58.13330.2012 не определены уполномоченные лица, ответственные за состояние и безопасную эксплуатацию комплексов ГТС; в нарушение ст.9 Федерального закона № 117-ФЗ откосы плотин комплексов ГТС заросли травяной и древесной растительностью. По результатам проверки прокуратурой района главе Администрации Недвиговского сельского поселения внесено представление от 12.10.2018 года № 7-16-2018 об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако, по информации Администрации Недвиговского сельского поселения от 20.02.2021 года № 58, нарушения в сфере обеспечения безопасности ГТС не устранены в полном объеме и в настоящее время. На основании изложенного, руководствуясь ст.45 ГПК РФ, прокурор Мясниковского района просил суд:

- признать бездействие Администрации Недвиговского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области по непринятию мер в сфере обеспечения безопасности ГТС незаконным;

- обязать Администрацию Недвиговского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности в отношении следующих объектов ГТС:

- плотина, пруд балочный, 11,5 км от устья р. Донской Чулек - балка б/н (правый приток), 0,5 км южнее х. Щедрый;

- плотина, пруд балочный, 3 км от устья б. Белая, 1,5 км северо-западнее х. Веселый, а именно:

- получить разрешения на эксплуатацию ГТС;

- разработать декларации безопасности ГТС и представить названные декларации для утверждения в Северо-Кавказское Управление Ростехнадзора;

- пройти аттестацию руководителю и специалисту, обеспечивающим эксплуатацию ГТС;

- разработать и согласовать с Северо-Кавказским Управлением Ростехнадзора правила эксплуатации ГТС;

- разработать и представить на утверждение Северо-Кавказскому Управлению Ростехнадзора критерии безопасности ГТС;

- разработать проектную документацию, определяющую объем наблюдений и состав контрольно-измерительной аппаратуры, устанавливаемой на комплекс ГТС;

- провести оценку безопасности комплексов ГТС, в том числе регулярную оценку безопасности комплексов ГТС и анализ причин ее снижения, на основании данных полученных в результате контроля (мониторинга) за показателями состояния комплексов ГТС природных и техногенных воздействий;

- обеспечить внесение ГТС в Российский регистр ГТС.

        В судебном заседании помощник прокурора Сенчева Т.С. поддержала заявленные исковые требования, просила иск удовлетворить в полном объеме.

        Представитель ответчика Администрации Недвиговского сельского поселения по доверенности Омельченко И.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора Мясниковского района Ростовской области, просил увеличить срок на устранение нарушений до 12 месяцев.

        Выслушав стороны, изучив имеющиеся в материалах дела документы, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, руководствуясь, следующим.

        Как следует из материалов дела, прокуратурой Мясниковского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений на территории Мясниковского района, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, находящихся на территории Недвиговского сельского поселения, выразившиеся в следующем.

        На территории Недвиговского сельского поселения находится два гидротехнических сооружения:

- плотина, пруд балочный, 11,5 км от устья р. Донской Чулек - балка б/н (правый приток), 0,5 км южнее х. Щедрый;

- плотина, пруд балочный, 3 км от устья б. Белая, 1,5 км северо-западнее х. Веселый.

        Собственником указанных ГТС, согласно информации Северо-Кавказского управления Ростехнадзора, является муниципальное образование «Недвиговское сельское поселение».

        Статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» предусмотрены обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации. К числу основных обязанностей относятся:

- обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;

- обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

- обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;

- развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

- обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

- создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;

- создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов;

- содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций;

- совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

- финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;

- заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

- осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям;

- обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении;

- обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

        Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

        По результатам проведенной прокурорской проверки главе Администрации Недвиговского сельского поселения внесено представление от 12.10.2018 года № 7-16-2018 об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, которое рассмотрено и удовлетворено.

        Однако, по информации Администрации Недвиговского сельского поселения от 20.02.2021 года № 58, нарушения в сфере обеспечения безопасности ГТС не устранены в полном объеме, а именно не выполнены следующие требования законодательства:

- получить разрешения на эксплуатацию ГТС;

- разработать декларации безопасности ГТС и представить названные декларации для утверждения в Северо-Кавказское Управление Ростехнадзора;

- пройти аттестацию руководителю и специалисту, обеспечивающим эксплуатацию ГТС;

- разработать и согласовать с Северо-Кавказским Управлением Ростехнадзора правила эксплуатации ГТС;

- разработать и представить на утверждение Северо-Кавказскому Управлению Ростехнадзора критерии безопасности ГТС;

- разработать проектную документацию, определяющую объем наблюдений и состав контрольно-измерительной аппаратуры, устанавливаемой на комплекс ГТС;

- провести оценку безопасности комплексов ГТС, в том числе регулярную оценку безопасности комплексов ГТС и анализ причин ее снижения, на основании данных полученных в результате контроля (мониторинга) за показателями состояния комплексов ГТС природных и техногенных воздействий;

- обеспечить внесение ГТС в Российский регистр ГТС.

        Неисполнение требований законодательства об обеспечении безопасности ГТС может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, что создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде.

        Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

        Согласно ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В данном случае, суд полагает обоснованным установить срок 10 месяца для исполнения принятого решения со дня его вступления в законную силу.

        При таких обстоятельствах, учитывая вышеприведенные обстоятельства, установленные в судебном заседании, а также нормы Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», суд признает иск прокурора законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

        Иск прокурора Мясниковского района Ростовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Недвиговского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области удовлетворить.

        Признать бездействие Администрации Недвиговского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области по непринятию мер в сфере обеспечения безопасности ГТС незаконным.

        Обязать Администрацию Недвиговского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области в течение 10-ти месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности в отношении следующих объектов ГТС:

- плотина, пруд балочный, 11,5 км от устья р. Донской Чулек - балка б/н (правый приток), 0,5 км южнее х. Щедрый;

- плотина, пруд балочный, 3 км от устья б. Белая, 1,5 км северо-западнее х. Веселый, а именно:

- получить разрешения на эксплуатацию ГТС;

- разработать декларации безопасности ГТС и представить названные декларации для утверждения в Северо-Кавказское Управление Ростехнадзора;

- пройти аттестацию руководителю и специалисту, обеспечивающим эксплуатацию ГТС;

- разработать и согласовать с Северо-Кавказским Управлением Ростехнадзора правила эксплуатации ГТС;

- разработать и представить на утверждение Северо-Кавказскому Управлению Ростехнадзора критерии безопасности ГТС;

- разработать проектную документацию, определяющую объем наблюдений и состав контрольно-измерительной аппаратуры, устанавливаемой на комплекс ГТС;

- провести оценку безопасности комплексов ГТС, в том числе регулярную оценку безопасности комплексов ГТС и анализ причин ее снижения, на основании данных полученных в результате контроля (мониторинга) за показателями состояния комплексов ГТС природных и техногенных воздействий;

- обеспечить внесение ГТС в Российский регистр ГТС.

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Мясниковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                        Даглдян М.Г.

     

        Решение в окончательной форме изготовлено 17 июня 2021 года.

2-531/2021 ~ M-273/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Мясниковского района Ростовской области
Ответчики
Администрация Недвиговского сельского поселения
Суд
Мясниковский районный суд Ростовской области
Судья
Даглдян Мартин Григорьевич
Дело на сайте суда
myasnikovsky--ros.sudrf.ru
24.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2021Передача материалов судье
26.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2021Судебное заседание
10.06.2021Судебное заседание
17.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.07.2021Дело оформлено
31.08.2021Дело передано в архив
31.10.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
31.10.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
03.11.2022Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
11.11.2022Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
29.03.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
29.03.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
10.04.2023Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее