Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-417/2019 от 12.09.2019

Дело № 5-417/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 21 октября 2019 года

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Речич Е.С.,

с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, - Желонкина А.С.,

консультантов отдела по сохранению, использованию и охране объектов культурного наследия Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, Мелединой А.С., Суховой А.Г.,

рассмотрев материалы об административном правонарушении в отношении

Баширова М.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, ранее за однородное правонарушение не привлекавшегося,

о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

11 сентября 2019 года консультантом отдела по сохранению, использованию и охране объектов культурного наследия Министерства культуры, печати и по делам национальностей Мелединой А.С. в отношении Баширова М.Х. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, за невыполнение требований по порядку проведения работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом жилой, 1959-1961 г.г.», расположенного по адресу: <адрес>

Баширов М.Х. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

В судебном заседании защитник Баширова М.Х. – Желонкин А.С. с привлечением к административной ответственности не согласился, указав, что Баширов М.Х. не был надлежащим образом уведомлен об отнесении <адрес> к объектам культурного наследия и принятия на государственную охрану. Соответствующее уведомление от Министерства культуры Республики Марий Эл и Управления Росреестра по Республике Марий Эл он не получал, поскольку с 2007 года проживает по другому адресу.

Должностные лица Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Меледина А.С., Сухова А.Г. в судебном заседании пояснили, что уведомление о включении <адрес> в перечень объектов культурного наследия направлялось Баширову М.Х. по известному месту жительства. При установлении факта не согласованных с Министерством работ по отделке фасада здания Баширов М.Х. уведомлялся о необходимости согласования работ, однако работы были закончены без согласования, предмет охраны был нарушен.

Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи, влечет наложение административного штрафа влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).

Согласно статье 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно статье 43 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ реставрация памятника или ансамбля это научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.

В частях 1 и 3 статьи 48 Федерального закона № 73-ФЗ указано, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

В силу пункта 3 части 1 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.

Согласно части 2 статьи 47.3 указанного Федерального Закона, собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона №73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Прием документов, необходимых для получения задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, и выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Согласно пункту 2 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Баширов М.Х. является собственником нежилого помещения, расположенного на 1 этаже <адрес> с 30 мая 2003 года. В мае 2019 года по его заказу проводились работы по отделке фасада здания в принадлежащем ему помещении.

Как установлено судом и следует из материалов дела, объект культурного наследия «Дом жилой, 1959-1961 г.г.» принят на государственную охрану постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27 июня 2007 года № 162 «О мерах по дальнейшему обеспечению сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Марий Эл» и зарегистрирован к Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации приказом Минкультуры России от 15 октября 2015 года с присвоением ему регистрационного номера .

Предмет охраны объекта культурного наследия «Дом жилой, 1959-1961 г.г.» утвержден Приказом Министерства от 22 декабря 2015 года .

Работы по сохранению объекта культурного наследия «Дом жилой, 1959-1961 г.г.» проводились без согласования Министерства. Данные работы проводились с нарушением предмета охраны объекта культурного наследия, а именно заложена часть крупного руста в отделке фасадов 1-го этажа кирпичного цвета со швами белого цвета, выполнена окраска части фасада объекта культурного наследия (исторический цвет – кирпичный) в два цвета – охра и белый.

08 мая 2019 года сотрудниками Министерства зафиксировано нарушение Федерального закона № 73-ФЗ со стороны собственника объекта Баширова М.Х.

В соответствии с п. 8 ст. 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ региональный орган охраны объектов культурного наследия не позднее трех рабочих дней со дня получения информации от органа регистрации прав уведомляет собственника и (или) иного законного владельца объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия с приложением копии решения о включении объекта в указанный перечень, а также о необходимости выполнять требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.

Собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия обязан выполнять определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия (п. 9 ст. 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ).

Обязанность собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия по выполнению указанных в пунктах 8 и 9 настоящей статьи требований к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия возникает с момента получения данным лицом предусмотренного пунктом 8 настоящей статьи уведомления (п. 9 ст. 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ).

После принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы (п. 1 ст. 18 Федерального закона N 73-ФЗ).

Решение о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе во включении такого объекта в реестр должно быть принято соответствующим органом охраны объектов культурного наследия в срок не более одного года со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия (п. 8 ст. 18 Федерального закона N 73-ФЗ). Региональный орган охраны объектов культурного наследия, федеральный орган охраны объектов культурного наследия направляют письменное уведомление собственнику или иному законному владельцу выявленного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, о принятии решения о включении такого объекта в реестр либо об отказе во включении такого объекта в реестр не позднее трех рабочих дней со дня принятия такого решения (п. 14 ст. 18 Федерального закона N 73-ФЗ).

Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что региональный орган охраны объектов культурного наследия обязан первоначально уведомить собственника или законного владельца выявленного объекта культурного наследия о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, после чего у собственника или законного владельца данного объекта возникает обязанность по выполнению определенных пунктами 1 - 3 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ требований к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия. Затем, после принятия решения о включении такого выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации региональный или федеральный орган охраны объектов культурного наследия направляет собственнику или законному владельцу данного объекта письменное уведомление о принятии данного решения.

Распоряжение Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл от 17 декабря 2015 года № 24 «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Дом жилой, 1959-1961 г.г.» по адресу: <адрес>, было направлено Баширову М.Х. по адресу: <адрес>. Указанная корреспонденция Баширову М.Х. доставлена не была.

Также суду представлено уведомление от 30 декабря 2015 года по проведении государственной регистрации ограничения (обременения) права, направленное Баширову М.Х., направленное Баширову М.Х. по адресу: <адрес>.

Между тем, защитником Бащирова М.Х. суду представлена копия паспорта, из которой следует, что с 7.12.2007 г. он был зарегистрирован по адресу: <адрес>, с 20.08.2016 г. зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Доказательств, что Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл предпринимало попытки к вручению уведомления и установлению места жительства Баширова М.Х., суду не представлены.

В материалах дела нет каких-либо доказательств о выполнении региональным органом охраны объектов культурного наследия установленных п. 8 ст. 16.1 и п. 14 ст. 18 Федерального закона N 73-ФЗ требований о направлении собственникам или законным владельцам выявленного объекта культурного наследия, а затем объекта культурного наследия, включенного в реестр, соответствующих уведомлений.

Принимая во внимание, что в силу п. 9 ст. 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ обязанность собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия по выполнению указанных в пунктах 8 и 9 настоящей статьи требований к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия возникает с момента получения данным лицом предусмотренного пунктом 8 настоящей статьи уведомления, в действиях Баширова М.Х. отсутствует вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, так как данному лицу как не было известно о включении жилого дома по адресу: <адрес>, в перечень выявленных объектов культурного наследия, а затем в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В связи с отсутствием вины Баширова М.Х. в совершенном правонарушении, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, 29.9 КоАП РФ производство по делу в отношении Баширова М.Х. подлежит прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу в отношении Баширова М.Х. о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения копии мотивированного постановления.

Судья Е.С.Речич

Мотивированное постановление

составлено 22.10.2019 года

5-417/2019

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушенииОтсутствие события административного правонарушения
Ответчики
Баширов М.Х.
Суд
Йошкар-Олинский городской суд Республики Мари Эл
Судья
Речич Е.С.
Статьи

ст.7.13 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
yoshkarolinsky--mari.sudrf.ru
12.09.2019Передача дела судье
13.09.2019Подготовка дела к рассмотрению
10.10.2019Рассмотрение дела по существу
21.10.2019Рассмотрение дела по существу
18.11.2019Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее