Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2068/2021 ~ М-1834/2021 от 14.10.2021

Дело № 2-2068/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23.11.2021 г.

Сальский городской суд Ростовской области

в составе:

Председательствующего судьи Федяковой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Цирковой Ю.А.,

с участием представителя истца по доверенности Белик В.А., ответчика Власенко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Ростовской области «Центр занятости населения <адрес>» к Власенко Е.В. о взыскании денежных средств

УСТАНОВИЛ:

Государственное казенное учреждение <адрес> «Центр занятости населения <адрес>» обратилось в суд с иском к Власенко Е.В. о взыскании денежных средств, указывая на то, что 25.05.2020 г. Власенко Е.В. было подано заявление ГКУ <адрес> «Центр занятости населения <адрес>» о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в электронной форме путем регистрации через личный кабинет информационно-аналитической системы «Общероссийская база вакансий «Работа в России».

В ходе регистрации ему были разъяснены условия и порядок признания гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице, указано, что выплаты осуществляются безработной категории граждан, разъяснена ответственность за нарушение данных правил при регистрации.

Власенко Е.В. согласился с данными условиями, продолжив после ознакомления с ними и приняв регистрацию.

На основании сведений предоставленных Власенко Е.В. и подтверждения их достоверности приказом от 28.05.2020 г. был признан безработным с 25.05.2020 г.

В соответствии с п.1 ст. 30 и ч.1 ст. 33 ФЗ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Постановления правительства от 10.06.2020 , от 27.03.2020 Власенко Е.В. была назначена выплата пособия по безработице в размере 12130 рублей в период с 25.05.2020 по 31.05.2020; 18130 в период с 0106.2020 по 30.09.2020; 12130 в период с 01.10.2020 по 24.11.2020.

Согласно данным лицевого счета Власенко Е.В. в ГКУ РО «Центр занятости населения <адрес>» за период с 25.05.2020 по 09.10.2020 было выплачено пособие в размере 78 780,64 рублей.

При проведении проверки 09.11.2020 г. персональных данных Власенко Е.В. выяснилось, что он с 25.04.2018 г. зарегистрирован в качестве ИП, о чем им не было заявлено в ГКУ РО «Центр занятости <адрес>». В соответствии со ст.2 ФЗ РФ «О занятости населения в РФ» Власенко Е.В. на 25.05.2020 г. считался занятым гражданином, т.е. не имел право быть признан безработным и получать пособия по безработице.

На основании данных ЕГРИП, Пенсионного фонда РФ и в соответствии со ст. 35 ФЗ РФ «О занятости населения в РФ» приказом от дата Власенко Е.В. был снят с регистрационного учета, приказом от 26.11.2020 Власенко Е.В. с 25.05.2020 по 24.11.2020 был исключен из начисления пособия по безработице.

Власенко Е.В. незаконно с 25.05.2020 было получено пособие по безработице путем перечисления с расчетного счета ГКУ РО «Центр занятости населения горда Сальска» на принадлежащую ему банковскую карту Юго- Западный банк ПАО Сбербанк, чем причинен материальный ущерб ГКУ РО «Центр занятости населения <адрес>» в размере 78 7880,64 рублей.

Отделом трудоустройства ГКУ РО «Центр занятости населения горда Сальска» 26.11.2020 г. Власенко Е.В. в личный кабинет безработного на портале «Работа в России» было направлено уведомление о добровольном возврате денежных средств полученных обманным путем, 05.03.2021 г. почтовым отправлением Власенко Е.В. была направлена досудебная претензия, однако до настоящего время денежные средства в бюджет добровольно не возвращены.

Руководствуясь ст. 1102 ГК РФ, просит взыскать с Власенко Е.В. в пользу Государственного казенного учреждения <адрес> «Центр занятости населения <адрес>» денежные средства в размере 78 780 рублей.

Представитель истца по доверенности Белик В.А. в судебном заседании требования поддержал. просил удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик Власенко Е.В. в судебном заседании с требованиями истца не согласился, просил в иске отказать, при этом суду пояснил, что им при подаче заявления они не указал ИП, поставил галочку в заявлении как работник, деятельность не осуществлял, доходов не имел.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает, иск подлежит удовлетворению.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 6, пункту 1 статьи 1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» законодательство о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Занятыми, среди прочих, считаются лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей (абзац третий статьи 2 указанного Закона РФ).

Как определено пунктом 1 статьи 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с Правилами регистрации безработных граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 г. , постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении соответствующих документов.

В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Правительство Российской Федерации Постановлением от 08 апреля 2020 г. утвердило Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

В соответствии с Временными правилами организован дистанционный режим работы государственных учреждений службы занятости населения.

Как следует из Временных правил, для постановки на регистрационный учет в целях получения государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и в качестве безработного гражданин направляет в центр занятости заявление в электронной форме через информационно-аналитическую систему Общероссийская база вакансий «Работа в России» https://tradzan.tverreg.ru/ либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" https://www. gosuslugi.ru/ по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Личное посещение гражданином центра занятости не требуется.

При этом документы, предусмотренные абзацем первым пункта 2 статьи 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации», в центр занятости заявителями не предоставляются. Сведения, содержащиеся в указанных документах, центр занятости получает в электронном виде в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием «Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)», а также портала «Работа в России».

Постановка гражданина на регистрационный учет осуществляется центром занятости на основе сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, сведений, полученных в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также сведений, содержащихся в дополнительных документах, представленных гражданином

В соответствии со ст. ст. 3, 35 Закона РФ от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Безработными не могут быть признаны граждане: представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 25.05.2020 г. Власенко Е.В. было подано заявление ГКУ <адрес> «Центр занятости населения <адрес>» о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в электронной форме путем регистрации через личный кабинет информационно-аналитической системы «Общероссийская база вакансий «Работа в России».

В указанном заявлении он сообщил, что в настоящее время работы и заработка (дохода) не имеет, как предприниматель или учредитель (участник) организации не зарегистрирован, предпринимательской деятельностью не занимается, по гражданско-правовым договорам не работает, самостоятельно себя работой не обеспечивает, категории занятых граждан, указанных в статье 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не относится, своей подписью подтвердил достоверность сведений, представленных им для регистрации.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» несет полную ответственность за попытку получения либо получение пособия по безработице обманным путем.

На основании сведений предоставленных Власенко Е.В. и подтверждения их достоверности приказом от 28.05.2020 г. был признан безработным с 25.05.2020 г.

В соответствии с п.1 ст. 30 и ч.1 ст. 33 ФЗ от 19.04.1991 «О занятости населения в Российской Федерации», Постановления правительства от 10.06.2020 , от 27.03.2020 Власенко Е.В. была назначена выплата пособия по безработице в размере 12130 рублей в период с 25.05.2020 по 31.05.2020; 18130 в период с 0106.2020 по 30.09.2020; 12130 в период с 01.10.2020 по 24.11.2020.

При проведении проверки 09.11.2020 г. персональных данных Власенко Е.В. выяснилось, что он с 25.04.2018 г. зарегистрирован в качестве ИП, о чем им не было заявлено в ГКУ РО «Центр занятости <адрес>», на 25.05.2020 г. считался занятым гражданином, не имел право быть признан безработным и получать пособия по безработице.

На основании данных ЕГРИП, Пенсионного фонда РФ и в соответствии со ст. 35 ФЗ РФ «О занятости населения в РФ» приказом от 26.11.2020 г. Власенко Е.В. был снят с регистрационного учета, приказом от 26.11.2020 Власенко Е.В. с 25.05.2020 по 24.11.2020 был исключен из начисления пособия по безработице.

Власенко Е.В. в ГКУ РО «Центр занятости населения <адрес>» за период с 25.05.2020 по 09.10.2020 было выплачено пособие в размере 78 780,64 рублей.

Учитывая вышеизложенное, ответчик, являясь индивидуальным предпринимателем с 25.04.2018 г. года, не мог быть признан безработным и не имел права на получение пособия по безработице

Доводы ответчика о том, что являясь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем, он никакой предпринимательской деятельности не вел, никаких доходов не получал, являются несостоятельными, поскольку в силу приведенных выше норм закона, занятыми считаются граждане зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, при этом закон не делает исключений для лиц, не получающих дохода от предпринимательской деятельности.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности: заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.

Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в пункте 16 Обзора судебной практики (2020), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 июня 2020 г., приобретенное либо сбереженное за счет другого лица без каких-либо на то оснований имущество является неосновательным обогащением и подлежит возврату, в том числе когда такое обогащение является результатом поведения самого потерпевшего.

При этом в целях определения лица, с которого подлежит взысканию неосновательное обогащение, необходимо установить не только сам факт приобретения или сбережения таким лицом имущества без установленных законом оснований, но и то, что именно ответчик является неосновательно обогатившимся за счет истца и при этом отсутствуют обстоятельства, исключающие возможность взыскания с него неосновательного обогащения.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 февраля 2018 года содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Согласно ст. ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Судом в ходе исследования судебных доказательств установлено, что при постановке на учет Власенко Е.В. предупреждался под роспись о необходимости незамедлительного уведомления службы занятости населения в случае трудоустройства, регистрации предпринимателем, учреждения организации или назначении пенсии, а также о том, что незаконно полученные денежные средства подлежат возврату.

На основании инициированной истцом в ноябре 2020 г. проверки достоверности представленных ответчиком сведений стало известно, что Власенко Е.В. является Индивидуальным предпринимателем с 25.04.2018 г., однако такие сведения им при регистрации в качестве безработного не предоставлены, подтверждая своей подписью тот факт, что таковым не является, при этом о своем статусе ответчику было достоверно известно.

Требование истца о возврате всех полученных сумм в добровольном порядке ответчиком не исполнено.

Суд на основании оценки представленных сторонами спора доказательств, признает установленным, что спорные денежные средства ответчиком получены неправомерно, приходит к выводу об удовлетворении иска и взыскании с ответчика в пользу истца неосновательное обогащение в размере 78780,64 рублей, при этом суд учитывает, что выплата ответчику денежных средств, о которых возник спор, обусловлена исключительно его недобросовестным поведением и злоупотреблением правом, что недопустимо в силу статьи 10 ГК РФ.

Применительно положений ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взыскание госпошлины в размере 2 653,40 рублей в доход Муниципального образования «<адрес>».

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Взыскать с Власенко Е.В., дата года рождения, уроженца <адрес> в пользу Государственного казенного учреждения <адрес> «Центр занятости населения <адрес>» денежные средства в размере 78 780 рублей.

Взыскать с Власенко Е.В. госпошлину в доход Муниципального образования «<адрес>» в размере 2 563,40 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий - подпись

Мотивированное решение изготовлено 29.11.2021 г.

2-2068/2021 ~ М-1834/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Государственное казенное учреждение Ростовской области "Центр занятости населения города Сальска"
Ответчики
Власенко Евгений Владимирович
Судья
Федякова М.В.
Дело на странице суда
salsky--ros.sudrf.ru
14.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.10.2021Передача материалов судье
18.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.10.2021Подготовка дела (собеседование)
29.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2021Судебное заседание
29.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2022Дело оформлено
25.01.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее