Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-700/2023 ~ М-504/2023 от 07.08.2023

Дело № 2-700/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       17 октября 2023 года                                                         г. Красноперекопск

Красноперекопский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи                                                  Матюшенко М.В.,

при секретаре судебного заседания                                          ФИО4,

с участием представителя ответчика – адвоката                      ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым к ФИО2 о возложении обязанности произвести отчуждение земельного участка, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, – <данные изъяты> Крым, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>

                                               УСТАНОВИЛ:

       ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым обратилось в Красноперекопский районный суд Республики Крым с иском к ФИО2 о возложении обязанности произвести отчуждение земельного участка.

       Требования мотивированы тем, что в результате рассмотрения сведений из Единого государственного реестра недвижимости Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым установлено, что ответчик ФИО2 является собственником земельного участка площадью 19600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый .

     Сведения о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации вещного права:

      В соответствии с п. 3 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

      Указом Президента Российской Федерации № 26 от 09.01.2011 г. установлен Перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.

      Указанный перечень дополнен Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201, в частности, пунктом 44.4 Муниципальное образование <адрес> Республики Крым.

       Исходя из подлежащих применению в данном случае норм материального права, юридически значимыми обстоятельствами по делу являются гражданство ответчика и наличие у него в собственности земельного участка на территории муниципального образования <адрес> Республики Крым. По данным ЕГРН ответчик является гражданкой Украины.

      Учитывая вышеизложенное, принадлежащий ответчику земельный участок подлежал отчуждению ею в течение года с момента вступления в законную силу Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201 «О внесении изменений в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2011 г. № 26», вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ, однако этого ответчиком добровольно сделано не было.

           В связи с изложенным истец просит суд осуществить принудительную продажу с публичных торгов земельного участка с кадастровым номером , площадью 19600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, вид разрешенного использования — сельскохозяйственное использование, принадлежащего на праве собственности гражданке ФИО2, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, с последующей передачей ФИО2, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, вырученной суммы, за вычетом затрат, понесенных на отчуждение имущества. Начальную продажную цену отчуждаемого имущества определить равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В судебное заседание представитель истца Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивает по доводам, изложенным в иске.

       Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, местонахождение неизвестно.

       Представитель ответчика - адвокат ФИО5, действующий в порядке ст. 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), возражал против удовлетворения иска.

       Представители третьих лиц – <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> в судебное заседание 17.10.2023 не явились, извещались надлежаще, причины неявки суду неизвестны, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало. Ранее от представителя третьего лица - <данные изъяты> поступали ходатайства о рассмотрении дела без их участия.

      Представитель третьего лица - <данные изъяты> в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие, с исковыми требованиями ознакомлены, не возражают, принять решение просят на усмотрение суда.

      Представитель третьего лица - <данные изъяты> в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, просит принять решение на усмотрение суда.

      При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, что не противоречит ст.167 ГПК РФ.

      Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

      Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

      Положения ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривают способы защиты гражданских прав, перечень которых не является исчерпывающим.

      Выбор способа защиты своих прав принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой.

      Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

       Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

       Из материалов настоящего гражданского дела следует, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, является юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ, государственный регистрационный (л.д.12).

      Из представленного свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым поставлено на учет ДД.ММ.ГГГГ, в налоговом органе по месту нахождения Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> с присвоением ИНН , КПП , ОГРН (л.д.13).

     Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, расположенный в <адрес>, <адрес>, имеет кадастровый , присвоенный ДД.ММ.ГГГГ, площадью 19600 кв.м., кадастровая стоимость 172480,00 рублей, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, правообладателем значится ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 48-50).

     Согласно информации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гражданка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., неоднократно пересекала Государственную границу Российской Федерации, последний раз ДД.ММ.ГГГГ в 12:52:02 с пропускного пункта Армянска на территорию Украины (л.д. 153).

     Из представленного реестрового дела на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, открытого ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок зарегистрирован за ФИО2, гражданкой Украины, паспорт серия , выданный ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, место проживания: <адрес> (л.д.52-74).

    Согласно ответу на запрос суда, данному <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 согласно сведениям, содержащимся в автоматизированной системе миграционного учета, зарегистрированной, снятой по месту жительства (пребывания) не значится, паспортом гражданина РФ не документирована (л.д. 36).

      Согласно представленной информации <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., гражданкой Российской Федерации не является, с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 62-ФЗ от 31.05.2002 «О гражданстве Российской Федерации», о проверке обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации в соответствии с п.51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 № 1325, ФИО2 в <данные изъяты> не обращалась. Данными о наличии иного гражданства у ФИО2 <данные изъяты> не располагает (л.д. 81).

      Конституционный Суд РФ в своем определении от 12.11.2019 № 2970-О указал, что в силу ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция РФ в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.

      В соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

      Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 ст. 260 ГК РФ), - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из ч. 1 ст. 9, ч.ч. 1, 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации.

       Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в ч. 1 ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в ч. 1 ст. 36, согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (ч.ч. 1, 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации).

      Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.

      Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.

      В соответствии с п. 3 ст. 15 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

      Указом Президента Российской Федерации № 26 от 09.01.2011 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» установлен перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.

      Земельные участки, расположенные на приграничных территориях, входящих в утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2011 года № 26, входящие в перечень и находящиеся на праве собственности у иностранных граждан, должны быть отчуждены в установленном российским законодательством порядке.

      Положениями п.п. 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.

      В соответствии с п. 1 ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

      В случае, если имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в п. 1 ст. 238 ГК РФ, такое имущество с учетом его характера и назначения по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитают затраты на отчуждение имущества (п. 2 ст. 238 ГК РФ).

      Таким образом, земельные участки, расположенные на приграничных территориях, в том числе, на территории муниципального образования <адрес> Республики Крым, не могут принадлежать на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам. Если земельный участок в силу закона не может принадлежать на праве собственности ответчику как иностранному гражданину, необходимо его отчуждение.

      Норма п. 3 ст. 15 ЗК РФ является отсылочной и подлежит применению с момента установления Президентом Российской Федерации перечня приграничных территорий.

       В свою очередь Перечень приграничных территорий является открытым и устанавливается Президентом Российской Федерации в рамках реализации им определенных ст. 80 Конституции Российской Федерации полномочий по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, определении основных направлений внутренней и внешней политики государства.

       В судебном заседании достоверно установлено, что ответчик ФИО2 гражданкой Российской Федерации не являлась и не является, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым зарегистрирована не была и постоянно не проживала.

      Таким образом, применительно к данному спору, принадлежащий ответчику земельный участок подлежал отчуждению ею в течение года с момента вступления в законную силу Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201, однако этого ответчиком добровольно сделано не было, до настоящего времени право собственности на земельный участок зарегистрировано за ответчиком ФИО2

       Совокупность установленных по делу обстоятельств указывает на то, что нахождение в собственности ответчика спорного земельного участка, нарушает принципы землепользования, регламентированные в Российской Федерации. Спорный земельный участок расположен на территории муниципального образования <адрес>

      При таких обстоятельствах к спорным правоотношениям подлежат применению положения п. 2 ст. 238 ГК РФ.

      Порядок принудительной продажи земельного участка, находящегося в собственности лица, которому он не имеет право принадлежать, прямо законом не урегулирован.

      В случаях, когда предусмотренные п.п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона) (ст.6 ГК РФ).

     Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу части 1 статьи 196 ГПК РФ суд определяет, какие нормы права следует применить к возникшим правоотношениям сторон.

      Поскольку, как было указано выше, порядок принудительной продажи земельного участка, находящегося в собственности лица, которому он не имеет право принадлежать, прямо законом не урегулирован, суд полагает возможным применить к спорным правоотношениям положения действующего законодательства о принудительной продаже имущества на публичных торгах.

     В соответствии с положениями ст. 449.1 ГК РФ под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.

     Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом (п.2 ст. 449.1 ГК РФ).

      Порядок проведения публичных торгов регламентирован положениями ст.448 ГК РФ.

     Таким образом, к спорным правоотношениям подлежали применению положения п.2 ст.238 ГК РФ, ст.ст. 448, 449.1 ГК РФ, то есть о продаже спорного земельного участка на публичных торгах с последующей передачей ответчику вырученной от продажи суммы, за вычетом затрат, понесенных в связи с отчуждением.

       Республика Крым принята в состав Российской Федерации на основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18.03.2014 и Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

           В соответствии с пунктом 4 Указа <данные изъяты> <данные изъяты> и образовано Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.

      Распоряжением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -р утвержден ликвидационный баланс <данные изъяты>

      Вместе с тем, образовано Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.

          Согласно п. 3.2, 3.2.1 Положения о Министерстве, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27.06.2014 № 157, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым для осуществления возложенных на него функций и задач в пределах своей компетенции имеет право осуществлять юридические действия по защите прав и законных интересов Республики Крым по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства имущественных и земельных отношений, в том числе обращаться в интересах Республики Крым в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и к мировым судьям по вопросам взыскания арендных и иных платежей за пользование имуществом и земельными участками, находящимися в собственности Республики Крым.

       Согласно п. 5.1 вышеуказанного Положения Министерство является юридическим лицом, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

       При таких обстоятельствах истец является надлежащим лицом, обратившимся за судебной защитой, а избранный истцом способ защиты права путем принудительного отчуждения спорного земельного участка основан на положениях действующего законодательства и соразмерен допущенному ответчиком нарушению. Удовлетворение иска приведет к защите и восстановлению нарушенного права, в связи с чем заявленные требования о принудительной продаже спорного земельного участка подлежат удовлетворению.

      Начальную продажную стоимость спорного земельного участка следует определить равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом исполнителем.

      С учетом изложенного, исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым подлежат удовлетворению.

      На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

      иск Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым – удовлетворить.

      Осуществить принудительную продажу с публичных торгов земельного участка с кадастровым номером , площадью 19600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – сельскохозяйственное использование, принадлежащего на праве собственности гражданке Украины ФИО2, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, паспорт гражданина Украины , выдан ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, с последующей передачей ФИО2, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, вырученной суммы за вычетом затрат, понесенных на отчуждение имущества.

      Начальную продажную цену отчуждаемого имущества определить равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

       Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца через Красноперекопский районный суд Республики Крым со дня принятия решения суда в окончательной форме.

      Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

      Председательствующий                                   М.В. Матюшенко

2-700/2023 ~ М-504/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым
Ответчики
Титарчук Лилия Николаева
Другие
Смульский Павел Андреевич
Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и г.Севастополю
Администрация Красноперекопского района Республики Крым
Администрация Воинского сельского поселения Красноперекопского района Республики Крым
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Отделение судебных приставов по г.Красноперекопску и Красноперекопскому району Управления федеральной службы судебных приставов России по Республике Крым
Суд
Красноперекопский районный суд Республики Крым
Судья
Матюшенко Марина Владимировна
Дело на странице суда
krasnoperekopskiy--krm.sudrf.ru
07.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.08.2023Передача материалов судье
08.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.08.2023Судебное заседание
13.09.2023Судебное заседание
13.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.09.2023Судебное заседание
22.09.2023Судебное заседание
17.10.2023Судебное заседание
17.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее