Дело № 2-1217/2023 (59RS0025-01-2023-000784-06)
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Краснокамск 6 сентября 2023 года
Краснокамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Щербаковой А.В.,
при секретаре Карповы К. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда гражданское дело по иску ПАО "Пермская энергосбытовая компания" к Мусабекову С.Е., Храмцовой Л.Ю., ФИО2, ФИО5, о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию, пени,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество «Пермская энергосбытовая компания» (ПАО «Пермэнергосбыт») обратилось в суд с иском к несовершеннолетним ФИО2, ФИО5 в лице их законных представителей Мусабекова С.Е., Храмцовой Л.Ю. о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию в жилом помещении по адресу: <адрес> размере 84 641,08 за период с апреля 2020 года по апрель 2022, пени 10 527,57 руб., а также возмещение затрат связанных с введением ограничения режима потребления электроэнергии в сумме 4850 руб., государственную пошлину в сумме 3200. 38 руб.
Требования мотивированы тем, что ПАО «Пермэнергосбыт» и Мусабековым С.Е. заключен договор на поставку электрической энергии и открыт лицевой счет №. Ответчиками осуществлялось потребление электрической энергии в жилом помещении расположенном по адресу: <адрес>. ПАО «Пермэнергосбыт» ежемесячно выставляет ответчикам счет –квитанции для оплаты потребленной электрической энергии. Оплата за потребленную электроэнергию вносится непосредственно на расчетный счет ПАО «Пермэнергосбыт». Ответчики свои обязательства по оплате потребленной электрической энергии выполняют ненадлежащим образом, в связи с чем образовалась задолженность за потребление электрической энергии, согласно акту сверки начислений и оплат в размере 84 641,08 руб. за период с апреля 2020 по апрель 2022, пени 10 527,57 руб. Гарантирующим поставщиком по указанному адресу было направлено уведомление № о необходимости погашения задолженности в полном объеме, почтовому отправлению присвоен №. Согласно отчету, почтовое уведомление получил Мусабеков С.Е. ответчики о несогласии с образовавшейся задолженностью в адрес ПАО «Пермэнергосбыт» не обращались. ДД.ММ.ГГГГ Гарантирующим поставщиком сформирована заявка № на ограничение подачи электрической энергии в жилом доме, по адресу: <адрес>. В установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ подача электрической энергии в указанном жилом доме была прекращена (акт 25370811), в связи с чем ответчикам начислено возмещение затрат, связанных с введением ограничения режима потребления электроэнергии в сумме 2870 руб. ДД.ММ.ГГГГ была выдана заявка на восстановление подачи электрической энергии, данная заявка исполнена. На январь 2022 по данному адресу за потребленную электрическую энергию имелась задолженность на общую сумму 91 446, 32 руб. гарантирующим поставщиком по номеру телефона потребителя было направлено смс-уведомление о необходимости погашения задолженности в полном объеме. Согласно отчету, уведомление получил Мусабеков С.Е. ДД.ММ.ГГГГ. ответчики о несогласии с образовавшейся задолженностью в адрес ПАО «Пермэнергосбыт» не обращались. ДД.ММ.ГГГГ гарантирующим поставщиком сформирована заявка № ограничение подачи электрической энергии в жилом доме, по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ подача электрической энергии в указанном жилом доме была прекращена, в связи с чем ответчикам начислено возмещение затрат, связанных с введением ограничения режима потребления электрической энергии в сумме 1980 руб. ежемесячно ПАО «Пермэнергосбыт» направлял ответчикам платежные документы (квитанции) на оплату потребленной электрической энергии. Ответчики не обращались в ПАО «Пермэнергосбыт» о несогласии с предъявленным расчетом. Задолженность не погашена.
Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен, ходатайств об отложении дела не заявлял. Ранее в предварительном судебном заседании принимал участие, просил исковые требования удовлетворить.
Ответчик ФИО2, ФИО5, а также их законные представители в судебное заседание не явились, извещены.
В соответствии со ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, что предполагает предоставление участвующим в судебном разбирательстве сторонам равных процессуальных возможностей по отстаиванию своих прав и законных интересов.
Суд же, осуществляя гражданское судопроизводство на основе данных принципов, обязан создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон.
Так, согласно частям 2 и 3 ст. 167 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается.
В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными.
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд считает, что представленными сведениями подтверждается то обстоятельство, что суд принял исчерпывающие меры для извещения ответчика о месте и времени судебного разбирательства и обеспечения гарантии его процессуальных прав.
Суд считает, что в условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку ответчика в судебное заседание суда нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон, поскольку были приняты исчерпывающие меры по обеспечению явки ответчика в судебное заседание, а его неявку суд расценивает как неявку в суд без уважительных причин.
Ответчику направлялось судебное извещение по последнему известному месту жительства, о рассмотрении дела судом ответчику известно, для извещения ответчика приняты исчерпывающие меры, ответчик имел возможность реализовать свои процессуальные права, однако этой возможностью не воспользовался, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика на основании имеющихся доказательств (ч.2ст.150 ГПК РФ).
Суд рассматривает дело в порядке заочного производства (ст.ст. 233,237 ГПК РФ).
Исследовав письменные материалы дела, судебные приказы №, №,№, №, №, №, заслушав в предварительном судебном заседании представителя истца, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, при этом Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила). Данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг: устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность и т.п.
В соответствии с п. п. "и" п. 34 Правил потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (п. 2 ст. 539 ГК РФ).
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п.1). Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п.2).
Отношения между исполнителями и потребителями услуги по электроснабжению, порядок начисления оплаты за оказанные услуги, установка и замена приборов учета регламентируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 N354 (далее - Правила) и Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее – Основные положения).
Пунктом 80 Правил, предусмотрено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Из пункта 61 Правил следует, что если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
В соответствии с п.81(1) исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.
Согласно п.81(2) Правил, в случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 настоящих Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.
В соответствии с п. 137 Основных положений приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля.
В силу п. 144 Правил приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности (в отношении граждан, осуществляющих ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, - на границах земельных участков) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности (в отношении гражданина, осуществляющего ведение садоводства или огородничества на земельном участке, расположенном в границах территории садоводства или огородничества, - на границе земельного участка) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности (в отношении гражданина, осуществляющего ведение садоводства или огородничества на земельном участке, расположенном в границах территории садоводства или огородничества, - к границе земельного участка), в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
Места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании (п. 147 Основных положений).
В силу п.149 Основных положений сетевая организация в целях выявления собственников энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивших в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, вправе без взимания платы проводить проверки наличия или отсутствия приборов учета, а также запрашивать и получать у гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) информацию о наличии или отсутствии приборов учета в отношении энергопринимающих устройств, непосредственно или опосредованно присоединенных к ее объектам электросетевого хозяйства, снабжение электрической энергией которых осуществляет такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация). При получении запроса от сетевой организации гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) обязан составить и передать сетевой организации ответ в срок, определенный соглашением между ними, который составляет не более 2 месяцев.
В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки приборов учета. Существенные условия указанного договора утверждаются уполномоченным федеральным органом.
Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не исполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления от сетевой организации обязан либо подтвердить предложенные сетевой организацией дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения ею действий по установке приборов учета или согласовать с сетевой организацией иные дату и (или) время допуска, а также согласовать проект договора, регулирующего условия установки приборов учета, либо представить мотивированный отказ от допуска к местам установки приборов учета и от заключения договора.
При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).
В соответствии с п. 152 Основных положений установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. Допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме или в помещении многоквартирного дома, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно п.156 Основных положений если приборы учета, соответствующие требованиям пункта 137 настоящего документа, расположены по обе стороны границы балансовой принадлежности смежных субъектов розничного рынка, то выбор расчетного прибора учета осуществляется исходя из одного из следующих критериев (в порядке убывания приоритета): в качестве расчетного принимается прибор учета, в том числе входящий в измерительный комплекс, обеспечивающий проведение измерений с минимальной величиной потерь электрической энергии от места его установки до точки поставки (при номинальных токах и напряжениях). Величина потерь электрической энергии определяется в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче; при равных величинах потерь электрической энергии от места установки такого прибора учета до точки поставки в качестве расчетного принимается прибор учета, в том числе входящий в измерительный комплекс, обеспечивающий минимальную величину погрешности измерительного канала. Погрешность измерительного канала определяется в соответствии с нормативным правовым актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче; при равенстве условий, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в качестве расчетного принимается прибор учета, позволяющий измерять почасовые объемы потребления (производства) электрической энергии, в том числе входящий в измерительный комплекс; при равенстве условий, указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, в качестве расчетного принимается прибор учета, входящий в состав автоматизированной информационно-измерительной системы учета.
Из п.157 Основных положений, прибор учета, не выбранный в соответствии с пунктом 156 настоящего документа в качестве расчетного прибора учета, является контрольным прибором учета и в случаях, указанных в настоящем разделе, используется в качестве расчетного прибора учета для определения объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке.
Судом установлено, что ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. являются собственниками (общая долевая собственность, по ? доли у каждого) земельного участка по адресу: <адрес> на оснвоании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 91).
ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. являются собственниками (общая долевая собственность, по ? доли у каждого) жилого дома, площадью 140 кв.м., по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ от Мусабекова С.Е. в адрес ПАо «Пермэнергосбыт» направлено заявление, в котором он просил заключить договор электроснабжения на частный дом по адресу: <адрес>, кадастровый № (л.д. 14).
ДД.ММ.ГГГГ между Мусабековым С.Е. и ПАО «Пермэнергосбыт» заключен договор энергоснабжения для бытовых нужд №
Представлен акт № (замены) 1-фазного электросчетчика от ДД.ММ.ГГГГ, лицевой счет № адрес: <адрес>, потребитель: ФИО9 (л.д.77).
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Пермэнергосбыт» и Коноваловой – Мусабековой Л.Ю., являющейся законным представителем несовершеннолетних собственников ФИО2 и ФИО5 заключен договор электроснабжения для бытовых нужд №. Согласно п.1.3 договора, электрическая энергия поставляется в жилое помещение (жилой дом), по адресу: <адрес>.
В материалы дела представлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ о замене (демонтаже), проверке, допуске в эксплуатацию измерительного комплекса, из содержания которого следует, что договор №, потребитель Мусабеков С.Е., установлен прибор по адресу <адрес>, кадастровый №, установлен прибор учета Миртек -12, на опоре 0,2 заводской № ( л.д. 16)
В материалы дела представлен акт от ДД.ММ.ГГГГ о замене (демонтаже), проверке, допуске в эксплуатацию измерительного комплекса, из содержания которого следует, что потребитель Мусабеков С.Е., установлен прибор по адресу <адрес>,кадастровый №, установлен прибор учета Миртек -12, на опоре ВЛ 0,2 заводской № ( л.д. 17)
Имеется постановление Администрации Оверятского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № об уточнении адреса жилого дома, кадастровый №, <адрес> и уточнить адрес земельного участка с кадастровым номером № соответственно адресу дома.
По адресу: <адрес>, д. малые Шабуничи, <адрес> ежемесячно выставлялись счета (квитанции) на оплату ( л.д. 17 оборот, 19)
ДД.ММ.ГГГГ Мусабекову С.Е. направлено уведомление об оплате суммы долга за услуги ЖКХ и о прекращении подачи электроэнергии по адресу: д. Малые Шабуничи, <адрес> ( л.д. 18).
Согласно заявке № заказчик: Закамское отделение, исполнитель: Краснокамский РЭС, требуется с ДД.ММ.ГГГГ произвести полное ограничение электрической энергии потребителю Мусабекову С.Е., номер №; по адресу: <адрес>, тип счетчика Миртек-12-РУ-SP1-A1R1-230-5-60A (л.д.21).
Из представленного акта № следует, что ДД.ММ.ГГГГ было введено ограничение режима потребления электрической энергии в частном доме по адресу: <адрес>. №, потребителю Мусабекову С.Е., номер договора №; тип счетчика Миртек-12-РУ-SP1-A1R1-230-5-60A (л.д.21).
Согласно заявке № на восстановление подачи электрической энергии, заказчик Закамское отделение, Краснокамский участок; Исполнитель; Центральные электрические сети, Краснокамский РЭС, требуется с ДД.ММ.ГГГГ подключение электрической энергии потребителю Мусабекову С.Е., основание рассрочка, по адресу: <адрес>, № (л.д. 22).
Согласно акту № на восстановление подачи электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГ, настоящий акт подтверждает, что было произведено восстановление подключение электрической энергии потребителю Мусабекову С.Е. ( л.д. 22).
Согласно заявке № на восстановление подачи электрической энергии, заказчик Закамское отделение, Краснокамский участок; Исполнитель; Центральные электрические сети, Краснокамский РЭС, требуется с ДД.ММ.ГГГГ произвести полное ограничение потребителю Мусабекову С.Е. в частном доме по адресу: <адрес>, №, номер договора №; тип счетчика Миртек-12-РУ-SP1-A1R1-230-5-60A. Основание задолженность по оплате электроэнергии.
Согласно акту № о введении ограничения режима потребления электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГ, настоящий акт подтверждает, что было произведено полное (частичное) ограничение поставки электроэнергии потребителю Мусабекову С.Е. в частном доме по адресу: <адрес>, № номер договора №; тип счетчика Миртек-12-РУ-SP1-A1R1-230-5-60A. Основание задолженность по оплате электроэнергии ( л.д. 27).
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №1 Краснокамского судебного района Пермского края вынесен судебный приказ № о взыскании с Мусабекова С.Е. в пользу ПАО «Пермэнергосбыт» задолженности за потребленную электрическую энергию за период с апреля 2020 в сумме 39 930 руб, расходов по оплате государственной пошлины в размере 698,95 руб., который отменен определением мирового судьи судебного участка №1 Краснокамского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с поступившими возражениями должника.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №1 Краснокамского судебного района Пермского края вынесен судебный приказ № о взыскании с Мусабекова С.Е. в пользу ПАО «Пермэнергосбыт» задолженности за потребленную электрическую энергию за период с мая 2020 в сумме 19 635,49 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 392,71 руб., который отменен определением мирового судьи судебного участка №1 Краснокамского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с поступившими возражениями должника.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №1 Краснокамского судебного района Пермского края вынесен судебный приказ № о взыскании с Мусабекова С.Е. в пользу ПАО «Пермэнергосбыт» задолженности за потребленную электрическую энергию за период с сентября 2020 по декабрь 2020 года в сумме 45613,52 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 784,20 руб., который отменен определением мирового судьи судебного участка №1 Краснокамского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с поступившими возражениями должника.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №1 Краснокамского судебного района Пермского края вынесен судебный приказ № о взыскании с Мусабекова С.Е. в пользу ПАО «Пермэнергосбыт» задолженности за потребленную электрическую энергию за период с января 2021 по май 2021 года в сумме 46 580,10 руб., пени 2247,46 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 798,70 руб., который отменен определением мирового судьи судебного участка №1 Краснокамского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с поступившими возражениями должника.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №1 Краснокамского судебного района Пермского края вынесен судебный приказ № о взыскании с Мусабекова С.Е. в пользу ПАО «Пермэнергосбыт» задолженности за потребленную электрическую энергию за период с июня 2021 по сентября 2021 года в сумме 10 376,93 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 207,54 руб., который отменен определением мирового судьи судебного участка №1 Краснокамского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с поступившими возражениями должника.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №1 Краснокамского судебного района Пермского края вынесен судебный приказ № о взыскании с Мусабекова С.Е. в пользу ПАО «Пермэнергосбыт» задолженности за потребленную электрическую энергию за период с октября 2021 по апрель 2022 года в сумме 84698,88 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 1307,48 руб., который отменен определением мирового судьи судебного участка №1 Краснокамского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с поступившими возражениями должника.
Судом установлено и подтверждено исследованными материалами дела, что ответчики ненадлежащим образом исполняли обязанность по внесению оплаты за коммунальные услуги, в результате чего образовалась задолженность по оплате электрической энергии за период с апреля 2020 по апрель 2022 в размере 84 641, 08 руб., что подтверждено представленными расчетами в актах сверки, где указано нормативы и объемы потребления электроэнергии ответчиками в спорный период времени. Суд считает возможным согласиться с указанным расчетом, поскольку он является достоверным, арифметически верным и соответствует требованиям законодательства. Иного расчета суду не представлено.
Обоснованность начисления ПАО «Пермэнергосбыт» платы за коммунальные услуги по электроэнергии, до прекращения подачи электроэнергии, и после его восстановления достаточными и достоверными доказательствами стороной ответчика не опровергнута, не имеется их и в материалах дела.
Также имеются основания для взыскания неустойки за несвоевременную уплату коммунальных услуг.
Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно (п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, законом предусмотрена ответственность за несвоевременную оплату услуг установленных договором за каждый день просрочки.
Статья 330 ГК РФ признает неустойкой определенную законом или договором денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Согласно части первой статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательства является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против злоупотребления кредитором своим правом на свободное определение размера неустойки. В норме ч. 1 ст. 333 ГК РФ заложена обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и отрицательными последствиями, наступившими для кредитора в результате нарушения обязательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, в период действия указанного моратория неустойки не подлежат начислению. Таким образом, в период с 01.04.2022 по 01.10.2022 неустойка не подлежит начислению.
Учитывая компенсационный характер неустойки, которая является отражением минимального размера потерь, понесенных истцом в связи с неисполнением должником (ответчиком) обязательств и не может являться средством извлечения прибыли и обогащения, суд считает, что сумма неустойки, предъявленная к ответчикам является завышенной, явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств, в связи с чем, суд ограничивает размер неустойки (пени) до 9027,57 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 117 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354, исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:
а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами; (пп. "а" в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
Пунктом 118 Правил установлено, что под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.02.2014 N 112, от 22.05.2019 N 637)
В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности. В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
Пунктом 119 Правил установлено, что если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке: (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.07.2019 N 897)
а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи; (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.07.2019 N 897)
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;
в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения. (п. 119 в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
Пунктом 120 Правил установлено, что предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте 117 настоящих Правил, полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги в порядке и размере, которые установлены Правительством Российской Федерации, или заключения соглашения о порядке погашения задолженности и оплаты указанных расходов, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента. (п. 120 в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
Согласно пункту 121 Правил, ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 121(1) Правил, расходы исполнителя, связанные с введением ограничения, приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги потребителю-должнику, подлежат возмещению за счет потребителя, в отношении которого осуществлялись указанные действия, в размере, не превышающем 3 тыс. рублей в совокупности. (п. 121(1) введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498; в ред. Постановления Правительства РФ от 13.07.2019 N 897)
Таким образом, из смысла вышеприведенных норм права в их системной взаимосвязи следует, что исполнитель, оказывающий коммунальные услуги, вправе ограничить, а впоследствии приостановить, предоставление указанных услуг потребителю при наличии у него значительной задолженности по оплате соответствующих услуг, в порядке, установленном вышеуказанными правилами, с обязательным соблюдением процедуры уведомления.
Анализируя и оценивая указанные письменные доказательства, суд в соответствии со ст.67 ГПК РФ, приходит к выводу о том, что в материалы дела представлены достаточные доказательства надлежащего исполнения истцом и соблюдения процедуры приостановления коммунальных услуг.
Кроме того, истцом представлены достаточные и достоверные доказательства, что указанная в уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ задолженность в размере 89 470,83руб. превышает сумму 2 месячных размеров платы за данную коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Материалами дела подтверждается, что задолженность ответчиков по оплате электроэнергии на дату получения уведомления от 02.04.2021 превышала сумму, указанную в пункте 118 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, что правомерно было квалицировано ответчиком как неполная оплата истцом как потребителем указанной коммунальной услуги применительно к пункту 117 данных Правил.
Тариф на электроэнергию действовавший на момент вручения уведомления - 2 рубля 96 копеек был утвержден п.2.1. постановления министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 20.12.2018 № 40-Э п. 2.1 (для одноставочного тарифа применяемого при расчете норматива).
Суду не представлено доказательств того, что ответчиками задолженность по оплате коммунальных услуг погашена в полном объеме.
Также истцом заявлены требования о возмещении расходов затраты, связанные с введением ограничения режима потребления электроэнергии в размере 4850 руб. (2870 от ДД.ММ.ГГГГ и 1980 руб. от ДД.ММ.ГГГГ).
Суд, считает, что данные требования являются законными и обоснованными, подлежит взысканию с ответчиков, поскольку представлен расчет истца о несении данных расходов, в связи с ограничением режима потребления электроэнергии, который обосновывает несение расходов, сумма заявленных требований не превышает 3 000 рублей, в соответствии с пунктом 121(1) Правил, и предусмотрены указанной нормой.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В порядке ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 3200, 38 руб.
С учетом вышеизложенного, суд считает исковые требования ПАО «Пермэнергосбыт» обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации (далее– СК РФ) родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.
Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий (ст. 64 СК РФ).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», в случае, если собственником жилого помещения (доли) является несовершеннолетний, то обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг несут его родители независимо от факта совместного с ним проживания (ст. ст. 21, 26, 28 ГК РФ и ст. ст. 56, 60, 64 СК РФ).
Вместе с тем несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При недостаточности у несовершеннолетнего средств обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг субсидиарно возлагается на его родителей. ( ст.26 ГК РФ)
Учитывая, что ответчики ФИО2, ФИО5 являлись несовершеннолетними в период образования задолженности, самостоятельного дохода не имеют, в связи с чем, задолженность по заявленным исковым требованиям подлежит взысканию с их законных представителей Мусабекова С.Е. и Храмцовой Л.Ю. в солидарном порядке.
Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ПАО "Пермская энергосбытовая компания", удовлетворить.
Взыскать с ФИО2, ФИО5 в лице законных представителей Мусабекова С.Е., Храмцовой Л.Ю. в солидарном порядке в пользу ПАО «Пермэнергосбыт» сумму задолженности за потребленную электрическую энергию в частном доме по адресу: <адрес> № в размере 84 641,08 руб. за период с апреля 2020 по апрель 2022, пени 9027,57 руб., возмещение затрат, связанных с введением ограничения режима потребления электроэнергии в сумме 4850, а также расходы по оплате государственной полшины в сумме 3200, 38 руб.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья А.В. Щербакова