Дело №2-2015/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 августа 2023 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Зеленко И.Г.,
при ведении протокола помощником судьи Ботаевым Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хуняловой Карины Валерьевны к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений,
у с т а н о в и л :
Хунялова К.В., 27 сентября 2004 года рождения обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Она относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Главы администрации Черноземельского района РМО РК от 21 апреля 2011 года №135 ФИО1 назначена опекуном Хуняловой К.В. С 29 ноября 2018 года Хунялова К.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и достигших возраста 23 лет в Комсомольском СМО Черноземельского района Республики Калмыкия. Однако органами исполнительной власти до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, чем грубо нарушены его жилищные права. В связи с чем, просит суд обязать Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия предоставить ей жилое помещение по договору о специализированном найме с площадью не меньше принятых в Республике Калмыкия социальных норм.
В судебное заседание истец Хунялова К.В. и ее представитель по доверенности Абдурахманов Р.К., извещенные надлежащим образом, не явились. Не возражали против рассмотрения без их участия, исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Умкеев В.Б. в судебном заседание поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, согласно которым Министерство не против удовлетворения иска при установлении соответствующих обстоятельств по делу.
Представители третьего лица Министерства образования и науки Республики Калмыкия, Администрации Чрноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены,
Суд на основании ст.167 ГПК РФ с учетом надлежащего извещения лиц, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, учетное дело Хуняловой К.В., суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. (ч.1) В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч.2).
Согласно п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Эти нормы предполагают возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии ст.92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон) лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п.1 ст.8 указанного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.3 ст.8 Закона).
В список включаются лица, указанные в абзаце первом п.1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п.1 ст.8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
Согласно п.7 ст.8 Закона по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.
Статья 5 Закона предусматривает, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 статьи 22.1 Закона Республики Калмыкия от 3 ноября 2011 года №296-IV-З «О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным Правительством Республики Калмыкия органом исполнительной власти Республики Калмыкия однократно предоставляются, по месту их жительства, благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как следует из содержания приведенных правовых норм, основаниями и условиями предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п.1 ст.8 Закона, являются невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
Установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п. По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п.3 «Порядка формирования специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 мая 2013 года №231, (далее Порядок формирования специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия) Министерство образования и науки Республики Калмыкия ежегодно, до 01 мая года, предшествующего планируемому, направляет в уполномоченный орган выписку из списка, в которой указываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащие обеспечению специализированными жилыми помещениями в планируемом году.
Как следует из материалов дела, истец Хунялова К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <данные изъяты>. Ее родителем является мать – ФИО2 (свидетельство о рождении <данные изъяты>).
Постановлением Администрации Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 21 апреля 2011 года ФИО1 назначена опекуном несовершеннолетней ФИО2.
Решением Целинного районного уда Республики Калмыкия от 16 января 2015 года ФИО2 признана недееспособной.
Справкой отдела образования Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 07 сентября 2020 г. №210 подтверждается, что Хунялова К.В. действительно относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлена на очередь на улучшение жилищных условий в с 21 апреля 2011 года.
Из содержания ответа прокуратуры Республик Калмыкия следует, что согласно сведениям Министерства образования и науки Республики Калмыкия по состоянию. На 01 июня 2023г ода Хунялова К.В. состоит в списке подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к указанной категории и достигли возраста 23 лет, и за которыми сохраняется право на обеспечение жилыми помещениями, согласно дате постановки на учет в Администрации Черноземельского СМО с 29 ноября 2018 года под №<данные изъяты>.
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость Хуняловой К.В. в жилом помещении, подтверждаются представленными письменными доказательствами и ответчиком не оспариваются.
Таким образом, учитывая, что Хунялова К.В. относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент судебного разбирательства, жилым помещением не обеспечена, внесена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд приходит к выводу, что у нее возникло право на обеспечение жилым помещением.
Срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, законодательством не определен, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения, немедленной реализации права после его возникновения.
Содержащееся в п.3 ст.8 Закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Не обеспечение жилым помещением истца свидетельствует о нарушении жилищных прав истца.
Отсутствие свободного жилья, надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями не могут служить основанием ограничения или условием для отказа в реализации права Хунялова К.В. на внеочередное предоставление жилья, установленного федеральным законом.
Пунктом 6 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия установлено, что при формировании специализированного жилищного фонда учитывается норматив предоставления общей площади жилого помещения в размере 33 квадратных метра на одного гражданина.
Как разъяснено в приведенном Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений во внеочередном порядке являлось льготой, которая носит адресный характер и направлена на обеспечение жилым помещением по договору социального найма именно указанной категории лиц.
На основании изложенного исковые требования подлежат удовлетворению, на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия подлежит возложению обязанность предоставить истцу жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека – общей площадью не менее 33 квадратных метров.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Хуняловой Карины Валерьевны к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений удовлетворить.
Возложить на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия обязанность предоставить Хуняловой Карины Валерьевны благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее 33 квадратных метров.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И.Г. Зеленко