Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-819/2023 от 24.07.2023

Дело № 2-819/2023                                                                                       

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Няндома                                                                                    30 августа 2023 г.

Няндомский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Росковой О.В.,

с участием помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Фоменко К.И.,

    при секретаре Прошиной О.Д.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности Котласского транспортного прокурора Архангельской области к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере защиты прав маломобильных групп населения на железнодорожном вокзале,

установил:

        исполняющий обязанности Котласского транспортного прокурора Архангельской области обратился в Басманный районный суд г.Москвы с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере защиты прав маломобильных групп населения на железнодорожном вокзале.

    В обоснование исковых требований указал, что Котласской транспортной прокуратурой проведена проверка обеспечения исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, транспортной безопасности и защите прав потребителей на железнодорожном вокзале станции Няндома. В ходе проверки выявлены нарушения законодательства в сфере защиты прав маломобильных групп населения. В соответствии с п.8.4.12 СП 59.13330.2020 граница опасной зоны у края платформы со стороны путей должна быть обозначена в соответствии с ГОСТ Р 52875. Пунктом 4.1.4 ГОСТ Р 52875 все тактильные наземные указатели, независимо от назначения, используемого материала и технологии обустройства для обеспечения возможности их идентификации слабовидящими людьми должны быть желтого цвета при обустройстве на темной поверхности или черного цвета при обустройстве на светлой поверхности. Согласно п.4.1.2 ГОСТ Р 52875 поверхность тактильных наземных указателей должна обладать противоскользящими свойствами, сохраняющимися при движении в любых направлениях, иметь определенный тип рифления. В нарушение указанного пункта СП 59.13330.2020 на железнодорожном вокзале станции Няндома граница опасной зоны у края железнодорожной платформы первого пути не обозначена тактильной полосой для безопасности пассажиров с дефектами зрения. Прокуратурой ранее указывалось на имеющиеся нарушения закона. Так, 28.02.2020 начальнику вокзала Няндома Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» вносилось представление. Представление прокуратуры рассмотрено и удовлетворено 31.03.2020. В ракмках осуществления контроля исполнения требований представления от 28.02.2020 установлено, что по состоянию на 21.12.2021 требования прокуратуры не исполнены, работы по установке границы опасной зоны у края платформы не проведены. При этом проведение работ по установке границы опасной зоны не требуют проведения капитального ремонта пассажирской платформы железнодорожного вокзала Няндома, как указано в ответе указанной дирекции. Допущенные нарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью пассажирам с дефектами зрения. Просит обязать ОАО «РЖД» в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда устранить нарушения законодательства в сфере защиты маломобильных групп населения на железнодорожном вокзале станции Няндома, расположенном по адресу: <адрес>, а именно произвести работы по установке границы опасной зоны у края платформы со стороны путей тактильной полосой в соответствии с требованиями п.п.4.1.2, 4.1.4 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52875-2018 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования».

Определением Басманного районного суда города Москвы вышеуказанное гражданское дело передано по подсудности на рассмотрение в Няндомский районный суд Архангельской области.

В судебном заседании помощник прокурора Няндомского района Архангельской области Фоменко К.И. доводы и требования искового заявления поддержала в полном объеме.

Ответчик ОАО «РЖД» о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образов, своего представителя в суд не направил.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть гражданское дело при имеющейся явке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Под защитой неопределенного круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, права которых нарушены, когда персонифицировать их как до начала судебного разбирательства, так и после окончания, привлечь в процесс в качестве сторон, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела не представляется возможным.

В исковом заявлении прокурор обосновал обращение в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст.ст.9, 25 Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006 государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в том числе, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

Согласно ст.3 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.15 вышеуказанного Федерального закона, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.

Согласно ст.3 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ пассажиры, а также физические лица, имеющие намерение воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, как потребители пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Закон № 384-ФЗ) установлены минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и сооружениями процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации.

Согласно ч. 1 ст. 12 Закона № 384-ФЗ жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона № 384-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.

Указанный Закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения (ч. 2 ст. 3 № 384-ФЗ).

Согласно ч.ч.1, 4 ст.6 вышеуказанного Федерального закона, Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона. Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 № 815 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В п.38 Перечня национальных стандартов и сводов правил содержится СП 29.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

В соответствии с п.8.4.12 СП 59.13330.2020 граница опасной зоны у края платформы со стороны путей должна быть обозначена в соответствии с ГОСТ Р 52875.

Пунктом 4.1.4 ГОСТ Р 52875 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования» все тактильные наземные указатели, независимо от назначения, используемого материала и технологии обустройства для обеспечения возможности их идентификации слабовидящими людьми должны быть желтого цвета при обустройстве на темной поверхности или черного цвета при обустройстве на светлой поверхности.

Согласно п.4.1.2 ГОСТ Р 52875 поверхность тактильных наземных указателей должна обладать противоскользящими свойствами, сохраняющимися при движении в любых направлениях, иметь определенный тир рифления.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведения Котласской транспортной прокуратуры проверки обеспечения исполнения требований законодательства, установлено, что на железнодорожном вокзале станции Няндома граница опасной зоны у края железнодорожной платформы первого пути не обозначена тактильной полосой безопасности пассажиров с дефектами зрения.

По результатам проведенной проверки заместителем прокурора Котласской транспортной прокуратуры в адрес начальника вокзала Няндома Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» 28.02.2020 г. внесено представление об устранении нарушений безопасности и законодательства о защите прав потребителей.

О результатах рассмотрения представления ОАО «РЖД» заместителю Котласского транспортного прокурора был дан ответ, согласно которому факты, изложенные в представлении, частично нашли свое подтверждение. Для устранения выявленных нарушений разработан план мероприятий.

В целях проверки исполнения требований законодательства о защите прав потребителей, в том числе соблюдения прав маломобильных групп населения по обеспечению беспрепятственного доступа к объектам транспорта и транспортной инфраструктуры, в сфере транспортной безопасности, транспортным прокурором принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки.

Как следует из ответа главного инженера Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов дирекции железнодорожных вокзалов филиала ОАО «РЖД» от 24.12.2021 г., инвестиционной программой было запланировано проведение капитального ремонта платформы вокзала Няндома, в том числе и по оборудованию предупреждающими тактильными наземными указателями. Однако, в апреле 2021 года финансирование было сокращено, платформа вокзала была исключена из инвестиционной программы на 2021 год. В связи с дефицитом бюджета реконструкция платформ вокзала Няндома включена в долгосрочную программу инвестиций ДЖВ – филиала ОАО «РЖД» на 2025 -2027 гг.

Установленные в ходе судебного заседания обстоятельства указывают на то, что ответчиком в нарушение требований норм действующего законодательства не обеспечено выполнение требований п.п.4.1.2, 4.1.4 ГОСТ Р 52875-2018 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению».

Отсутствие и несоответствие вышеперечисленных приспособлений и устройств требованиям законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов, не позволяет в полной мере лицам, с ограниченными физическими возможностями, а также иным маломобильным группам населения, вести социально-активную жизнь.

Указанные нарушения законодательства Российской Федерации в области обеспечения доступности объектов социальной и транспортной инфраструктуры маломобильным группам населения, нарушает права указанной группы лиц на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества, гарантированные ст. 7 Конституции РФ, а также Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Стороной ответчика требования прокурора не оспаривались.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и необходимости их удовлетворения.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурор просил обязать ответчика совершить требуемые действия в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда. Суд полагает заявленный прокурором срок, с учетом отсутствия возражений со стороны ответчика, разумным, обоснованным и достаточным для проведения ответчиком необходимых мероприятий.

Кроме того, в силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета муниципального образования подлежит взысканию государственная пошлина от уплаты, которой прокурор освобожден в силу пункта 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации в размере, установленном пунктом 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

    решил:

    исковые требования исполняющего обязанности Котласского транспортного прокурора Архангельской области к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере защиты прав маломобильных групп населения на железнодорожном вокзале удовлетворить.

    Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ИНН ) в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда устранить нарушения законодательства в сфере защиты маломобильных групп населения на железнодорожном вокзале станции Няндома, расположенном по адресу: <адрес>, а именно произвести работы по установке границы опасной зоны у края платформы со стороны путей тактильной полосой в соответствии с требованиями п.п.4.1.2, 4.1.4 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52875-2018 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования».

Взыскать с открытого акционерного общества " Российские железные дороги " госпошлину в доход бюджета Няндомского муниципального округа Архангельской области 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                           подпись                             О.В. Роскова

         Мотивированное решение составлено 1 сентября 2023 г.

2-819/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
И.о. Котласского транспортного прокурора Архангельской области
Ответчики
ОАО "Российские железные дороги"
Суд
Няндомский районный суд Архангельской области
Судья
Роскова О.В.
Дело на странице суда
nyandomasud--arh.sudrf.ru
24.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
24.07.2023Передача материалов судье
31.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.08.2023Судебное заседание
01.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее