Дело № 2-874/2022
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2022 года п. Чернышевск
Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Силяевой И.Л.,
при секретаре судебного заседания Курашиной Т.А.,
с участием истцов Вологдиной М.А., Вологдина А.Г., Вологдина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вологдиной М.А., Вологдина А.Г., Вологдина А.А. к администрации муниципального района «Чернышевский район», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края об исключении из списка граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации для предоставления выплат на проведение капитального ремонта жилого помещения поврежденного в результате чрезвычайной ситуации произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году, признании членом семьи собственников жилого помещения, признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями, возложении обязанности,
установил:
Истцы Вологдина М.А., Вологдин А.Г., Вологдин А.А. обратились в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее. Истцы зарегистрированы и проживают в жилом доме по адресу <адрес>, принадлежащем истцам Вологдиной М.А., Вологдину А.Г., на праве общей долевой собственности на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный жилой дом оказался в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Чернышевского района Забайкальского края в июле 2021 г., в результате чего жилой дом истцов пострадал.
Истцами в установленном порядке были поданы документы в Администрацию муниципального района «Чернышевский район», и они были включены в Список граждан жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации для осуществления выплат на проведение капитального ремонта жилого помещения, затем предоставлена социальная выплата на проведение капитального ремонта жилого помещения в размере <данные изъяты> руб. Однако с наступлением холодного периода, вследствие сил морозного пучения произошла неравномерная осадка фундамента, отклонение стен от вертикали, ослабление несущих конструкций, в связи с чем, истцами было проведено повторное исследование жилого дома. Как следует из экспертного заключения ООО «Агентство «Оценка+» № от 26.10.2022 г. жилой дом по адресу <адрес>, в результате паводка 2021 г. относится к утраченным жилым помещениям, являясь аварийным.
Согласно акта и заключения межведомственной комиссии администрации МР «Чернышевский район» жилой дом по адресу <адрес>, является аварийным и подлежащим сносу.
После получения акта экспертного исследования истцы обратились в администрацию МР «Чернышевский район» с заявлением включении в списки граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации для приобретения жилого помещения, однако получили отказ, т.к. предельный срок для подачи заявления и документов, 01 декабря 2021 г. ими пропущен. С данным решением истцы не согласны, полагают, что поскольку жилой дом ремонту, в том числе и капитальному не подлежит, для проведения оценки технического состояния дома было необходимо время, то установленный срок 1 декабря 2021 г. для подачи заявления на предоставление мер социальной поддержки установлен, однако данная программа продолжает действовать до 31.12.2022 г. Полагают, что имеют право на получение мер социальной поддержки в связи с утратой единственного жилого помещения. Истец Вологдин А.А., является членом семьи собственников жилого дома, зарегистрирован в нем и проживает совместно с <данные изъяты>.
Просят исключить Вологдину М.А., Вологдина А.Г. из списка граждан жилые помещения, которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации произошедшей на территории Забайкальского края вызванной паводковыми явлениями в 2021 г.; признать членом семьи Вологдиной М.А., Вологдина А.Г. как собственников жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, Вологдина А.А.; признать за Вологдиной М.А., Вологдиным А.Г., Вологдиным А.А. право на получение выплаты на приобретение жилого помещения, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации; обязать администрацию муниципального района «Чернышевский район» включить истцов в список граждан, жилое помещение которых утрачено, в результате чрезвычайной ситуации произошедшей на территории Забайкальского края в 2021 году для выплат на приобретение жилого помещения, обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края выделить денежные средства истцам на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации.
Истец Вологдина М.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала полностью по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что в результате паводка, принадлежащий ей и <данные изъяты> жилой дом пострадал. На основании заявления они были включены в Список на предоставление социальных выплат на проведение капитального ремонта жилого дома, указанные денежные средства были перечислены на специальный счет. Ремонт дома был произведен, после ремонта дом был обследован комиссией и принят. По прошествии времени в доме появилась плесень, сырость, лопнул брус и окно. Проведено повторное обследование дома экспертами, и установлено, что дом непригоден для проживания и считается аварийным. Намерены вернуть денежные средства, израсходованные на капитальный ремонт, для получения меры социальной поддержки в виде выплаты на приобретение жилого дома взамен утраченного. <данные изъяты> Вологдин А.А. зарегистрирован в доме, <данные изъяты>. Своего жилья не имеет. <данные изъяты>.
Истец Вологдин А.Г. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что в результате паводка, принадлежащий ему и его супруге жилой дом пострадал, требовал капитального ремонта. После получения мер социальной поддержки в виде выплаты на капитальный ремонт, в размере <данные изъяты> тысяч рублей, был проведен капитальный ремонт дома. Для проведения ремонта нанимались специализированные компании. Он сам подливал фундамент дома, полностью фундамент дома не менялся, в связи с тем, что выделенных денежных средств не хватило.
Истец Вологдин А.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что четыре года проживает в <адрес> на съемной квартире, иногда проживает со своей семьей у <данные изъяты> Вологдиных, когда приходится менять съемное жилье. Помогал родителям проводить капитальный ремонт жилого дома в <адрес>.
Представитель ответчика администрации муниципального района «Чернышевский район» Кожина Н.Ю., действующая на основании доверенности № от 10.01.2022 г., будучи надлежащим образом извещена о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась. В представленном суду отзыве просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что истцу Вологдиной М.А. была предоставлена выплата на проведение капитального ремонта жилого дома по адресу: <адрес>, в размере <данные изъяты> рублей. На основании заявления о перечислении средств выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения указанная сумма была перечислена. 15 апреля 2022 года, в соответствии с заявлением Вологдиной М.А. межведомственной комиссией администрации муниципального района «Чернышевский район» было проведено обследование помещения после капитального ремонта и принято заключение о признании жилого помещения по адресу: <адрес>, пригодным для проживания. Считает, что право истцов на оказание мер социальной поддержки в виде получения выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения использовано, и поскольку оказание такой меры социальной поддержки граждан, в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 года №362, предоставляется однократно, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, возражений относительно заявленных исковых требований суду не представил.
Судом, с учетом положения ст. 167 ГПК РФ, определено рассмотреть дело в отсутствие извещенных, но не явившихся участников процесса.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно абз.1 ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон о защите от чрезвычайных ситуаций) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии со ст.18 Закона о защите населения от чрезвычайных ситуаций граждане Российской Федерации, кроме прочего, имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (п.1). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362 утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Правила).
Как следует из подп.1 п.3 Правил мерой социальной поддержки гражданам, указанным в подп.1-3 и 5 п.4 Правил, утратившим жилые помещения, является предоставление выплат на приобретение ими одного или нескольких жилых помещений.
Согласно п.4 Правил право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации:
1) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон), или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
2) граждане, имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
3) граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждане, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
4) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона, предусматривающей страхование риска поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
5) граждане, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций (при условии возникновения указанных событий не позднее 1 января 2020 года), право которых на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственных жилищных сертификатов за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий) установлено судебным решением, вступившим в законную силу, и которые не обеспечены жилыми помещениями в связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями» признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
6. Оказание мер социальной поддержки гражданам осуществляется однократно в отношении одного утраченного или поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения.
Порядок формирования списков определен Главой 2 Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Как следует из п.19 Правил, для включения гражданина и членов его семьи в соответствующий Список, гражданин не позднее 5 месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации представляет в администрацию документы.
В соответствии с п.22 Правил администрация муниципального образования в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку документов, представленных в соответствии с пунктами 19-21 Правил и принимает решение о включении гражданина и членов его семьи в соответствующий Список либо об отказе во включении его и членов его семьи в соответствующий Список и уведомляет гражданина о принятом решении в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
Пунктом 23 Правил предусмотрены основания для отказа гражданам во включении в соответствующий Список в случае, к которым относится, в том числе, несоответствие граждан категориям, указанным в п.4 Правил.
Администрация муниципального образования в течение 5 рабочих дней после принятия решения о включении гражданина в соответствующий Список направляет в Министерство строительства утвержденный Список по муниципальному образованию, на основании Списков по муниципальным образованиям, утвержденных главами муниципальных образований, представленных администрациями, Министерство в соответствии с п.12 Правил формирует соответствующие Списки Забайкальскому краю, которые направляются Губернатору Забайкальского края на утверждение и в течение 3 рабочих дней со дня утверждения Губернатором Забайкальского края соответствующих Списков по Забайкальскому краю, Министерство направляет их в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 федеральных Правил (п. 34-36 Правил).
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 № 46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями» в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации с 18.06.2021 в границах нескольких муниципальных районов, в том числе муниципального района «Чернышевский район» Забайкальского края, введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края (п.1). Чрезвычайная ситуация классифицирована как чрезвычайная ситуация регионального характера (п.3).
Постановлением главы муниципального района «Чернышевский район» от 23.07.2021 № 358 на территории муниципального района «Чернышевский район» введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация», границы зоны чрезвычайной ситуации определены в пределах муниципального района «Чернышевский район».
Постановлением главы муниципального района «Чернышевский район» от 28.07.2021 № 367 определены границы зоны действия режима «Чрезвычайная ситуация» в городских и сельских поселениях муниципального района «Чернышевский район», куда вошли дома, в том числе дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Жилой дом по адресу <адрес> принадлежит истцам Вологдиной М.А. и Вологдину А.Г. на праве общей совместной собственности на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, запись в ЕГРН о праве собственности внесена ДД.ММ.ГГГГ (л.д.46-53).
Заключением № ООО Агентства «Оценка+» о техническом состоянии строительных конструкций жилого дома по адресу: <адрес>, степень повреждения объекта составляет 19 %, указанный жилой дом признан ограниченно работоспособным и подлежащим капитальному ремонту, здание повреждено в результате чрезвычайной ситуации природного характера (л.д.37-45).
Согласно Уведомления № от 8 ноября 2021 г. истцы Вологдина М.А., Вологдин А.Г. признаны пострадавшими, включены в Список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в связи с чем предоставлена выплата на проведение капитального ремонта жилого дома по адресу <адрес>, в размере <данные изъяты> руб. Денежные средства социальной поддержки перечислены на лицевой счет истцов. Как следует извещения № от 19 апреля 2022 года Вологдиной М.А. произведено снятие остатка денежных средств в сумме <данные изъяты> руб. (л.д.106).
15 апреля 2022 года в связи с проведением истцами капитального ремонта жилого дома по адресу <адрес>, межведомственной комиссией администрации МР «Чернышевский район» произведено обследование указанного жилого дома после проведенного капитального ремонта. В соответствии с заключением комиссии, дом признан пригодным для проживания (л.д. 108,109).
9 ноября 2022 года Вологдина М.А. обратилась с заявлением о включении её с составом семьи <данные изъяты> Вологдин А.Г. и <данные изъяты> Вологдин А.А. в Список семей и граждан жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации.
Как следует из акта экспертного заключения ООО Агентства «Оценка+» № от 26.10.2022 г. жилого дома по адресу <адрес>, установлено, что степень повреждения жилого дома составляет 61 % объект относится к утраченным в результате паводка 2021 г., (л.д.18-45).
Уведомлением от № от 01 декабря 2022 г. Вологдиной М.А. с составом семьи: <данные изъяты> Вологдин А.Г., <данные изъяты> Вологдин А.А., отказано во включении в Список граждан на приобретение жилого помещения жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций, в соответствии с п.п. 2, 5 п.23 Правил, в связи с установлением предельного срока обращения для подачи заявлений и документов 1 декабря 2021 года, а также п.6 Правил.
Установлено, что жилой дом, принадлежащий Вологдиной М.А. и Вологдину А.Г. на праве общей долевой собственности по адресу <адрес>, пострадал в результате паводка 2021 года. Согласно экспертного заключения от 21 сентября 2021 года установлено степень повреждения объекта 19%, в связи с чем истцам была назначена социальная выплата на проведение капитального ремонта жилого помещения. Денежные средства были перечислены истцам и использованы по назначению.
Как следует из пояснений истцов в судебном заседании и подтверждается материалами дела, денежные средства социальной выплаты, направленные на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения, принадлежащего истцам были использованы. Вологдиной М.А. и Вологдиным А.Г. проведен капитальный ремонт жилого дома, после чего отремонтированный жилой дом был принят межведомственной комиссией, по заключению которой дом признан пригодным для проживания.
Поскольку оказание мер социальной поддержки гражданам осуществляется однократно в отношении одного утраченного или поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения. А истцы реализовали право на получение меры социальной поддержки в виде получения выплат на осуществление капитального ремонта жилого помещения, право на получение меры социальной поддержки в виде выплат на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения, у них отсутствует.
Следовательно, требование о признании Вологдина А.А. членом семьи Вологдиной М.А., Вологдина А.Г. правового значения для рассматриваемого дела не имеет, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ 2021 ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.