Дело № 2-1703/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 июля 2019 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Морева Е.А.,
при секретаре Бебешко П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ширченко Ирины Николаевны к ФКУ «Военный комиссариат Костромской области» о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца,
установил:
Ширченко И.Н. обратилась в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Костромской области» о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца, требования обосновала тем, что ее муж командир 876 Базы ремонта и хранения техники Ширченко М.Б., в период исполнения служебных обязанностей 05.08.1995 года получил травмы. 05.12.1995 года находясь в 1586 Военном клиническом госпитале Министерства обороны РФ (<адрес>) в результате полученных травм ФИО4 скончался. По факту смерти ФИО2 уголовное дело не возбуждалось, ей было выплачено страховое возмещение. 17.02.2017 года истцу назначена пенсия по потере кормильца в порядке, предусмотренном ст.29 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», в размере, предусмотренном п. «б» ст. 36 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1, как члену семьи лица, указанному в статье 1 настоящего Закона, умершего вследствие причин, перечисленных в пункте «б» статьи 21 настоящего Закона, в размере 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона. С целью получения пенсии в объеме, предусмотренном п. «а» ст. 36 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1, т.е. в размере 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца истец обратилась в ФГКУ «Главный центр военно-врачебной экспертизы» с просьбой о выявлении и аргументировании факта отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), которая компетентным органом не установлена. Решением Свердловского районного суда г.Костромы от 23.05.2018 года со ссылкой на решение начальника 876 Базы ремонта и хранения техники был установлен факт смерти подполковника ФИО2 при исполнении служебных обязанностей. На основании изложенного, истец просит признать право на получение пенсионного обеспечения в размере 50% соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного ст.43 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 и обязать ФКУ «Военный комиссариат Костромской области» произвести перерасчет пенсионного обеспечения и выплатить разницу с даты назначения пенсии, т.е. с 17.02.2017 года, с последующей выплатой в установленном размере.
В судебном заседании Ширченко И.Н., ее представитель Шкаликов С.Д. исковые требования поддержали по изложенным в заявлении доводам.
Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Костромской области» по доверенности Лукаш И.В. против удовлетворения исковых требований возражал, представил письменный отзыв, в котором указал, что с 17.02.2017 года истцу назначена и выплачивается по настоящее время пенсия по случаю потери кормильца в размере 40% сумм денежного довольствия кормильца. Согласно п. «б» статьи 21 Закона № 4468-1, п.п. «г» п.3 Положения о Военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 года №565, на военно-врачебную комиссию возлагается определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих. ФКУ «Военный комиссариат Костромской области» не наделен полномочиями по данным вопросам. ВВК определяют лишь причинную связь увечий, ранений, контузий, заболеваний, приведших к смерти (гибели) военнослужащих с военной службой, а не устанавливает факт смерти военнослужащих при исполнении служебных обязанностей. Из заключения ВВК от 22.03.2018 года следует, что увечье подполковника ФИО2 приведшее к смерти 05.08.1995 года, является «заболеванием, полученным в период военной службы». У ВВК не имелось возможности вынести заключение о причинной связи увечья, приведших к смерти мужа истца в формулировке «военная травма», без документов отражающих обстоятельства его гибели. Решением Свердловского районного суда г. Костромы (дело №2а-1624\2018) исковые требования об установлении факта смерти при исполнении должностных обязанностей оставлены без удовлетворения. Таким образом, основания для установления истцу пенсии в размере 50% сумм денежного довольствия кормильца, отсутствуют.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Ширченко М.Б. проходил действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ в звании подполковника с 19.07.1981 года по 05.12.1995 года. Последнее место службы и занимаемая должность – начальник 876 Базы ремонта и хранения техники.
Из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от <дата>, вынесенного сотрудником ОГАИ Мантуровского РОВД следует, что <дата> около 21 часа 00 минут ФИО2 управляя автомобилем Москвич-2141 двигаясь от д.Знаменка в сторону трассы Кострома – В. Спасское не справился с управлением и допустил опрокидывание автомобиля, вследствие чего получил травмы.
<дата> ФИО2 находясь на лечении ФГКУ «1586 ВКГ» МО РФ скончался, что подтверждается свидетельством о смерти от <дата> I-МЮ №, выданным Хамовническим отделом ЗАГС <адрес>.
Приказом командира 63 дорожно-строительного корпуса № от <дата> подполковник ФИО2 умерший в военном госпитале <адрес> <дата> исключен из списков личного состава базы и всех видов вооружения.
Приказом командира 63 дорожно-строительного корпуса № от <дата> подполковник ФИО2 также исключен из списков офицерского состава Вооруженных сил в связи со смертью.
Вышеуказанные приказы содержат вывод о том, что смерть ФИО2 связана с исполнением обязанностей военной службы.
На момент смерти ФИО2 состоял в зарегистрированном браке с Ширченко И.Н. (добрачная фамилия № что подтверждается свидетельством о заключении брака Ц-ВН № от <дата>.
Решением Свердловского районного суда г.Костромы от 16.02.2017 года по гражданскому делу №2-506/2017 установлен факт совместного проживания Ширченко Ирины Николаевны с ее мужем ФИО2 и нахождение Ширченко Ирины Николаевны на иждивении ее мужа ФИО2, умершего <дата>.
С <дата> ФИО1 установлена и выплачивается пенсия по случаю потери кормильца по основаниям, предусмотренным п. «б» ст. 21, п. «б» ст. 36 Закона РФ от <дата> №, в размере 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца.
С целью установления связи, полученного супругом увечья с исполнением обязанности военной службы, истец обратилась в филиал № 1 ФГКУ «Главный центр военно-врачебной экспертизы» Министерства обороны Российской Федерации.
В заключении военно-врачебной комиссии филиала № 1 ФГКУ «Главный центр военно-врачебной экспертизы» Министерства обороны Российской Федерации от 22.03.2018 года № сделан вывод о том, что увечье подполковника ФИО2: «тупая травма позвоночника с переломо-вывихом 6-7 шейных позвонков, ушибом спинного мозга с нарушением его проводимости», приведшее к смерти <дата>, получено в период военной службы.
15 июня 2018 года истец обратилась в ФКУ «Костромской областной военный комиссариат» с заявлением, в котором просила назначить ей пенсию по случаю потери кормильца в размере 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона.
Ответчик в удовлетворении данного заявления истцу отказал, ссылаясь на заключение военно-врачебной комиссии, которым установлено, что увечье, полученное ФИО2, приведшее к его смерти является заболеванием, полученным в период военной службы, что следует из письма ФКУ «Костромской областной военный комиссариат» от 11.07.2018 г.
Данные обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспаривались.
Не согласившись с данным решением, истец полагала, что имеются основания для назначения ей пенсии по случаю потери кормильца в размере, предусмотренном п. «а» ст. 36 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1, т.е. исходя из 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца.
При этом в обоснование указанных требований истец полагает достаточным наличие установленного в вышеуказанных приказах факта смерти супруга при исполнении им служебных обязанностей.
Между тем с данными доводами согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства в указанной сфере.
Пенсионное обеспечение военнослужащих производится на основании Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон), которым установлен порядок назначения, выплаты и перерасчета пенсий, назначаемых, в том числе лицам, проходившим военную службу, закреплены правила оценки пенсионных прав данных лиц, предусмотрено право выбора ими вида пенсии (за выслугу лет, по инвалидности), определены условия пересмотра пенсий.
Согласно ч. 2 ст. 7 Закона РФ № 4468-1 супруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, погибших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).
Условия, определяющие право на пенсию по случаю потери кормильца определены в ст. 28 Закона, согласно которой пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.
В соответствии со ст. 29 Закона право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении.
Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие причин, указанных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона; супругу, одному из родителей или другому члену семьи, указанным в пункте "в" настоящей статьи.
Нетрудоспособными членами семьи считаются, в том числе супруг, если он достиг возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо является инвалидом.
Закон также представляет право членам семьи военнослужащего умершего кормильца на пенсию на льготных условиях.
Так, супруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), а занятые из них уходом за ребенком умершего, не достигшим 8-летнего возраста, имеют право на указанную пенсию независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет, в том числе независимо от того, проходят они военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации или нет (ч.1 ст.30 Закона).
От основания назначения пенсии зависит ее размер, что прямо следует из положений ст.36 Закона, которая устанавливает такие критерии. В частности, членам семьи военнослужащего, умершего вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона, пенсия по случаю потери кормильца назначается в размере 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца. Тогда как размер пенсии члена семьи военнослужащего, умершего вследствие причин, перечисленных в пункте «б» статьи 21 настоящего Закона определен только в размере 40 процентов денежного довольствия кормильца.
Пунктом «а» ст. 21 Закона № 4468-1 к числу причин смерти военнослужащих (перечень которых содержится в ст. 1 Закона), дающих супруге право на получение пенсии по случаю потери кормильца, отнесены ранение, контузия, увечье или заболевание, полученные при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), которые квалифицируются как "военная травма".
Пункт «б» статьи 21 Закона в свою очередь относит к причинам смерти, дающим право на назначение пенсии по потери кормильца, увечье, полученное в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевание, не связанное с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Данные причины определены как заболевание, полученное в период военной службы (службы).
Исходя из анализа законоположений п. «а» ст. 21 Закона № 4468-1 следует, что военной травмой признается ранение, контузия, увечье или заболевание, полученные военнослужащим при исполнении обязанностей военной службы.
В п. 1 ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определен перечень случаев, когда военнослужащий признается исполняющим обязанности военной службы.
Так, в соответствии с п.п. «б», «з» и «и» п. 1 ст. 37 указанного закона военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случаях: исполнения должностных обязанностей; нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно.
Из приведенных положений действующего законодательства следует, что для получения супругой умершего (погибшего) военнослужащего пенсии по случаю потери кормильца по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 30 Закона № 4468-1, требуется совокупность юридически значимых обстоятельств, в число которых входит обязательное условие об установлении причины смерти военнослужащего вследствие военной травмы.
Определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих на время возникновения спорных правоотношений (обращения истца за назначением пенсии в Военный комиссариат) и составления заключения производится военно-врачебными комиссиями.
Так, ст.21 Закона предусматривает, что обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) лежит на военно-врачебных комиссиях, заключения которых могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с требованиями ст.61 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и п.3 «г» «Положения о военно-врачебной экспертизе», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 года № 565, на военно-врачебные комиссии возлагается: определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу (приравненную службу), граждан, проходивших военные сборы, прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации (далее - органы и организации прокуратуры), граждан, уволенных из органов и организаций прокуратуры, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - прокурорские работники), а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, прокурорских работников, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 94 Положения о военно-врачебной комиссии, предусмотрены основания вынесения военно-врачебной комиссией заключения о причинной связи увечий, заболеваний формулировками «военная травма» (к которым относится в частности увечье, полученное освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)) и «заболевание получено в период военной службы». Последене заключение выносится в том числе в случае: если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (приравненной службы); если увечье, заболевание получено освидетельствуемым в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей); если увечье, заболевание получено в период прохождения военной службы (приравненной службы), службы в органах и организациях прокуратуры, военных сборов, но на момент освидетельствования документы об обстоятельствах получения увечья, заболевания отсутствуют.
Таким образом, заключение военно-врачебной комиссии с формулировками «военная травма» и «заболевание получено в период военной службы» означает различную причинную связь полученных военнослужащими увечий, заболеваний.
Как указывалось ранее военно-врачебная комиссия пришла к выводу, что увечье подполковника ФИО2: «тупая травма позвоночника с переломо-вывихом 6-7 шейных позвонков, ушибом спинного мозга с нарушением его проводимости», приведшее к его смерти <дата>, получено в период военной службы (заключение № от <дата>).
Доказательств тому, что смерть ФИО2 наступила вследствие военной травмы в материалы дела не представлено, заключение военно-врачебной комиссии отменено либо изменено не было.
Истцом в судебном порядке было оспорено вышеуказанное заключение военно-врачебной комиссии. Однако вступившим в законную силу решением Свердловского районного суда г.Костромы от 23 мая 2018 года в удовлетворении исковых требований Ширченко И.Н. к филиалу № 1 ФГКУ «Главный центр военно-врачебной экспертизы» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности принять решение об установлении факта смерти при исполнении должностных обязанностей оставлено без удовлетворения.
При указанных обстоятельствах, с учетом того, что военно-врачебная комиссия Минобороны России вынесла заключение о причинной связи заболевания ФИО2, повлекшего его смерть, с формулировкой «заболевание получено в период военной службы», его супруге не может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца, на основании ч. 1 ст. 30 Закона № 4468-1 в льготном исчислении, поскольку причина его смерти не связана с военной травмой, как это предусмотрено пунктом "а" статьи 21 Закона № 4468-1.
То обстоятельство, что смерть Ширченко М.Б. наступила при исполнении обязанностей военной службы (во время нахождения на стационарном лечении) правового значения не имеет, поскольку вышеназванные положения Закона № 4468-1 связывают наступление права на получение пенсии по потере кормильца с иными обстоятельствами, установленными п. «а» ст. 21 Закона (наступление смерти вследствие «военной травмы»).
Иные законодательные акты, предоставляющие право на получение мер социальной поддержки членам семей военнослужащих, предусматривают такое основание как смерть военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы для получения льгот.
Так, ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ предусматривает предоставление ежемесячной денежной компенсации указанной категории граждан не только в случае смерти, наступившей вследствие военной травмы, но и в случае гибели (смерти) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы.
Однако вышеуказанный закон такого основания для назначения пенсии в льготном исчислении, как гибель военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, не предусматривает.
При этом доказательств, свидетельствующих о том, что дорожно-транспортное происшествие и как его следствие получение супругом истца травмы произошло именно в момент исполнения супругом истца обязанностей военной службы суду не представлено.
Само по себе указание в приказах командира войсковой части на то, что «смерть ФИО2 связана с исполнением обязанностей военной службы» не является достаточным основанием для назначения истцу пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере, поскольку такое указание не свидетельствует о том, что заболевание, приведшее к смерти ФИО2, было получено им по причинам, которые предусмотрены пунктом «а» статьи 21 Закона № 4468-1, при исполнении обязанности военной службы, так как единственным тому доказательством является лишь соответствующее заключение военно-врачебной комиссии.
Кроме того, данная формулировка в приказах не содержит каких-либо данных свидетельствующих о получении травмы именно при исполнении обязанностей военной службы и наступлении смерти именно в связи с данной травмой.
Исходя из вышеизложенных положений действующего законодательства и обстоятельств дела (в том числе заключения военно-врачебной комиссии) следует полагать установленным, что подполковник ФИО2 умер вследствие общего заболевания, полученного в период военной службы.
При таких обстоятельствах оснований для назначения Ширченко И.Н. пенсии по случаю потери кормильца на основании п. «а» ст.21, п. «а» ст.36 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1, в размере 50% соответствующих сумм денежного довольствия кормильца у ответчика, не имелось.
Таким образом, исковые требования Ширченко И.Н. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ширченко Ирины Николаевны к ФКУ «Военный комиссариат Костромской области» о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.
Судья Е.А. Морев