К делу №2-907/2022
УИД 23RS0018-01-2022-000620-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Краснодарский край 30 июня 2022 года
Калининский районный суд в составе председательствующего Чахова Г.Н., при секретаре Булгаковой М.Б., с участием старшего помощника прокурора <адрес> Власенко А.Б., представителя ответчика Администрации Старовеличковского сельского поселения по доверенности Бутко Г.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Старовеличковского сельского поселения об обязании устранения нарушений законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в Калининский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации Старовеличковского сельского поселения об обязании устранения нарушений законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в котором указано, что прокуратурой района во исполнение Приказа Генеральной Прокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» проведена проверка обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Установлено, что Администрация Старовеличковского сельского поселения является балансодержателем следующих объектов социальной инфраструктуры:
1. Здания Администрации Старовеличковского сельского поселения, расположенного по адресу <адрес> №.
2. Стадиона <адрес>, расположенный по адресу <адрес> №.
В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Законом 1229-КЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в <адрес>» регламентировано создание условий беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения, включая инвалидов, на территории <адрес>.
Проверкой соблюдения законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, установлено, что вышеуказанные объекты недвижимости не соответствуют требованиям закона, СП 59.13330.2020 (СНиП 35-01-2001) Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, утвержденных Приказом министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/<адрес> Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», что выражается в следующем:
1) Здание Администрации Старовеличковского сельского поселения:
- в нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020 на лестнице на входе не оборудованы непрерывные по всей длине по обеим сторонам поручни на высоте 90 см с нетравмирующим окончанием, выступающим за границы лестничных маршей на 30 см.;
- в нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020 не соблюдена единообразная геометрия ступеней лестничного марша входной группы;
- в нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ, п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020 не соблюдены требования по обустройству пандуса, дублирующего лестничный марш входной группы по углу уклона и длине марша; поручни пандуса ненормативные, отсутствуют бортики по продольным краям марша пандуса, не соответствует требованиям свободная зона в верхнем и нижнем окончании пандуса;
- в нарушение п. 6.1.4 СП 59.13330.2020 не соответствует размер входной площадки на входе в здание;
- в нарушение п. 6.2.4 СП 59.13330.2020 не соблюдены требования к входной двери - не соответствует высота порога.
2) Стадион <адрес>:
- в нарушение п. 5.2.1, п. 5.2.2, п. 5.2.4, п. 5.1.8 СП 59.13330.2020 автостоянка не оборудована в соответствии с требованиями законодательства;
- в нарушение п. 5.1.3 СП 59.13330.2020 отсутствуют указатели направления движения;
- в нарушение п. 5.1.7 СП 59.13330.2020 не соответствуют ширина пути движения и продольный уклон пути движения;
- в нарушение п. 6.2.4, п. 6.3.2, 6.3.3, 6.3.6, п. 6.3.7 СП 59.13330.2020 оборудованное санитарно-гигиеническое помещение не соответствует нормам строительных правил;
- в нарушение п. 6.5.1, п. 6.5.2 СП 59.13330.2020 отсутствуют средства информации на объекте.
Кроме того, отсутствует вывеска о принадлежности объекта, тактильная предупредительная разметка перед лестничными маршами зрительных трибун, препятствиями. Лестничные марши не оснащены двухсторонними поручнями с нетравмирующим окончанием, нарушена единообразная геометрия ступеней, не соблюдены требования по высоте и глубине ступеней.
Функциональные зоны стадиона не соответствуют СП 285.1325800.2016 «Стадионы футбольные».
Вышеуказанные нарушения СП 59.13330.2020 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СП 285.1325800.2016 «Стадионы футбольные» отражены в разделе 2 паспорта доступности выше названных объектов социальной инфраструктуры, необходимые к их устранению мероприятия - в разделе 5 паспорта.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона здание Администрации Старовеличковского сельского поселения, по адресу <адрес> №, и прилегающая территория, а также Стадион <адрес>, по адресу <адрес> №, и прилегающая территория, не обеспечены необходимой инвалидам инфраструктурой, что существенно нарушает права данной категории лиц.
В силу ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ, выраженной в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа <адрес> края на нарушение конституционных прав и свобод положениями ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в том числе инвалидов, круг которых постоянно меняется.
На основании изложенного, прокурор просит суд обязать Администрацию Старовеличковского сельского поселения устранить нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обустроить здание администрации Старовеличковского сельского поселения и Стадион <адрес> в соответствии СП 59.13330.2020 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СП 285.1325800.2016 «Стадионы футбольные» путем проведения предусмотренных разделом 5 паспорта доступности мероприятий по созданию условий беспрепятственного доступа для маломобильных групп населения, включая инвалидов, к объектам социальной инфраструктуры.
Третье лицо в суд не явилось, в письменном ходатайстве содержится просьба о рассмотрении дела без участия представителя третьего лица. При указанных обстоятельствах, суд в порядке ст.167 ГПК РФ принял решение о рассмотрении дела без участия представителя третьего лица.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Власенко А.Б. поддержал доводы и требования указанные в иске.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Старовеличковского сельского поселения по доверенности Бутко Г.Н. частично признал наличие перечисленных в иске нарушений, поддержал доводы письменного отзыва на иск.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, об удовлетворении заявленных исковых требований, по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, администрация Старовеличковского сельского поселения является балансодержателем следующих объектов социальной инфраструктуры: - 1. Здания Администрации Старовеличковского сельского поселения, расположенного по адресу <адрес> №; - 2. Стадиона <адрес>, расположенный по адресу <адрес> №.
Согласно ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Законом 1229-КЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в <адрес>» регламентировано создание условий беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения, включая инвалидов, на территории <адрес>.
Проверкой соблюдения законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, установлено, что вышеуказанные объекты недвижимости не соответствуют требованиям закона, СП 59.13330.2020 (СНиП 35-01-2001) Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, утвержденных Приказом министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/<адрес> Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», что выражается в следующем:
1) Здание Администрации Старовеличковского сельского поселения: - в нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020 на лестнице на входе не оборудованы непрерывные по всей длине по обеим сторонам поручни на высоте 90 см с нетравмирующим окончанием, выступающим за границы лестничных маршей на 30 см.; - в нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020 не соблюдена единообразная геометрия ступеней лестничного марша входной группы; - в нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ, п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020 не соблюдены требования по обустройству пандуса, дублирующего лестничный марш входной группы по углу уклона и длине марша; поручни пандуса ненормативные, отсутствуют бортики по продольным краям марша пандуса, не соответствует требованиям свободная зона в верхнем и нижнем окончании пандуса; - в нарушение п. 6.1.4 СП 59.13330.2020 не соответствует размер входной площадки на входе в здание; - в нарушение п. 6.2.4 СП 59.13330.2020 не соблюдены требования к входной двери - не соответствует высота порога.
2) Стадион <адрес>: - в нарушение п. 5.2.1, п. 5.2.2, п. 5.2.4, п. 5.1.8 СП 59.13330.2020 автостоянка не оборудована в соответствии с требованиями законодательства; - в нарушение п. 5.1.3 СП 59.13330.2020 отсутствуют указатели направления движения; - в нарушение п. 5.1.7 СП 59.13330.2020 не соответствуют ширина пути движения и продольный уклон пути движения; - в нарушение п. 6.2.4, п. 6.3.2, 6.3.3, 6.3.6, п. 6.3.7 СП 59.13330.2020 оборудованное санитарно-гигиеническое помещение не соответствует нормам строительных правил; - в нарушение п. 6.5.1, п. 6.5.2 СП 59.13330.2020 отсутствуют средства информации на объекте.
Также отсутствует вывеска о принадлежности объекта, тактильная предупредительная разметка перед лестничными маршами зрительных трибун, препятствиями. Лестничные марши не оснащены двухсторонними поручнями с нетравмирующим окончанием, нарушена единообразная геометрия ступеней, не соблюдены требования по высоте и глубине ступеней.
Функциональные зоны стадиона не соответствуют СП 285.1325800.2016 «Стадионы футбольные».
Вышеуказанные нарушения СП 59.13330.2020 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СП 285.1325800.2016 «Стадионы футбольные» отражены в разделе 2 паспорта доступности выше названных объектов социальной инфраструктуры, необходимые к их устранению мероприятия - в разделе 5 паспорта.
В нарушение вышеуказанных требований закона, здание Администрации Старовеличковского сельского поселения, по адресу <адрес> №, и прилегающая территория, а также Стадион <адрес>, по адресу <адрес> №, и прилегающая территория, не обеспечены необходимой инвалидам инфраструктурой, что существенно нарушает права данной категории лиц.
Согласно ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ, выраженной в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа <адрес> края на нарушение конституционных прав и свобод положениями ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
При указанных обстоятельствах, учитывая перечисленные нарушения ответчиком требований закона, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Старовеличковского сельского поселения об обязании устранения нарушений законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры - удовлетворить в полном объеме.
Обязать Администрацию Старовеличковского сельского поселения устранить нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обустроить здание администрации Старовеличковского сельского поселения и Стадион <адрес> в соответствии СП 59.13330.2020 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СП 285.1325800.2016 «Стадионы футбольные» путем проведения предусмотренных разделом 5 паспорта доступности мероприятий по созданию условий беспрепятственного доступа для маломобильных групп населения, включая инвалидов, к объектам социальной инфраструктуры.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.