Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-71/2024 ~ М-24/2024 от 05.02.2024

УИД №

Дело № 2-71/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 февраля 2024 года г. Новоржев Псковская область

Пушкиногорский районный суд Псковской области (постоянное судебное присутствие в городе Новоржеве Новоржевского района) в составе

председательствующего судьи Ленгарт М.Я.,

при секретаре Александрович Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора К.., поданного в порядке предусмотренном статей 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новоржевского муниципального округа о возложении обязанности организовать обустройство площадки для складирования снега,

установил:

Заместитель Псковского природоохранного межрайонного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Новоржевского муниципального округа о возложении обязанности организовать обустройство площадки для складирования снега.

В обоснование заявленных требований указал, что Псковской природоохранной межрайонной прокуратурой, на основании задания прокуратуры области,проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации дорог в зимний период на территории города Новоржева Псковской области, по результатам которой выявлены нарушения закона.

В ходе проверки установлено, что вопреки требованиям статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 34 СанПиН 2.1.3684-21 на территории Новоржевского района отсутствует оборудованная, в целях накопления снега вывозимого после уборки улиц в зимний период, площадка с водонепроницаемым покрытием и обвалованная сплошным земляным валом, либо снегоплавильная установка.

Выявленные в ходе проверки нарушения закона негативно влияют на состояние окружающей среды, не позволяют обеспечить складирование снега от зимней уборки улиц в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21.

В целях устранения выявленных нарушений, 24.03.2023 природоохранной прокуратурой в адрес главы администрации городского поселения «Новоржев» внесено представление, которое рассмотрено и определено место для размещения площадки для складирования снега ( ответ №157 от 24.04.2023). Вместе с тем, отмеченные нарушения закона до настоящего времени не устранены.

Ссылаясь на положения Федеральных законов от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" прокурор просит суд обязать административного ответчика - администрацию Новоржевского муниципального округа организовать обустройство площадки для складирования снега от уборки улиц на территории города Новоржев в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 - с водонепроницаемым покрытием и обвалованной сплошным земляным валом, либо оборудованную снегоплавильной установкой.

В судебном заседании заместитель прокурора Новоржевского района Псковской области К.Э.., действую по поручению заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора, исковые требования поддержал в полном объеме по доводам изложенным в иске.

Представитель администрации Новоржевского муниципального округа, надлежаще извещенный о дате, месте и времени судебного рассмотрения, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрения дела без его участия (вх 496 от 21.02.2024), предоставив суду письменный отзыв, в котором с исковыми требованиями не согласен указав, что дороги зимой посыпаются песком без реагентов, что не наносит вреда окружающей среде, применяется песчано-соляная смесь; финансовая возможность оборудовать площадку для накопления снега отсутствует, так как в бюджете Новоржевского муниципального округа Псковской области на 2024 год и плановый период 2025 года денежные средства на оборудование мест складирования снега не предусмотрены.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.

Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далееФедерального закона об охране окружающей среды), основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона об охране окружающей среды каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (пункт 1 статьи 4 закона).

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами 5, 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и предоставлении услуг населению, отходам относятся отходы от зимней уборки улиц (код 7 31 210 00 00 0), то есть снег.

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Допускается накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 ст. 13.4 вышеуказанного закона).

Положения статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривают, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно положениям пункта 1 статьи 2, статей 11, 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения санитарных правил.

Пунктом 34 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года, предусмотрено, что собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки.

Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.

Настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами. Положения приведенного законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Таким образом, приведенные выше нормы действующего федерального законодательства, регламентирующие деятельность по охране окружающей среды, предусматривают обязанность органов местного самоуправления обязанность по оборудованию площадки для складирования снега, транспортируемого после зимней уборки улиц.

Судом из материалов дела установлено, что природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации дорог в зимний период.

По результатам проверкив деятельности административного ответчика выявлены нарушения закона, выразившиеся в отсутствии на территории города Новоржева оборудованной в целях накопления снега, вывозимого после уборки улиц в зимний период, площадки с водонепроницаемым покрытием и обвалованной сплошным земляным валом, либо снегоплавильной установкой.

Прокурором внесено представление в адрес главы администрации городского поселения "Новоржев" об устранении нарушений требований законодательства об охране окружающей среды.Вместе с тем в настоящее время меры по оборудованию площадки для складирования снега не приняты.

Согласно Уставу муниципального образования "Новоржевский муниципальный округ Псковской области», утвержденному решением собрания депутатов Новоржевского муниципального округа от 07.11.2023 № 1, решение указанных вопросов связанных с осуществлением дорожной деятельности и обращением с отходами производства и потребления, отнесено к компетенции административного ответчика.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 25.01.2024 администрация Новоржевского муниципального округа является действующим юридическим лицом и решение вопросов, связанных с обустройством площадок, предназначенных для накопления снега от уборки улиц в городе Новоржеве, входит в компетенцию административного ответчика.

Доказательств, свидетельствующих о том, что на территории Новоржевского муниципального округа имеются специальные площадки, отвечающие требованиям п. 34 СанПиН 2.1.3684-21, на которых может складироваться снег, собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, либо административным ответчиком организован вывоз снега на снегоплавильные установки, в материалах дела не имеется.

При изложенных обстоятельствах, с учетом приведенного правового регулирования и установленных фактических обстоятельств, суд считает, что заявленные прокурором требования обоснованы.

Доводы административного ответчика о том, что им заключаются контракты с подрядчиком по организации уборки улиц от снега, не опровергают установленные фактические обстоятельства об отсутствии на территории округа площадки, отвечающей требованиям санитарных правил, на которой может складироваться собранный снег, либо указанный снег вывозится на снегоплавильные установки, а также не свидетельствуют о принятии ответчиком исчерпывающих мер, направленных на организацию отвечающего требованиям санитарных правил места для складирования снега.

Доводы административного ответчика о том, что вреда окружающей среде не имеется, поскольку при обработке дорог не применяются реагенты, не имеют значения, поскольку не освобождают ответчика от установленной законом обязанности организовать площадку для складирования снега.Вопреки позиции административного ответчика, обеспечение соблюдения санитарных норм и правил относится к полномочиям органов местного самоуправления. Из правового анализа п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования, отвечает орган местного самоуправления, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки.

Вышеприведенное правовое регулирование не предполагает освобождение органов местного самоуправления от участия в реализации публичных правомочий по организации в границах муниципального образования мест для складирования снега, собранного при уборке территории поселения в зимний период, отвечающих требованиям санитарных правил, в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду.

Непринятие указанных мер, и как следствие, размещение отходов на территории не оборудованной для этих целей, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Доводы административного ответчика об отсутствии финансовой возможности для исполнения решения суда суд считает несостоятельными, поскольку в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет в соответствии с положениями ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Однако действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовых возможностей и временных затрат. Кроме того, целевой характер финансирования бюджета администрации, отсутствие денежных средств и сложное финансовое положение администрации относятся к факторам экономического риска при осуществлении хозяйственной деятельности и не являются безусловным основанием для освобождения от предусмотренной законом обязанности.

С учетом изложенного, исковое требование прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Частью 1 ст. 132 Конституции РФ определено, что орган местного самоуправления самостоятельно управляет муниципальной собственностью, формирует, утверждает и исполняет местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, осуществляет охрану общественного порядка, а также решает иные вопросы местного значения. В связи с чем, суд полагает, что требование прокурора об установлении срока исполнения решения для ответчика –12 месяцев со дня вступления решения в законную силу, в течение которых должно быть исполнено настоящее решение суда, является законным, разумным и обоснованным.

При наличии объективных препятствий для исполнения решения в установленный срок ответчик не лишен возможности обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения суда в порядке ст. 203 ГПК РФ.

При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор, обратившийся в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, освобожден от уплаты государственной пошлины.

Как следует из... п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, государственная пошлина с административного ответчика, в силу положений п. п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р ешил:

Исковые требования заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Обязать администрацию Новоржевского муниципального округа (ОГРН , ИНН ) в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать работы по обустройству площадки для складирования снега от уборки улиц на территории города Новоржева в соответствии с требованиями п. 34 СанПин 2.1.3684-21 - с водонепроницаемым покрытием и обвалованной сплошным земляным валом, либо организовать вывоз указанного снега на снегоплавильные установки.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Пушкиногорский районный суд Псковской области в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Решение принято судом в окончательной форме 27 февраля 2024 года.

Судья М.Я. Ленгарт

2-71/2024 ~ М-24/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Псковская природоохранная межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация Новоржевского муниципального округа
Суд
Пушкиногорский районный суд Псковской области
Судья
Ленгарт Мартина Яновна
Дело на сайте суда
pushkinogorsky--psk.sudrf.ru
05.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.02.2024Передача материалов судье
06.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2024Судебное заседание
27.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.03.2024Дело оформлено
28.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее