Дело №2-110/2023
Категория 2.182
УИД: 39RS0013-01-2023-000091-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 ноября 2023 года г.Озерск
Озерский районный суд Калининградской области в составе: председательствующего судьи Коршаковой Ю.С., при секретаре судебного заседания Кувшиновой Е.А., с участием представителя истца - заместителя прокурора Озерского района Калининградской области Смирнова И.А., представителя ответчика администрации муниципального образования «Озерский муниципальный округ Калининградской области» по доверенности Цоя Олега Борисовича, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Озерского района Калининградской области в интересах муниципального образования «Озерский муниципальный округ Калининградской области» к администрации муниципального образования «Озерский муниципальный округ Калининградской области», Максимову Борису Владимировичу о признании незаконным и недействительным договора купли-продажи муниципального имущества, применении последствий недействительности сделки, возложении обязанности привести нежилое здание в первоначальное техническое состояние,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Озерского района Калининградской области, действуя в защиту интересов МО «Озерский муниципальный округ», обратился в суд с иском к администрации МО «Озерский муниципальный округ», Максимову Б.В., в котором, уточнив его в соответствии со ст.39 ГПК РФ, просил признать недействительным договор купли-продажи муниципального имущества от ....... № – нежилого здания площадью ....... заключенный между администрацией МО «Озерский муниципальный округ Калининградской области» и Максимовым Б.В., применить последствия недействительности сделки в виде возврата объекта недвижимости администрации, взыскания с администрации МО «Озерский муниципальный округ» в пользу Максимова Б.В уплаченных денежных средств, а также просил возложить на ответчиков обязанность принять меры к приведению спорного нежилого здания в техническое состояние до его реализации.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что решением Совета депутатов МО «Озерский городской округ» от 30.11.2021 №107 утвержден Прогнозный план приватизации муниципального имущества МО «Озерский городской округ» на 2022-2024 годы. Указанный нормативно-правовой акт был опубликован 03.12.2021 в официальном печатном издании органов местного самоуправления Озерского МО – Озерской общественно-политической газете «Знамя труда» и вступил в законную силу с 01.01.2022.
28.06.2022 Советом депутатов МО «Озерский муниципальный округ» вынесено решение №72, которым внесены изменения в Прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2022-2024 годы и которое, в нарушение ч.2 ст.47 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», не было опубликовано в официальном печатном издании органа местного самоуправления, однако неоднократно применялось администрацией МО «Озерский муниципальный округ». В частности, в нарушение требований п.2 ст.8, п.1 ст.15 Федерального закона №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», на основании названного выше Прогнозного плана приватизации в редакции от 28.06.2022 №72 по итогам аукциона по продаже муниципального имущества с Максимовым Б.В. заключен договор купли-продажи муниципального имущества № от ....... – нежилого здания площадью ....... Кроме того, в нарушение требований п.1 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», нежилое здание был отчуждено ответчику без земельного участка, занимаемого объектом недвижимого имущества, в связи с чем сделка по отчуждению имущества является ничтожной на основании ст.168 ГК РФ, как не соответствующая требованиям закона.
В судебном заседании заместитель прокурора Озерского района Смирнов И.А. требования искового заявления с учетом его уточнения поддержал.
Представитель ответчика администрации МО «Озерский муниципальный округ» по доверенности Цой О.Б. в удовлетворении исковых требований просил отказать в полном объеме, пояснив, что решение окружного Совета депутатов администрации от 28.06.2022 №72 не носит императивный характер и не является муниципальным нормативным правовым актом, т.к. не затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, не устанавливает и не изменяет общеобязательные правила, а, следовательно, не подлежит и не нуждается в официальном опубликовании. Вместе с тем названное решение было опубликовано на официальном сайте www.old.torgi.gov.ru в сети Интернет, в связи с чем права неопределенного круга лиц на информацию об аукционе по приватизации спорного муниципального имущества нарушены не были. Решением окружного Совета депутатов №72 от 28.06.2022 «О внесении изменений в решение окружного Совета депутатов от 30.11.2021 №107 «О Прогнозном плане приватизации муниципального имущества на 2022-2024 годы» реализованы требований ст.8 Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ» об обязательной оценке отчуждаемого муниципального имущества. Правила п.1 ст.28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» об отчуждении вместе со зданием и земельного участка под ним не распространяются на договор с Максимовым Б.В., т.к. администрация не реализует здание в целях его дальнейшего использования по назначению, эксплуатации, а реализует на строительные материалы, что указано и в п.1.1 договора № от ....... и в информационном сообщении. Согласно п.5.2 данного договора, право собственности на имущество, как «объект недвижимости», у покупателя не возникает.
Ответчик Максимов Б.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании принятие решения по делу оставил на усмотрение суда, указал, что, заключив с администрацией МО «Озерский муниципальный округ» договор купли-продажи № от ......., получив в собственность нежилое здание площадью ......., к демонтажу здания не приступал. В счет уплаты по договору внес 119 000 руб. на счет продавца муниципального имущенства.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, окружного Совета депутатов МО «Озерский муниципальный округ Калининградской области, Управления Росреестра по Калининградской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относятся в том числе, вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального округа.
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизация муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей муниципального имущества и открытости деятельности органов местного самоуправления.
В соответствии с п.2 ст.8 Федерального закона №178-ФЗ приватизация муниципального имущества осуществляется на основе планирования в порядке, регламентированном «Правилами разработки прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2005 №806.
Согласно ст.15 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» под информационным обеспечением приватизации государственного и муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя размещение на официальном сайте в сети «Интернет» прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества..., решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже государственного и муниципального имущества и об итогах его продажи,....
Официальным сайтом в сети «Интернет» для размещения информации о приватизации государственного и муниципального имущества является официальный сайт Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенный Правительством Российской Федерации. Информация о приватизации государственного и муниципального имущества, указанная в настоящем пункте, дополнительно размещается на сайтах в сети «Интернет».
Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества, об итогах его продажи размещается также на сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети «Интернет».
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 №909 для размещения информации о проведении торгов определен адрес сайта государственной информационной системы «Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В силу ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт - решение, принятое.... органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения..., а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Согласно ч.2 ст.47 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
В соответствии с п.11 ст.32 решения окружного Совета депутатов от 31.08.2021 №68 «Об Уставе муниципального образования «Озерский муниципальный округ Калининградской области» муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина,.. . вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным печатным изданием (средством массовой информации) органов местного самоуправления Озерского муниципального округа является Озерская общественно-политическая газета «Знамя труда».
Как установлено судом, правообладателем нежилого здания с ......., с ДД.ДД.ДД является муниципальное образование «Озерский городской округ» Калининградской области.
В целях реализации единой государственной политики в сфере приватизации, окружным Советом депутатов МО «Озерский городской округ» решением от 30.11.2021 №107 был утвержден Прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2022-2024 годы.
В Приложении №1 к названному выше решению от 30.11.2021 №107 в Прогнозном плане приватизации под №10 поименовано муниципальное имущество: нежилое здание (снос), адрес имущества: ......., способ приватизации – аукцион, ожидаемые поступления в бюджет в 2022 году 320 000 руб.
Указанный нормативно-правовой акт – решение окружного Совета депутатов МО «Озерский городской округ» от 30.11.2021 №107 - был опубликован 03.12.2021 в официальном печатном издании органов местного самоуправления Озерского муниципального округа - Озерской общественно-политической газете «Знамя труда» №90 (1156) и вступил в законную силу с 01.01.2022, о чем было прямо указано в п.3 названного решения.
Кроме того, согласно сообщению Минцифры России от ДД.ДД.ДД №№, на старой версии сайта torgi.gov.ru в сети Интернет решение окружного Совета депутатов МО «Озерский городской округ» от 30.11.2021 №107 было опубликовано 06.12.2021.
28.06.2022 окружным Советом депутатов МО «Озерский муниципальный округ» вынесено решение №72 «О внесении изменений в решение окружного Совета депутатов от 30.11.2021 №107 «О Прогнозном плане приватизации муниципального имущества на 2022-2024 годы», которым, помимо замены по всему тексту слов «Озерский городской округ» на «Озерский муниципальный округ Калининградской области», были внесены изменения непосредственно в Прогнозный план приватизации муниципального имущества, являющийся приложением к решению окружного Совета депутатов №107 от 30.11.2021.
Так, сумма ожидаемых поступлений в бюджет в результате приватизации путем аукциона нежилого здания ....... снижена с 320 000 руб. до 7 000 руб. (п.10 Прогнозного плана).
Названный нормативно-правовой акт – решение окружного Совета депутатов МО «Озерский муниципальный округ» от 28.06.2022 №72 - был опубликован лишь 07.04.2023 в официальном печатном издании органов местного самоуправления Озерского муниципального округа - Озерской общественно-политической газете «Знамя труда» №13 (1246).
Согласно сообщению Минцифры России от ДД.ДД.ДД №№, на старой версии сайта torgi.gov.ru в сети Интернет решение окружного Совета депутатов МО «Озерский муниципальный округ» от 28.06.2022 №72 было опубликовано 04.07.2022.
В соответствии с п.14 ст.32.1 Федерального закона №178-ФЗ порядок организации и проведения продажи в электронной форме устанавливается Правительством Российской Федерации. Этот порядок установлен постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 №860 «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме». В соответствии с подп.б п.4 данного Постановления продавец в соответствии с законодательством Российской Федерации при продаже имущества обеспечивает, в т.ч. в установленном порядке проведение оценки подлежащего продаже имущества.
В силу п.2 ст.32 Федерального закона №178-ФЗ обязательства покупателя в отношении приобретаемого государственного или муниципального имущества должны иметь сроки их исполнения, а также определяемую в соответствии с законодательством Российской Федерации стоимостную оценку, за исключением обязательств, не связанных с совершением действий по передаче приобретаемого государственного или муниципального имущества, выполнением работ, уплатой денег.
В соответствии со ст.ст.3-6 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
Для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
К объектам оценки относятся: отдельные материальные объекты (вещи).
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.8 Федерального закона №135-ФЗ проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в т.ч.: при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду; при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям.
Согласно ст.12 Федерального закона №135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно отчету №, составленному ИП Р.Е.К. в соответствии с муниципальным контрактом № от ДД.ДД.ДД, по состоянию на ДД.ДД.ДД определена рыночная стоимость нежилого здания ......., в размере 7 000 руб., также определена рыночная стоимость материалов, получаемых от разборки здания при его сносе, в размере 7 000 руб.
ДД.ДД.ДД органом местного самоуправления принято постановление № о проведении аукциона по продаже муниципального имущества в электронной форме, согласно которому указано, т.ч.: - наименование приватизируемого имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристика имущества), - строительные материалы (нежилое здание под разбор с №), расположенное по адресу: ....... - способ приватизации имущества: аукцион в электронной форме; - начальная цена продажи имущества: 7 000 руб.; - дата проведения аукциона: 16.09.2022 в 11:30.
Частью 2 ст.15 Закона о приватизации установлено, что информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит размещению на официальном сайте в сети «Интернет» не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено Законом о приватизации.
Согласно ч.4 ст.18 Закона о приватизации продолжительность приема заявок на участие в аукционе должна быть не менее чем двадцать пять дней. Признание претендентов участниками аукциона осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока приема указанных заявок. Аукцион проводится не позднее третьего рабочего дня со дня признания претендентов участниками аукциона.
Пунктом 21 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 №860 «Об организации и проведении продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме» установлено, что прием заявок и прилагаемых к ним документов начинается с даты и времени, указанных в информационном сообщении о проведении продажи имущества, осуществляется в течение не менее 25 календарных дней и заканчивается не позднее чем за 3 дня до дня определения продавцом участников.
Информационной сообщение о проведении 16.09.2022 открытого аукциона спорного имущества было опубликовано на официальном сайте в сети «Интернет» torgi.gov.ru первоначально 12.08.2022 и 01.09.2022 в новой редакции, с указанием о дате начале приема заявок на участие в аукционе 15.08.2022, дата окончания подачи заявок – 09.09.2022, начальная цена продажи имущества – 7 000 руб., шаг аукциона 5% от начальной цены составляет 3500 руб., дата определения участников аукциона 13.09.2022, дата и время проведения аукциона 16.09.2022 в 11:30, дата и время подведения итогов аукциона 16.09.2022 в 15:00.
По результатам аукциона, ....... между администрацией МО «Озерский муниципальный округ» (продавец) и Максимовым Б.В. (покупатель) был заключен договор № купли-продажи муниципального имущества – строительные материалы (нежилое здание под разбор с №), расположенное по адресу: ....... (п.1.1. Договора). Установленная по итогам продажи посредством аукциона цена продажи имущества составляет цену Договора, а именно 119 000 руб.
Указанный договор купли-продажи имущества сторонами исполнен, муниципальное имущество передано покупателю по акту приема-передачи, а Максимовым Б.В. произведена оплата в сумме 119 000 руб.
Согласно ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
При организации и проведении торгов, Организатор торгов должен строго следовать целям проведения торгов соблюдать принцип добросовестной конкуренции, публичность, открытость и прозрачность, а также требования ст.17 Закона о защите конкуренции, запрещающие совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Однако, в нарушение ч.2 ст.15 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества, информационное сообщение о продаже спорного муниципального имущества было размещению на официальном сайте в сети «Интернет» менее чем за тридцать дней – 01.09.2022 - до дня осуществления продажи указанного имущества – 16.09.2022.
Кроме того, информационное сообщение о проведении открытого аукциона спорного муниципального имущества с указанием его начальной продажной цены – 7 000 руб. было размещено 01.09.2022, т.е. до вступления нормативно-правового акта - решения окружного Совета депутатов №72 от 28.06.2022, изменившего цену лота, указанного в Прогнозном плане приватизации под №10, до 7 000 руб., в законную силу 07.04.2023 (дата публикации решения в официальном печатном издании органов местного самоуправления Озерского муниципального округа - Озерской общественно-политической газете «Знамя труда» №13 (1246)).
Приведенные нарушения норм материального права свидетельствуют о ненадлежащем информационном сообщении о продаже муниципального имущества, в том числе в части условий приватизации муниципального имущества – его цены.
Целью проведения публичных торгов по продаже недвижимости является получение наиболее высокой цены за нее. Следовательно, извещение о предстоящих торгах направлено на привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц в целях выявления среди них наилучшего предложения об условиях продажи (наиболее высокой цены).
Несоблюдение порядка размещения информационного сообщения о продаже спорного муниципального имущества, применения нормативно-правового акта (решение окружного Совета депутатов №72 от 28.06.2022) до его вступления в законную силу ограничивает доступность соответствующей информации для неопределенного круга лиц, влияет на количественный состав участников торгов и, в конечном счете, на стоимость продаваемой недвижимости.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что нарушение установленных законом правил размещения информации о торгах – об условиях приватизации муниципального имущества, являющегося юридически значимым обстоятельством, является основанием для признания недействительным заключенного по итогам такого аукциона договора купли-продажи спорного муниципального имущества.
При таком положении нарушение порядка проведения продажи муниципального имущества влечет за собой призвание сделки, заключённой по результатам продажи такого имущества, недействительной, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в части признания недействительным договора купли-продажи муниципального имущества от ....... № – нежилого здания площадью ......., заключенного между администрацией муниципального образования «Озерский муниципальный округ Калининградской области» и Максимовым Б.В., и применении последствий недействительности сделки путем возврата каждой из сторон всего полученного по сделке.
При этом, поскольку требование о принятии ответчиками мер к приведению спорного нежилого здания в техническое состояние до его реализации не охватывается последствиями недействительности сделки, в удовлетворении данной части исковых требований надлежит отказать.
Учитывая объем и характер подлежащих выполнению сторонами действий по возвращению каждой из сторон всего полученного по сделке, суд определяет срок исполнения данной обязанности в 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, который является разумным сроком для выполнения возложенной судом обязанности.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Озерского района Калининградской области в интересах муниципального образования «Озерский муниципальный округ Калининградской области» удовлетворить частично.
Признать недействительным договор купли-продажи муниципального имущества от ....... № – нежилого здания площадью ......., расположенного по адресу: ......., Лит.Ж, заключенный между администрацией муниципального образования «Озерский муниципальный округ Калининградской области» и Максимовым Борисом Владимировичем.
Применить последствия недействительности сделки путем возврата каждой из сторон всего полученного по сделке.
На Максимова Бориса Владимировича, родившегося ДД.ДД.ДД в ......., <данные изъяты> возложить обязанность в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу по передаче администрации муниципального образования «Озерский муниципальный округ Калининградской области» недвижимого имущества - нежилого здания площадью ......., расположенного по адресу......., в соответствии с договором купли-продажи от ....... №
На администрацию муниципального образования «Озерский муниципальный округ Калининградской области», ИНН/ОГРН 3921001500/1023902149523, в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу возложить обязанность по передаче Максимову Борису Владимировичу денежных средств в размере 119 000 (сто девятнадцать тысяч) рублей в соответствии с договором купли-продажи от ....... №
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Озерский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 16 ноября 2023 года.
Судья: