УИД: 22RS0050-01-2024-000078-91
Дело № 2-58/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«12» апреля 2024 года с. Табуны
Табунский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего и.о. судьи
Табунского районного суда Шевченко В.И.,
при секретаре судебного заседания Шаранюк Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Табунского района Алтайского края Ветровой Натальи Петровны к Исаеву Замиру Тагирмановичу, МТУ Росимущества в Алтайском крае и республике Алтай о признании нереализованного имущества собственностью Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
начальника отделения – старший судебный пристав ОСП <адрес> ФИО1 обратилась в суд с иском к ФИО3, МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес> о признании нереализованного имущества собственностью Российской Федерации.
Исковые требования обоснованы следующим.
05.10.2022 возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника ФИО3 на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ. Предмет исполнения – денежная сумма, полученная в качестве гранта в размере 3000000 рублей в пользу взыскателя Министерства сельского хозяйства <адрес>. Постановлением судебного пристава-исполнителя № от ДД.ММ.ГГГГ взыскан исполнительский сбор на сумму 210000 рублей. С целью установления имущественного положения должника судебным приставом-исполнителем направлены запросы в учетно-регистрационные органы. ФИО2 поступивших ответов, за должником зарегистрировано недвижимое имущество:
1. земельный участок площадью 4834 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, кадастровый №
2. земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, кадастровый №
3. нежилое здание площадью 124,90 кв.м., расположенное по адресу <адрес>, кадастровый №.
В рамках исполнительного производства №-ИП ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о наложении ареста, составлен акт описи и ареста на вышеуказанное имущество от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением о принятии результатов оценки № от ДД.ММ.ГГГГ стоимость арестованного имущества составляет 1572700 рублей 00 коп.
ДД.ММ.ГГГГ исх. № ОСП <адрес> направлена заявка на торги вышеуказанного арестованного имущества.
ДД.ММ.ГГГГ получено уведомление о нереализации имущества на торгах.
Постановлением судебного пристава-исполнителя № от ДД.ММ.ГГГГ снижена цена имущества, переданного на реализацию на 15%, по итогам которого стоимость арестованного имущества составляет 1336795 руб.
ДД.ММ.ГГГГ в ОСП <адрес> поступило уведомление о нереализации имущества на вторичных торгах. Судебным приставом-исполнителем направлено взыскателю — Министерство сельского хозяйства <адрес> предложение оставить нереализованное имущество за собой. Ответ от взыскателя не поступил.
На основании ч.12 ст.87 Федерального закона № 229-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об исполнительном производстве», стоимость нереализованного имущества ( 1. земельный участок площадью 4834 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, кадастровый №; 2. земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, кадастровый №; 3. нежилое здание площадью 124,90 кв.м., расположенное по адресу <адрес>, кадастровый №), подлежащего передаче взыскателю в счет погашения задолженности составляет 1179525 руб. (Основная сумма арестованного имущества по результатам оценки 1572700 рублей 00 коп. -25%).
В связи с изложенным, право собственности ФИО3 на спорное имущество 1. земельный участок площадью 4834 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, кадастровый №; 2. земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, кадастровый №; 3. нежилое здание площадью 124,90 кв.м., расположенное по адресу <адрес>, кадастровый №, на которое обращено взыскание, подлежит прекращению с одновременным признанием права собственности за Российской Федерацией. В противном случае будут нарушены интересы РФ на удовлетворение требований за счет нереализованного имущества должника. ФИО2 действующего законодательства признание права собственности за Российской Федерацией на спорное имущество возможно только по решению суда. Стоимость нереализованного недвижимого имущества составляет 1179525 руб.
Просит прекратить право собственности ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (ИНН 227601017031) на арестованное и нереализованное недвижимое имущество: земельный участок площадью 4834 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, кадастровый №; земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, кадастровый №; нежилое здание площадью 124,90 кв.м., расположенное по адресу <адрес>, кадастровый №;
признать право собственности Российской Федерации на недвижимое имущество: земельный участок площадью 4834 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, кадастровый №; земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, кадастровый №; нежилое здание площадью 124,90 кв.м., расположенное по адресу <адрес>, кадастровый №;
обязать МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес> принять имущество: земельный участок площадью 4834 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, кадастровый №; земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, кадастровый №; нежилое здание площадью 124,90 кв.м., расположенное по адресу <адрес>, кадастровый №; собственником которого является Российская Федерация.
Представитель истца старший судебный пристав ОСП <адрес> ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просила дело рассмотреть без участия представителя.
Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика МГУ Росимущество в <адрес> и <адрес> в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель третьего лица Министерства сельского хозяйства <адрес> в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просили дело рассмотреть без участия их представителя, оставили разрешение спора на усмотрение суда.
Из материалов дела следует, что на исполнении в ОСП <адрес> находится исполнительное производство №-ИП, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника ФИО3 на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ. Предмет исполнения – денежная сумма, полученная в качестве гранта в размере 3000000 рублей в пользу взыскателя Министерства сельского хозяйства <адрес>. Постановлением судебного пристава-исполнителя № от ДД.ММ.ГГГГ взыскан исполнительский сбор на сумму 210000 рублей.
С целью установления имущественного положения должника судебным приставом-исполнителем направлены запросы в учетно-регистрационные органы. ФИО2 поступивших ответов, за должником зарегистрировано недвижимое имущество:
1. земельный участок площадью 4834 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, кадастровый №
2. земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, кадастровый №
3. нежилое здание площадью 124,90 кв.м., расположенное по адресу <адрес>, кадастровый №.
В рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес> вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о наложении ареста, составлен акт описи и ареста на вышеуказанное имущество – земельный участок площадью 4834 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, кадастровый №; земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, кадастровый №; нежилое здание площадью 124,90 кв.м., расположенное по адресу <адрес>, кадастровый №.
Постановлением о принятии результатов оценки № от ДД.ММ.ГГГГ стоимость арестованного имущества составляет 1572700 рублей 00 копеек.
ДД.ММ.ГГГГ исх.№ ОСП <адрес> направлена заявка на торги вышеуказанного арестованного имущества.
ДД.ММ.ГГГГ получено уведомление о нереализации имущества на торгах.
Постановлением судебного пристава-исполнителя № от ДД.ММ.ГГГГ снижена цена имущества, переданного на реализацию на 15%, по итогам которой стоимость арестованного имущества составляет 1336795 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ в ОСП <адрес> поступило уведомление о нереализации имущества на вторичных торгах.
На основании ч. 11 ст. 87 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем направлено взыскателю – Министерство сельского хозяйства <адрес> предложение оставить нереализованное имущество за собой. Ответ от взыскателя не поступил.
На основании ч.12 ст.87 Федерального закона № 229-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об исполнительном производстве», стоимость нереализованного имущества ( 1. земельный участок площадью 4834 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, кадастровый №; 2. земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, кадастровый №; 3. нежилое здание площадью 124,90 кв.м., расположенное по адресу <адрес>, кадастровый №), подлежащего передаче взыскателю в счет погашения задолженности составляет 1179525 руб. (Основная сумма арестованного имущества по результатам оценки 1572700 рублей 00 коп. -25%).
Полномочия администратора закреплены за ФССП России положениями ст. 160.1 БК РФ, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
Реализуя функции администратора соответствующих доходов федерального бюджета, ФССП России и ее территориальные органы, кроме прочего, в исполнительном производстве выступают в качестве взыскателей.
Основными (в части доли суммы в общей структуре платежей) платежами, администрируемыми ФССП России, являются исполнительский сбор, расходы по совершению исполнительных действий, финансируемые из бюджета, административные штрафы по статьям КоАП РФ, подведомственным должностным лицам ФССП России, а также штрафы, назначенные за совершенные преступления, уголовные дела по которым возбуждались органами дознания ФССП России.
Возможность участия двух (и более) федеральных государственных органов на стороне взыскателя допустимо с точки зрения имеющейся нормативной базы. Федеральные органы исполнительной власти выступают в правоотношениях по поводу принудительного исполнения исполнительных документов не сами по себе, а в качестве органов одного-единственного субъекта-взыскателя – Российской Федерации.
Основными (в части доли суммы в общей структуре платежей) платежами, администрируемыми ФССП России, являются исполнительский сбор, расходы по совершению исполнительных действий, финансируемые из бюджета, административные штрафы по статьям КоАП РФ, подведомственным должностным лицам ФССП России, а также штрафы, назначенные за совершенные преступления, уголовные дела по которым возбуждались органами дознания ФССП России.
Основной задачей по исполнительным производствам является фактическое взыскание суммы задолженности. Однако государственный орган не имеет возможности принять в счет погашения задолженности имущество, поскольку в настоящее время отсутствует нормативный правовой акт, определяющий порядок его принятия.
Законодательством не определена процедура принятия государственными органами нереализованного имущества по исполнительным производствам, по которым они являются взыскателем, не установлены критерии, при которых они должны принимать и при которых они могут отказаться от принятия нереализованного имущества, не предусмотрен порядок выплаты разницы между стоимостью принимаемого имущества, когда его стоимость выше суммы долга по исполнительному производству, и т.д. Также не определен порядок принятия указанного имущества в федеральную собственность для последующей реализации.
Отсутствие в настоящее время в действующем законодательстве правового механизма принятия администраторами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в лице соответствующих органов государственной власти (государственных органов) нереализованного в принудительном порядке в рамках исполнительного производства как движимого, так и недвижимого имущества, не свидетельствует о невозможности в судебном порядке обратить взыскание на такое имущество и передать его в собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации либо муниципальных образований, путем прекращения права собственности у должника по исполнительному производству и признания права собственности за взыскателем в лице соответствующих публично-правовых образований, интересы которых защищает государственный орган в силу предоставленных ему законодательством полномочий.
Учитывая, что в исполнительном производстве государственные органы действуют не сами по себе, а от имени Российской Федерации, с точки зрения субъектного состава участников исполнительного производства, определенного в ч. 1 ст. 1 ст. 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», непосредственным взыскателем будет выступать Российская Федерация.
Ситуация, когда отсутствие правового регулирования, предусматривающего порядок принятия ФССП России и ее территориальными органами, а равно и другими государственными органами нереализованного имущества по исполнительным производствам, по которым они являются взыскателями, фактически приводит к прощению долга, что является недопустимым.
Действующее бюджетное законодательство не предусматривает осуществление операций по учету в составе доходов бюджетной системы Российской Федерации имущества в натуре, поскольку в силу ст. 6 БК РФ доходами бюджета являются поступающие в бюджет денежные средства, в связи с чем взыскатель-государственный орган лишен возможности принять такое имущество.
ФИО2 РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
ФИО2 п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг, функции по обособленному учету имущества, созданного и (или) приобретенного в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства, находящегося на территории Российской Федерации, права на которое переданы после их завершения государственным заказчикам - координаторам, государственным заказчикам либо исполнителям таких программ, подпрограмм, проектов и мероприятий от Российской Федерации, и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
В силу Положения, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности: приобретает в установленном порядке имущество в федеральную собственность, осуществляет передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность (п. 5.13); принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации (п. 5.35); выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, и сделок с ним, а также права собственности Российской Федерации на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами (п.5.40).
ФИО2 Положению о межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес>, утвержденному приказом Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ №, территориальный орган принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество (п.4.1.4); осуществляет действия по приобретению в установленном порядке имущества в федеральную собственность и передаче имущества находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность (п. ДД.ММ.ГГГГ), выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, в том числе составляющее государственную казну Российской Федерации на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами; выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации; права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, в том числе составляющее государственную казну Российской Федерации, и сделок с ним; права собственности Российской Федерации на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами (п. ДД.ММ.ГГГГ).
ФИО2 п.5 ч.2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступившее в законную силу решение суда является достаточным основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав).
В соответствии с ч.5 ст. 15 Закона о государственной регистрации, в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Решение суда об обращении в собственность государства имущества является основанием для принятия этого имущества Территориальным органом в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства».
Порядок передачи урегулирован также Соглашением о порядке и условиях взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом при приеме-передаче имущества, обращенного в собственность государства от ДД.ММ.ГГГГ №. Указанным нормативным правовым актам Территориальный орган является уполномоченным органом по принятию обращенного в собственность государства имущества.
Таким образом, суд полагает, что именно вступившее в законную силу решение суда по данному делу будет являться основанием для обращения в Управление Росреестра по <адрес> для государственной регистрации территориальным органом Росимущества права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, нежилое здание.
При таких обстоятельствах, учитывая, что арестованное имущество не реализовано, а механизм (порядок) принятия нереализованного имущества администраторами бюджетов не регламентирован, суд приходит к выводу об удовлетворении искового заявления и прекращении права собственности ФИО3 на арестованное и нереализованное недвижимое имущество: земельный участок площадью 4834 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, кадастровый №; земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, кадастровый №; нежилое здание площадью 124,90 кв.м., расположенное по адресу <адрес>, кадастровый № и обращении указанного имущества в счет погашения задолженности по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника ФИО3
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП <адрес> ФИО1 к ФИО3, МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес> о признании нереализованного имущества собственностью Российской Федерации, удовлетворить.
Прекратить право собственности ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (ИНН 227601017031) на арестованное и нереализованное недвижимое имущество: земельный участок площадью 4834 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, кадастровый №; земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, кадастровый №; нежилое здание площадью 124,90 кв.м., расположенное по адресу <адрес>, кадастровый №.
Признать право собственности Российской Федерации на недвижимое имущество: земельный участок площадью 4834 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, кадастровый №; земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, кадастровый №; нежилое здание площадью 124,90 кв.м., расположенное по адресу <адрес>, кадастровый №.
Обязать МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес> принять имущество: земельный участок площадью 4834 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, кадастровый №; земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, кадастровый №; нежилое здание площадью 124,90 кв.м., расположенное по адресу <адрес>, кадастровый №; собственником которого является Российская Федерация.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Табунский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня его вынесения.
.
Председательствующий подпись В.И. Шевченко
Копия верна
И.о. судьи Табунского районного суда
Алтайского края В.И. Шевченко
Секретарь с/з Е.И. Шаранюк
Решение вступило в законную силу:________________
УИД: 22RS0050-01-2024-000078-91
Подлинник подшит в деле №2-58/2024
Табунского районного суда Алтайского края