Дело № 2-2261/2023
УИД 26RS0002-01-2023-002960-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 июня 2023 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Суржа Н.В.,
при секретаре Даниловой С.В.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Борсук Д. Д.ча к администрации <адрес обезличен>, комитету по управлению муниципальным имуществом <адрес обезличен>, управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен> о признании права собственности на земельный участок,
установил:
Борсук Д.В. обратился в суд с иском к администрации <адрес обезличен>, комитету по управлению муниципальным имуществом <адрес обезличен>, управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен> о признании права собственности на земельный участок.
В обосновании доводов указал, что Борсук Д.Д. является членом СНТ «Зорька», в котором владеет и пользуется земельным участком <номер обезличен> с кадастровым номером <номер обезличен>, площадью 600 кв.м, который был выделен ему, что подтверждается выпиской из протокола общего собрания СНТ «Зорька» от <дата обезличена>.
<дата обезличена> истец обратился в комитет по управлению муниципального имущества <адрес обезличен> с заявлением о предоставлении земельного участка <номер обезличен> в СНТ «Зорька» площадью 600 кв. м.
<дата обезличена> ему было отказано в предоставлении муниципальной услуги.
Основанием для отказа явилось то обстоятельство, что постановлением главы <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен> принято решение об изъятии земельного участка <номер обезличен> в СТ «Зорька», ранее предоставленного в собственность иному лицу, и передаче данного участка в администрацию <адрес обезличен> для перераспределения, в связи с чем СНТ «Зорька» не вправе распоряжаться земельным участком <номер обезличен> в данном товариществе, согласно сведениям из ЕГРН от <дата обезличена> земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> снят с кадастрового учета <дата обезличена>, проект межевания территории СНТ «Зорька» отсутствует, кроме того документы, предусмотренные п. 2.8 ст. 3 Закона № 137-ФЗ не предоставлены, а также в архиве комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес обезличен>
имеются выписки из протоколов общего собрания членов садоводческого товарищества от <дата обезличена> <номер обезличен>, от <дата обезличена> <номер обезличен>, на основании которых земельный участок <номер обезличен> в данном товариществе распределен иным лицам.
С указанным отказом истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным.
Истец Борсук Д.В., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки суду не представил, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца Анахин Д.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки суду не представил, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика администрации <адрес обезличен>, комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес обезличен>, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, сведений о причинах неявки суду не представили.
Представитель ответчика управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен>, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил отзыв в котором просит в части исковых требований к управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен> отказать, в остальной части исковых требований вынести решение в соответствии с действующим законодательством, а также просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица СНТ «Зорька», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки суду не представил.
Суд на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
В силу ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Судом установлено, что согласно выписке из протокола общего собрания СНТ «Зорька» <номер обезличен> от <дата обезличена> Борсук Д.Д. выделен земельный участок <номер обезличен> в СНТ «Зорька».
Таким образом, Борсук Д.Д. является пользователем и владельцем земельного участка <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, СНТ «Зорька», с кадастровым номером <номер обезличен>.
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <дата обезличена>, сведения о владельце земельного участка <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, дск «Зорька», с кадастровым номером <номер обезличен>, общей площадью 598+-9 кв.м, отсутствуют.
<дата обезличена> истец обратился в комитет по управлению муниципального имущества <адрес обезличен> с заявлением о предоставлении земельного участка <номер обезличен> в СНТ «Зорька» площадью 600 кв. м.
<дата обезличена> истцу Борсук Д.Д. было отказано в предоставлении муниципальной услуги.
Основанием для отказа явилось то обстоятельство, что постановлением главы <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен> принято решение об изъятии земельного участка <номер обезличен> в СТ «Зорька», ранее предоставленного в собственность иному лицу, и передаче данного участка в администрацию <адрес обезличен> для перераспределения, в связи с чем СНТ «Зорька» не вправе распоряжаться земельным участком <номер обезличен> в данном товариществе, согласно сведениям из ЕГРН от <дата обезличена> земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> снят с кадастрового учета <дата обезличена>, проект межевания территории СНТ «Зорька» отсутствует, кроме того документы, предусмотренные п. 2.8 ст. 3 Закона № 137-ФЗ не предоставлены, а также в архиве комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес обезличен> имеются выписки из протоколов общего собрания членов садоводческого товарищества от <дата обезличена> <номер обезличен>, от <дата обезличена> <номер обезличен>, на основании которых земельный участок <номер обезличен> в данном товариществе распределен иным лицам.
Таким образом, судом установлено, что постановлением главы <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен> «Об изъятии и перераспределении земельных участков в садоводческих товариществах <адрес обезличен>» принято решение об изъятии земельного участка <номер обезличен> в СТ «Зорька».
Поскольку постановление главы <адрес обезличен> об изъятии и перераспределении земельного участка издано <дата обезличена>, к правоотношениям, возникшим в связи с изданием данного постановления положения Земельного кодекса РФ, введенного в действие в соответствии с федеральным законом № 137-ФЗ от <дата обезличена>, не применимы.
До <дата обезличена> действовали положения Земельного кодекса РСФСР, которые не предусматривали порядок изъятия земельного участка и аннулирования документа о праве собственности земельных участков.
Глава 17 «Право собственности и другие вещные права на землю» Гражданского Кодекса РФ введена в действие со дня принятия и введения в действия Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ (в редакции федерального закона, действовавшей на момент издания постановления главы <адрес обезличен>) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, от права собственности, на которую собственник отказался.
Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Согласно ст. 235 ГК РФ (в редакции федерального закона, действовавшей на момент издания постановления главы <адрес обезличен>) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237); отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238); отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239); выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241); реквизиция (статья 242); конфискация (статья 243); отчуждение имущества в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293 настоящего Кодекса.
Статья 236 ГК РФ (в редакции федерального закона, действовавшей на момент издания постановления главы <адрес обезличен>) предусматривала, что гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Абзац 7 пункта 3 ст. 9 ФЗ от <дата обезличена> «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» №122-ФЗ об отнесении к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации, принятие на учет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, бесхозяйных недвижимых вещей, - введен федеральным законом от <дата обезличена> № 69-ФЗ.
Постановление Правительства РФ <номер обезличен> «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей Управлениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» принято <дата обезличена>.
Таким образом, на момент издания постановления главы <адрес обезличен> <номер обезличен> от <дата обезличена> не действовали положения гражданского или земельного законодательства, устанавливающие порядок изъятия земельных участков в связи с добровольным отказом от данных земельных участков.
Администрация <адрес обезличен>, как орган местного самоуправления была вправе в период с 1998 по 2003 гг. осуществить действия в порядке ст. 225 и 236 ГК РФ с выполнением процедуры приобретения права муниципальной собственности на недвижимую ведь, от права собственности на которую собственник отказался (бесхозяйная вещь). Заявлений о постановке на учет объектов недвижимого имущества (безхозяйных вещей) в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подано не было.
Администрация <адрес обезличен> не предпринимала никаких действий по выполнению данной процедуры.
Федеральным законом от <дата обезличена> № 141-ФЗ в п.2 ст. 53 ЗК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.
Согласно пп. 1.1 ст. 19 ЗК РФ если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка (п. 1.1 введен Федеральным законом от <дата обезличена> N 141-ФЗ).
Вышеуказанная государственная регистрация прекращения права собственности не осуществлялась.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что право муниципальной собственности на земельный участок <номер обезличен> в СНТ «Зорька» не возникло.
В соответствии с пунктами 1,3 статьи 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В силу статьи 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.
Согласно статье 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Пунктом 2.7. статьи 3 Федерального закона от <дата обезличена> №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» установлено, что до <дата обезличена> члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
- земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации;
- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона от <дата обезличена> №137-ФЗ для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
- по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В силу п. 2.8. ст. 3 Федерального закона от <дата обезличена> №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» установлено, что в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К этому заявлению прилагаются:
- схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная заявителем. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
- протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
В случае, если ранее ни один из членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:
- сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный указанной некоммерческой организации, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);
- сведения об указанной некоммерческой организации, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.
Из заявления следует, что Борсук Д.Д. была приложена выписка из протокола общего собрания членов СНТ, в связи с чем предоставление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не требуется, так как в Едином государственном реестре недвижимости имеется описание границ земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>.
В силу ст. 21 федерального закона №66-ФЗ от <дата обезличена> «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции, действовавшей на момент принятия решения собранием уполномоченных СТ «Зорька») к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся следующие вопросы: (в ред. Федерального закона от <дата обезличена> N 137-ФЗ) 1) внесение изменений в устав такого объединения и дополнений к уставу или утверждение устава в новой редакции; 2) прием в члены такого объединения и исключение из его членов;3) определение количественного состава правления такого объединения, избрание членов его правления и досрочное прекращение их полномочий; 4) избрание председателя правления и досрочное прекращение его полномочий, если уставом такого объединения не установлено иное; 5) избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения и досрочное прекращение их полномочий; 6) избрание членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства и досрочное прекращение их полномочий; 7) принятие решений об организации представительств, фонда взаимного кредитования, фонда проката такого объединения, о его вступлении в ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений; 8) утверждение внутренних регламентов такого объединения, в том числе ведения общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных); деятельности его правления; работы ревизионной комиссии (ревизора); работы комиссии по контролю за соблюдением законодательства; организации и деятельности его представительств; организации и деятельности фонда взаимного кредитования; организации и деятельности фонда проката; внутреннего распорядка работы такого объединения; 9) принятие решений о реорганизации или о ликвидации такого объединения, назначении ликвидационной комиссии, а также утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов; 10) принятие решений о формировании и об использовании имущества такого объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов; 11) установление размера пеней за несвоевременную уплату взносов, изменение сроков внесения взносов малообеспеченными членами такого объединения; 12) утверждение приходно-расходной сметы такого объединения и принятие решений о ее исполнении; 13) рассмотрение жалоб на решения и действия членов правления, председателя правления, членов ревизионной комиссии (ревизора), членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства, должностных лиц фонда взаимного кредитования и должностных лиц фонда проката; 14) утверждение отчетов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката; 15) поощрение членов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката и членов такого объединения; 16) принятие решения о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность такого объединения, (пп. 16 введен Федеральным законом от <дата обезличена> N 93-Ф3) 0бщее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) вправе рассматривать любые вопросы деятельности такого объединения и принимать по ним решения, (абзац введен Федеральным законом от <дата обезличена> №137-ФЗ)».
До <дата обезличена> действовал порядок предоставления в собственность земельных участок садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединением, предусмотренный ст. 28 вышеуказанного федерального закона.
Пунктом 18 ст. 21 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусмотрено, что к компетенции общего собрания отнесено: распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории; (пп. 18 введен Федеральным законом от <дата обезличена> №171-ФЗ).
Пункт 3 ст. 14 этого же федерального закона предусматривает, что «земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации».
В связи с изложенным, суд принимает во внимание действующий, никем не оспоренный и не отмененный протокол общего собрания СНТ «Зорька» от <дата обезличена> <номер обезличен>, согласно которому истцу выделен земельный участок <номер обезличен>.
Таким образом, истец является членом СНТ «Зорька» на законных основаниях владеет спорным участком, расположенном на территории данного СНТ, согласно представленному генеральному плану и выделенного товариществу до дня вступления в силу ФЗ от <дата обезличена> №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд или в отношении него федеральным законом установлен запрет на приватизацию, что могло бы послужить основанием для отказа в его предоставлении истцу, ответчиками не представлено.
При таких обстоятельствах, исходя из фактических обстоятельств дела и приведенных норм закона, суд полагает, что исковые требования Борсук Д.Д. к администрации <адрес обезличен>, комитету по управлению муниципальным имуществом <адрес обезличен> о признании за ним права собственности на земельный участок <номер обезличен> в СНТ «Зорька», подлежат удовлетворению.
Между тем, рассматривая исковые требования Борсук Д.Д. к управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен>, суд приходит к выводу, что управление не является надлежащим ответчиком по данному спору, поскольку регистрирующий орган не является субъектом материальных правоотношений, не является собственником, не владеет, не пользуется, не распоряжается и не претендует на спорное имущество. Кроме того истцом не представлено доказательств того, каким образом со стороны управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен> нарушены его права и законные интересы.
В связи с чем, в удовлетворении исковых требований Борсук Д.Д. к управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен> о признании права собственности на земельный участок, суд отказывает.
В соответствии со ст. 59 ЗК РФ, признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Борсук Д. Д.ча – удовлетворить частично.
Признать за Борсук Д. Д.чем право собственности на земельный участок <номер обезличен> с кадастровым номером <номер обезличен>, площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, дск «Зорька», <адрес обезличен>.
Данное решение суда является основанием для регистрации за Борсук Д. Д.чем права собственности на земельный участок <номер обезличен> с кадастровым номером <номер обезличен>, площадью 600 кв.м, расположенный в дск «Зорька» <адрес обезличен> края в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен>.
В удовлетворении остальной части исковых требований Борсук Д. Д.ча – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14.06.2023.
Судья Н.В. Суржа