Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1990/2022 ~ М-1501/2022 от 04.05.2022

Дело № 2-1990/22          Мотивированное решение изготовлено 08.08.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 августа 2022 года             город Мурманск

Первомайский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Земцовой Е.А.,

при помощнике судьи Корчагиной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ушакова С.М. к Комитету имущественных отношений *** о признании права на приватизацию жилого помещения и обязании заключить договор на бесплатную передачу жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Ушаков С.М. обратился в суд с иском к Комитету имущественных отношений *** о признании права на приватизацию жилого помещения и обязании заключить договор на бесплатную передачу жилого помещения. В обоснование заявленных требований указано, что до *** нанимателем жилого помещения - квртиры *** расположенной по адресу: ***, на основании служебного ордера №*** от *** являлся ФИО1 Совместно с нанимателем зарегистрированы *** Ушакова И.Ю., *** Ушаков А.М. и *** Ушаков С.М. *** ФИО1 умер. В заключении договора социального найма администрацией *** отказано. Отказ считает необоснованным, поскольку истец, постоянно проживая в данной квартире на протяжении длительного времени, не состоял на момент ее предоставления и не состоит в настоящее время в трудовых отношениях с собственником либо с органом в оперативном управлении или хозяйственной ведении которого находится данное жилое помещение. После передачи в муниципальную собственность жилое помещение утратило статус служебной и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма. Кроме того, после принятия решения о включении жилого помещения в число служебных, данное жилое помещение не учтено в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости. В данной связи, поскольку порядок предоставления и пользования спорным жилым помещением расходятся с нормами жилищного законодательства, регулирующими правоотношения по пользованию служебным жилым помещением, и соответствует правоотношениям по пользованию жильем, переданным по договору социального найма, полагает, что занимаемое истцом жилое помещение подлежит бесплатной передаче в собственность в порядке приватизации. Просит признать за Ушаковым С.М. право на получение в собственность в порядке приватизации жилого помещения - квартиры, общей площадью ***, расположенной по адресу: *** Обязать комитет имущественных отношений *** заключить с Ушаковым С.М. договор на бесплатную передачу жилого помещения - квартиры, общей площадью *** расположенной по адресу: ***

В судебное заседание истец Ушаков С.М. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель истца Старикова О.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Комитета имущественных отношений *** в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил письменный отзыв на иск, в котором с требованиями истца не согласился, поскольку спорное жилое помещение является служебным, и было предоставлено семье истца как служебное жилое помещение. Решение об исключении жилого помещения из категории служебных администрацией *** не принималось, поэтому в силу статьи 4 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» спорная квартира приватизации не подлежит.

Представители третьих лиц - администрации ***, Комитета по жилищной политике администрации ***, Государственного областного казенного учреждения «Центр технической инвентаризации», Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии *** в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, возражений не представили.

Третьи лица Ушакова И.Ю., Ушаков А.М. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года
№ 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Частью 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года
№ 1541-1 установлен перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации. К их числу отнесены служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий к ним приравненных.

В силу части 2 статьи 4 названного Закона собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.

Судом установлено, что на сновании служебного ордера №*** от *** ФИО1., в связи с работой в ***, на состав семьи из трех человек (*** Ушакова И.Ю., *** Ушаков С.М., *** Ушаков А.М.) предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: ***, которое отнесено к специализированному (служебному) жилищному фонду.

Материалами дела подтверждено, что в спорном жилом помещении в настоящее время зарегистрированы и проживают: Ушакова И.Ю. с *** по настоящее время; Ушаков С.М. с *** по настоящее время, Ушаков А.М. с ***.

Законность вселения и проживания ФИО1 и членов его семьи в двухкомнатную квартиру *** ответчиком не оспаривалась.

В соответствии с пунктом 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Выпиской из реестра муниципального имущества *** подтверждается, что спорный объект недвижимого имущества внесен в реестр муниципального имущества *** на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», включен в реестр муниципальной собственности.

Таким образом, на момент предоставления жилого помещения ФИО1 и членам его семьи спорное жилое помещение состояло на учете в качестве специализированного. Из материалов дела следует, что указанная квартира в настоящее время также состоит на учете в качестве служебной, статус жилого помещения не изменялся.

Обращаясь с настоящим иском в суд, истец указал, что при передаче в муниципальную собственность спорного жилого помещения им был утрачен статус служебного жилья, в связи с чем к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Между тем, суд не может согласиться с данным доводом истца и его представителя по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Как разъяснено в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.

Судом установлено, что спорная квартира предоставлена истцу после введения в действие Закона РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР», п.3 ст.2 которого устанавливал, в том числе муниципальную форму собственности.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» определены основные положения по разграничению государственной собственности и установлено, что отдельные виды объектов государственной собственности, передаются в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

В частности, пунктом 2 указанного Постановления и приложением № 3 к нему к муниципальной собственности отнесены все объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, за исключением объектов федеральной собственности, указанных в приложениях 1 и 2, в том числе и жилой фонд.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления были вправе самостоятельно утверждать перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года.

Решением Мурманского городского Совета от *** сформирован реестр муниципальной собственности ***.

Согласно выписке из реестра муниципального имущества *** жилое помещение – квартира *** внесена в реестр муниципальной собственности *** на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1, включено в перечень «Предприятий, имущества передаваемых в муниципальную собственность ***» и учтено в реестре муниципальной собственности ***.

Спорная квартира включена в реестр муниципальной собственности на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1. При этом был произведен учет недвижимого имущества в составе муниципальной казны, а не фактическая передача от одного собственника к другому собственнику.

В соответствии с пунктом 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.

Служебные жилые помещения, согласно статье 93 Жилищного кодекса Российской Федерации предназначены, в частности, для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы.

Собственником жилого помещения - муниципальным образованием *** правовой статус служебного жилого помещения за спорным жилым помещением был сохранен, это следует из письма администрации *** от *** о направлении Государственному унитарному предприятию технической инвентаризации реестра специализированных (служебных) жилых помещений с информацией об отнесении спорного жилого помещения к специализированному (служебному) жилищному фонду ***.

Таким образом, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение было учтено в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости.

Согласно сведениям, предоставленным суду Государственным областным казенным учреждением «Центр технической инвентаризации», квартира *** значится как служебная.

Доказательств того, что после передачи в муниципальную собственность квартира в установленном законом порядке была исключена из категории специализированного жилищного фонда, материалы дела не содержат.

При этом только органам, осуществляющим управление государственным или муниципальным жилищным фондом, предоставлено право принимать решения об исключении жилого помещения из служебного фонда.     

Поскольку собственником решение об исключении жилого помещения из служебного фонда не принималось, у суда отсутствуют основания для признания за истцом права на приватизацию указанного жилого помещения.

То обстоятельство, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о статусе объекта недвижимого имущества, само по себе не может являться основанием для его изменения, поскольку собственник жилого помещения и уполномоченный им орган в установленном порядке не принимали решение об исключении занимаемого жилого помещения из числа специализированного использования.

При этом понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к передаче служебных жилых помещений в собственность граждан недопустимо, поскольку согласно статье 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение признано в установленном законом порядке служебным и в качестве служебного передано в пользование Ушакову М.В. и членам его семьи, решение о его исключении из категории служебного органом местного самоуправления не принималось.

При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении исковых требований истцу в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ушакова С.М. к Комитету имущественных отношений *** о признании права на приватизацию жилого помещения и обязании заключить договор на бесплатную передачу жилого помещения оставить без удовлетворения

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г.Мурманска в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.

Судья Е.А. Земцова

2-1990/2022 ~ М-1501/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ушаков Станислав Михайлович
Ответчики
КИО г. Мурманска
Другие
АГМ
Управление Росреестра по МО
КЖП г. Мурманска
ГОКУ ЦТИ
Суд
Первомайский районный суд г. Мурманска
Судья
Земцова Елена Анатольевна
Дело на сайте суда
perv--mrm.sudrf.ru
04.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.05.2022Передача материалов судье
11.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2022Судебное заседание
04.08.2022Судебное заседание
08.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.08.2022Дело оформлено
02.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее