Дело № 2-3158/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Элиста 21 ноября 2022 года
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Согдановой Е.Е.,
при секретаре Кукудаевой Э.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Килганова Бадмы Рудольфовича к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Килганов Б.Р. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее. Решением Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия (далее - ОПФР по Республике Калмыкия, пенсионный орган) от 26.02.2022 № 220000033386/53508/21 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Период работы с 08.09.1999 по 04.04.2016 в должности директора Муниципального казенного вечернего (сменного) образовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 13 им. Б.Ц.Алаева» не засчитан в специальный стаж. Не согласен с указанным решением, был занят полный рабочий день в образовательном учреждении с осужденными к отбыванию наказания в виде лишения свободы. Просил признать незаконным решение ОПФР по Республике Калмыкия от об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости; обязать ОПФР по Республике Калмыкия включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости спорные периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения.
В судебное заседание истец Килганов Б.Р. и его представитель по доверенности Ненишев Л.М. не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика ОПФР по Республике Калмыкия Лиджиева Г.В. в суд не явилась, представив письменные возражения, в которых исковые требования не признала, ссылаясь на обоснованность решения пенсионного органа по представленным документам.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав пенсионное дело истца, материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 25, то есть лица, не являющиеся сотрудниками уголовно-исполнительной системы и не имеющие специальных званий.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" виды учреждений, исполняющих наказания, определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, статья 74 которого относит к ним исправительные и воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. По буквальному смыслу приведенных норм, учреждения образования не исполняют наказания в виде лишения свободы, вместе с тем ст. 9 в качестве основного средства исправления в учреждениях, исполняющих наказания, предусматривает в том числе получение осужденными общего образования.
Судом установлено, что Килганов Б.Р. с 08.09.1999 по 04.04.2016 работал в должности директора «Вечерней (сменной) общеобразовательной школы № 13 им. Б.Ц.Алаева», осуществляющей свою деятельность в отношении лиц, осужденных к отбыванию наказания в виде лишения свободы, и непосредственно находится на территории Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия». Эти обстоятельства сторонами не оспариваются.
Решением ОПФР по Республике Калмыкия от 26.02.2022 № 220000033386/53508/21 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. На 13.12.2021 страховой стаж Килганова Б.Р. составил 32 года 2 месяца 28 дней, стаж на соответствующих видах работ документально не подтвержден. Спорный период трудовой деятельности включен в страховой стаж истца, но не включен в специальный стаж в связи с отсутствием сведений о занятости на соответствующих видах работ (педагогическая и работа с осужденными).
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение"
Подпунктом "к" пункта 1 названного постановления установлено, что при определений стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, применяется список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 № 85 "Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
Правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с указанным списком пользуются работники общеобразовательных организаций воспитательных колоний, а также образовательных организаций, которые создаются при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными, в том числе директора (пункт 4 Списка от 03.02.1994 №85).
При таких данных нет оснований полагать, что работники образовательных организаций, которые создаются при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, постоянно и непосредственно занятый на работах с осужденными, может быть - вопреки указанию пункта 4 Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, исключен из числа лиц, имеющих право на пенсию в связи с особыми условиями труда, хотя общеобразовательная школа для осужденных прямо и не относится к учреждениям, исполняющим наказания в виде лишения свободы. В противном случае допускалась бы произвольная дифференциация в пенсионном обеспечении медицинских работников, постоянно и непосредственно занятых на работах с осужденными, основанная исключительно на формальных признаках, и нарушался бы принцип равного отношения к лицам, находящимся в сходной ситуации.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, при выборе критериев правового регулирования в сфере социальной защиты законодатель связан конституционным принципом равенства, гарантирующим защиту от всякой дискриминации при осуществлении прав и свобод. Его соблюдение означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания. Признаки, лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. данные признаки и правовые последствия дифференциации должны быть сущностно взаимообусловлены (Постановление от 3 июня 2004 года N 11-П; определения от 27 июня 2005 года N 231-О, от 1 декабря 2005 года N 428-О, от 12 ноября 2008 года N 1048-О-О).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" предусмотрено, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 10.07.2007 года N 9-П указал, что неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд России в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
Анализ исследованных судом доказательств, свидетельствует, что истец в оспариваемые периоды в течение полного рабочего дня выполнял работу с осужденными. Работу по другим специальностям в оспариваемые периоды не выполнял. Доказательств, опровергающих эти сведения, в материалах дела не имеется.
При таких данных, суд приходит к выводу, что факт работы истца в спорные периоды подтвержден, поскольку неуплата страховых взносов работодателем не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды в стаж работы с особыми условиями труда.
В судебном заседании установлено, что работа истца в оспариваемый период была связана с тяжелыми условиями труда, работая в течение полного рабочего дня в качестве директора общеобразовательного учреждения для осужденных к лишению свободы в исправительном учреждении, следовательно, оспариваемый период подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Таким образом, с учетом периода работы, подлежащего включению в специальный стаж по настоящему решению, продолжительность стажа работы, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, на момент обращения истца в пенсионный орган составляла более 15 лет, страховой стаж более 25 лет.
При таких обстоятельствах, исковые требования истца подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Следовательно, пенсионный орган обязан назначить истцу досрочную страховую пенсию со дня возникновения права по достижении 55-летнего возраста, то есть с 09.01.2022.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 08.09.1999 ░░ 04.04.2016 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 13 ░░. ░.░.░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ 09.01.2022.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 28 ░░░░░░ 2022 ░░░░.