Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-8291/2022 от 05.07.2022

Судья: Пудовкина Е.С.                                             адм. дело № 33а-8291/2022

63RS0045-01-2021-002971-13

                                                                                                           №2а-2521/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 октября 2022 года                                                              г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Вачковой И.Г.

судей     Мыльниковой Н.В., Хлыстовой Е.В.

при секретаре Алиеве Н.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Семенова Сергея Николаевича на решение Промышленного районного суда г. Самары от 18 июня 2021 года по административному делу № 2а-2521/2021 по административному исковому заявлению Семенова Сергея Николаевича к Департаменту управления имуществом г.о. Самара об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность за плату,

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Мыльниковой Н.В.., пояснения представителя административного истца Рыбакова А.А. поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Симкиной А.С. возражавшей против апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный истец Семенов С.Н. обратился в Промышленный районный суд г. Самары с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность за плату.

В обоснование заявленных требований указано, что Семенов С.Н. является собственником индивидуального двухэтажного жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного на земельном участке, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу: <адрес> Указанный жилой дом возведен на земельном участке, который относится к категории земель – земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования – под индивидуальное жилищное строительство, и был предоставлен под малоэтажную жилую застройку. Границы земельного участка определены на местности забором, координаты земельного участка установлены кадастровым инженером, споры со смежными землепользователями отсутствуют. Однако в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность за плату ему отказано по причине того, что земельный участок находится в границах 2 и 3 поясов санитарно-защитной зоны источников водоснабжения. Не согласен с данным отказом, считает его незаконным и необоснованным нарушающим его права.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд признать незаконным распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ года № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность за плату, расположенного по адресу: <адрес> возложить на административного ответчика обязанность рассмотреть вопрос о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.

Решением Промышленного районного суда г. Самары от 18 июня 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Семенова С.Н. отказано (том 1 л.д. 192-202).

Не согласившись с указанным решением, Семенов С.Н. подал апелляционную жалобу, в которой просил суд решение суда отменить, как незаконное, принять по делу новый судебный акт, которым административный исковый требования удовлетворить в полном объеме (том 1 л.д. 219-220).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 22 октября 2021 года решение Промышленного районного суда г. Самары от 18 июня 2021 года отменено, постановлен новый судебный акт, которым административный иск Семенова С.Н. удовлетворен (том 2 л.д. 45-53).

Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 07 июня 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от          22 октября 2021 года отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в Самарский областной суд (том 2 л.д. 81-86).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО18 доводы апелляционной жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении. Пояснил, что возможности увеличить земельный участок до <данные изъяты> кв.м. не возможно, поскольку с трех сторон земельный участок окружен смежными собственниками, а с четвертой дорога. На момент начала строительства и предоставления земельного участка для этих целей Правил землепользования и застройки не существовало.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Симкина А.С. просил решение суда оставить без изменения. Доводы апелляционной жалобы считает несостоятельными.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Судом установлено и следует из материалов дела, что Семенов С.Н. является собственником объекта индивидуального жилищного строительства общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу<адрес> на основании решения Промышленного районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ года по гражданскому делу №2-6094/08 и договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 7, 8, 12).

Вступившим в законную силу решением Промышленного районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ года по гражданскому делу №2-6094/08 установлено, что между Семеновым С.Н., Семеновой Е.С. и ООО «Садко» ДД.ММ.ГГГГ года заключен договор долевого участия в строительстве №, предметом которого является строительство жилого дома, находящегося по адресу: <адрес> Строительство дома велось на земельном участке, предоставленном департаменту строительства и архитектуры г. Самары специально для строительства малоэтажной жилой застройки, что подтверждается постановлением главы г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ года №602 «О продлении срока аренды земельного участка, ранее предоставленного для строительства по 9-ой просеке в Промышленном районе г. Самары», постановлением главы г. Самары от 31 марта 2005 года №456 внесены изменения в постановление главы г. Самары от 15 марта 2004 года №602 в части предоставления земельного участка Департаменту на праве постоянного (бессрочного) пользования для завершения строительства малоэтажной жилой застройки по 9-ой Просеке в Промышленном районе      г. Самары. Согласно постановлению главы г. Самары от 21 июля 1997 года №89 Управлению капитального строительства администрации г. Самары разрешено строительство малоэтажной жилой застройки на 9-ой Просеке в Промышленном районе. За истцами Семеновым С.Н., Семеновой Е.С. признано право общей долевой собственности по 1/2 доли каждому (том 1. л.д. 8).

На основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ года Скальник (Семенова) Е.С. передала Семенову С.Н. <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на указанный объект недвижимости (том 1 л.д. 12).

Право собственности Семенова С.Н. на объект индивидуального жилищного строительства общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ года (том 1 л.д. 7).

В целях приобретения в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного под домом Семеновым С.Н. получено заключение кадастрового инженера ФИО19 сделанное в ходе выполнения кадастровых работ по определению координат характерных точек в системе координат МСК-63, испрашиваемого земельного участка с составлением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (том 1 л.д. 14-19).

ДД.ММ.ГГГГ года Семенов С.Н. в лице своего представителя обратился в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в координатах земельного участка, который предстоит образовать, указанных кадастровым инженером.

Распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ года № Семенову С.Н. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, который предстоит образовать, площадью <данные изъяты> кв.м., без проведения торгов, в собственность за плату, на основании подпунктов 1, 2 пункта 8 статьи 39.15, подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10, пункт 1 статьи 11.9, пункты 6, 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (земельный участок находится в границах 2 и 3 поясов санитарно-защитной зоны источников водоснабжения, в связи с чем является ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении; предельный минимальный размер земельного участка, установленный градостроительным регламентом зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки г.о. Самара для индивидуального жилищного строительства составляет 300 кв.м) (том 1 л.д. 13).

Судом также установлено, что испрашиваемый земельный участок, который предстоит образовать площадью <данные изъяты> кв.м. расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утв. Постановлением Самарской Губернской Думы от ДД.ММ.ГГГГ года №, частично расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций (водопровод, канализация, водопровод); земельный участок находится в границах I и III пояса санитарно-защитной зоны источников водоснабжения (утв. Постановлением правительства Самарской области от 26 июня 2012 года №304); согласно приложению №4ПЗЗ «Карта ЗОУИТ, связанными с экологическими и санитарными ограничениями» земельный участок расположен в: - Зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения – 3 пояс; -Зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения – 2 пояс; - Безымянка-приаэроадромная территория-подзона 3, подзона 4, подзона 5, подзона 6; - Кряж-приаэроадромная территория.

Указанная информация содержится в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара (далее по тексту – ИСОГД) в соответствии с Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ года № что предусмотрено пунктом «в» части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемый земельный участок, который предстоит образовать не соответствует, утвержденным градостроительным регламентам, находится в границах I и III пояса санитарно-защитной зоны источников водоснабжения, в связи с чем, является ограниченным в обороте, а также площадь испрашиваемого земельного участка менее минимального размера земельного участка, установленного Правилами землепользования и застройки г.о. Самара, утвержденных постановлением Самарской Губернской Думы от 26 апреля 2001 года №61 и не может быть предоставлен в собственность административному истцу за плату.

В связи с чем, суд пришел к выводу, что административный ответчик правомерно отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, соответственно права истца действиями ответчика не нарушены.

С указанными выводами суда судебная коллегия не может согласиться в виду следующего.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в частности, в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса, земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса (подпункты 1, 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Согласно пунктам 6, 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: - указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; -предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

Согласно пункту 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.

Порядок, случаи и основания заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены статьями 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

В частности, подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Согласно подпункту 4 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу п.п. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Согласно части 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Пунктами 3, 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года      № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

Как следует из пунктов 1.4, 1.5 и 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах в составе трех поясов, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников, в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается в том числе определение границ зоны и составляющих ее поясов. Проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

В состав проекта зоны санитарной охраны должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.

Картографический материал должен быть представлен в следующем объеме: а) ситуационный план с проектируемыми границами второго и третьего поясов зоны санитарной охраны и нанесением мест водозаборов и площадок водопроводных сооружений, источника водоснабжения и бассейна его питания (с притоками) в масштабе: при поверхностном источнике водоснабжения - 1:50000 - 1:100000, при подземном - 1:10000 - 1:25000; б) гидрологические профили по характерным направлениям в пределах области питания водозабора - при подземном источнике водоснабжения; в) план первого пояса ЗСО в масштабе 1:500 - 1:1000; г) план второго и третьего поясов ЗСО в масштабе 1:10000 - 1:25000 - при подземном водоисточнике и в масштабе 1:25000 - 1:50000 - при поверхностном водоисточнике с нанесением всех расположенных на данной территории объектов (пункт 1.12.2).

Как следует из содержания пункта 9 части 1 и части 18.1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий. Обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 8 - 10 части 1, пунктами 4 и 5 части 3, частью 3.1 настоящей статьи, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон, территорий.

Из приведенных положений закона следует, что сведения о зонах с особыми условиями использования территории подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости с описанием местоположения границ и указанием перечня координат характерных точек таких зон, то есть границы таких зон должны быть определены.

Из материалов дела следует, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о границах второго и третьего поясов санитарной - защитной зоны источников водоснабжения и каково расположение спорного земельного участка относительно границ зон с особыми условиями использования территорий. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Кроме того суд учитывает, что Федеральным законом от 16 февраля 2022 года №9-ФЗ «О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации в подпункт 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации внесено изменение, в части отмены ограничения на предоставление земельных участков, расположенных в границах второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Еще одним основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, является то обстоятельство, что предельный минимальный размер земельного участка является установленного градостроительным регламентом зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки г.о. Самара для индивидуального жилищного строительства составляет <данные изъяты> кв.м., в то время как административный истец просит согласовать предоставление земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м.

В силу пункта 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков устанавливаются в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне. Документом градостроительного зонирования, который включает в себя градостроительные регламенты, являются правила землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Из положений пункта 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации в их взаимной связи следует, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.

Образование земельных участков в том числе путем перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предполагает сохранение установленного в отношении исходного участка вида разрешенного использования.

При этом согласно части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункту 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденным Постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61 предельно минимальный размер земельного участка в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) составляет            <данные изъяты> кв.м.

Из материалов дела следует, что согласно постановлению администрации г. Самары № от ДД.ММ.ГГГГ года согласовано место размещения и разрешения УКС администрации г. Самары проектирование малоэтажной жилой застройки на 2-ой линии 9-й просеки площадью <данные изъяты> га в Промышленном районе.

Постановлением Главы г. Самары № 1182 от 18 сентября 1995 года УКСу администрации г. Самары предоставлен в аренду на период строительства земельный участок площадью около 6,3 га по 9-й просеке в Промышленном районе и разрешено поэтапное освоение площадки.

Постановлением Главы г. Самары № 89 от 21 января 1997 года у детского туберкулезного санатория «Здоровье» изъят земельный участок площадью <данные изъяты> га по 9-й просеке в Промышленном районе г. Самары. Управлению капитального строительства администрации г. Самары предоставлен в аренду сроком на 3 года земельный участок площадью 6,3459 га для организации площадки строительства и разрешено строительство (за счет внебюджетных средств) малоэтажной жилой застройки на 9-й просеке в Промышленном районе г. Самары (том 1 л.д. 9).

Согласно договору аренды земельного участка без права выкупа в собственность № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенному между Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по поручению Администрации г. Самары и Департаментом строительства и архитектуры, последнему предоставлен в пользование на срок с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> просека для строительства малоэтажной жилой застройки.

Постановлением администрации Промышленного района г. Самары     № от ДД.ММ.ГГГГ года присвоены почтовые адреса комплексу жилых домов на территории Волжского склона по 9-й просеке, в Промышленном районе (том 1 л.д. 11).

Согласно постановлению Главы г. Самары № от ДД.ММ.ГГГГ года Департаменту строительства и архитектуры администрации г. Самары продлен на 5 лет без права выкупа в собственность срок аренды земельного участка площадью кв.м. (предоставлен постановлением Главы             г. Самары от 21 января 1997 года № 89) по девятой просеке в Промышленном районе г. Самары и разрешено завершение строительства малоэтажной жилой застройки (за счет внебюджетных средств) (том 1 л.д. 10).

В соответствии с письмом Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ года № Д05.01.01./2205.6.1, по итогам рассмотрения обращения председателя ТСЖ «Дружба» по вопросу завершения строительства и ввода в эксплуатацию застройки малоэтажного и усадебного жилья по 9-ой просеке в г. Самара, для завершения строительства необходимо оформить земельный участки на собственников коттеджей, произвести корректировку проектно-сметной документации, получить новые технические условия, после чего получить разрешение на строительства и за счет собственных средств завершить строительство объектов жилой застройки и ввести их в эксплуатацию.

Как уже установлено судом Семенов С.Н. является собственником объекта индивидуального жилищного строительства общей площадью            <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 7).

Согласно заключению кадастрового инженера ФИО20 от ДД.ММ.ГГГГ года в результате обследования, а также согласно представленной схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, местоположение границ образуемого земельного участка было определено по границам фактического землепользования, закрепленным с использованием ограждения, существующего более 15-ти лет и являющегося одновременно фактической границей смежных земельных участков, существующих на местности, а именно: с северной стороны расположен земельный участок с кадастровым номером , с восточной стороны – участок с кадастровым номером , с южной стороны – участок по адресу: <адрес> с западной стороны – места общего пользования, подъездная автодорога. Таким образом, испрашиваемый участок является фактически сложившимся землепользованием, а формирование участка большей площадью не представляется возможным. Поскольку такое местоположение приведет к захвату территории, принадлежащей собственникам смежных земельных участок и мест общего пользования.

Указанные обстоятельства также подтверждаются фотоматериалами, представленными стороной административного истца.

Допрошенный в судебном заседании кадастровый инженер ФИО21 выводы своего заключения поддержал, также пояснил, что на массиве достаточно плотная застройка и возможности увеличить площадь земельного участка Семенова С.Н. не представляется возможным, поскольку это приведет к захвату территорий принадлежащих смежным собственникам, а также мест общего пользования со стороны улицы.

Согласно выписке из ЕГРН от 31 августа 2022 года                                 № здание с кадастровым номером (принадлежащее административному истцу на праве собственности) построено в 2000 году.

Таким образом, установлено, что фактическое использование земельного участка сложилось до принятия Правил землепользования и застройки г.о. Самара, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года №61, а также до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и отсутствует возможность увеличения площади земельного участка до нормативной.

Тот факт, что площадь земельного участка не соответствует предельному минимальному размеру земельных участков, установленных градостроительными регламентами, не может служить достаточным основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.

Следует также принять во внимание, что на испрашиваемом земельном участке расположен жилой дом, принадлежащий на праве собственности административному истцу, в связи с чем, сформировать самостоятельный земельный участок и предоставить его иным лицам по указанной причине, невозможно, в силу норм действующего законодательства.

Кроме того, согласно материалам регистрационного дела смежного земельного участка № по адресу: <адрес>, принадлежащего Мазиной Е.Ю., право собственности Мазиной Е.Ю. на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. возникло на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного с Министерством имущественных отношений Самарской области.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение от 10 февраля 2021 года № <данные изъяты>, не соответствует положениям нормативных правовых актов, регулирующих возникшие правоотношения, а также нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

На основании пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение административного ответчика от 10 февраля 2021 года №43 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по приведенным в нем основаниям не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем требования о признании распоряжения незаконным являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).

Учитывая, что судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, надлежащим способом восстановления нарушенных прав административного истца в рассматриваемом случае является возложение на административного ответчика обязанности заново рассмотреть заявление Семенова С.Н. от        22 декабря 2020 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.

С учетом установленного пунктом 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации срока рассмотрения заявления данная обязанность должна быть исполнена административным ответчиком в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Промышленного районного суда г. Самары от 18 июня 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым:

Административное исковое заявление Семенова С.Н. удовлетворить.

Распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара от         10 февраля 2021 года № 43 признать незаконным.

Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара в течение месяца со дня вступления в законную силу судебного акта повторно рассмотреть заявление Семенова С.Н. от ДД.ММ.ГГГГ года о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов в собственность за плату расположенного по адресу: <адрес>, об исполнении судебного акта сообщить в Промышленный районный суд г. Самары и Семенову С.Н.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи:

33а-8291/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
иные несущественные изменения по существу решений, не учитываемые в качестве нижестоящей инстанции
Истцы
Семенов С.Н.
Ответчики
Департамент управления имуществом г.о.Самара
Другие
Министерство строительства Самарской области
Администрация г.о.Самары
Хондрюкова Г.П.
Хондрюков Ю.А.
Управление Росреестра по Самарской области
Рыбаков А.А.
Департамент градостроительства г.о.Самара
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
05.07.2022Передача дела судье
02.08.2022Судебное заседание
08.09.2022Судебное заседание
29.09.2022Судебное заседание
04.10.2022Судебное заседание
24.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.10.2022Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее