Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-299/2024 ~ М-268/2024 от 27.06.2024

№ 2-299/2024

64RS0035-01-2024-000444-96

Решение

именем Российской Федерации

23 июля 2024 года                                                              р. п. Степное

Советский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Степановой О.В.,

при секретаре Якименко Е.Н.,

с участием помощника прокурора <адрес> Великановой Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ - СОШ р.<адрес> о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия,

установил:

прокурор <адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Советский районный суд <адрес> с иском о признании незаконным бездействия МБОУ - СОШ р.<адрес> и обязании совершить определенные действия, указывая, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения федерального законодательства в деятельности образовательных учреждений района, по результатам которой установлено следующее.

Так, согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» социальная инфраструктура для детей — система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается, в том числе, на принципе приоритета жизни и здоровья человека.

Пунктами 15, 22 ч. 3 ст. 27 Закона, предусмотрено, что к компетенции образовательной организации относит, в том числе, создание необходимых условий для охраны здоровья обучающихся и работников образовательной организации, а также иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В п. 2.5.3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» установлено, что стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Письмом Минкомсвязи России от ДД.ММ.ГГГГ № ЛБ-С-088-8929                                     «О направлении методических рекомендаций» разработаны «Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по обеспечению комплексной безопасности».

Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по обеспечению комплексной безопасности разработаны рабочей группой по вопросам совершенствования государственной политики в сфере развития информационного общества Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству совместно с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Методические рекомендации направлены на реализацию основных направлений действующего законодательства, по вопросам комплексной безопасности обучающихся в общеобразовательных организациях Российской Федерации.

Задачи методических рекомендаций заключаются, в том числе в повышении эффективности организационно-технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников общеобразовательного процесса с учетом опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов в данной сфере.

В разделе «Здание и помещения общеобразовательной организации» указаны требования к помещениям общеобразовательной организации, согласно которым потолки и стены всех помещений общеобразовательной организации должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств (допускается оборудование подвесных потолков).

Согласно ст. 296 ГК РФ учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества.

В соответствии с п. 2.4.1 договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления, заключенного с образовательным учреждением, данное учреждение обязано обеспечить сохранность закрепленного имущества, его эффективное использование, осуществлять эксплуатацию в соответствии с установленными нормами и правилами, своевременно производить текущий и капитальный ремонт.

По результатам проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в кабинетах №, 11, 24 на стенах имеются трещины и сколы, которые препятствуют проведению их уборки влажным способом с применением дезинфицирующих средств, а в кабинетах №, 15, 22, 29 имеются порывы линолеума, вследствие чего при падении обучающиеся могут получить травмы.

Таким образом, необходимо проведение мероприятий по недопущению нарушений санитарно-эпидемиологических требований, в том числе своевременное проведение работ по надлежащей эксплуатации сооружения, являющегося муниципальной собственностью, в целях недопущения причинения ущерба имуществу, вреда здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних обучающихся.

Как указывает заявитель, данный факт свидетельствует о том, что должностными лицами образовательного учреждения надлежащая работа по соблюдению безопасности эксплуатации сооружения общеобразовательного учреждения, не велась.

Далее, в соответствии со ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся, а также материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Согласно п. 24 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу основного общего образования, должно иметь необходимые для обеспечения образовательной, административной и хозяйственной деятельности: спортивные сооружения (комплексы, залы, бассейны, стадионы, спортивные площадки, тиры, оснащенные игровым, спортивным оборудованием и инвентарем); административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием, в том числе для организации учебного процесса с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности.

В силу ч. 1, 2 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 329-ФЗ                               «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» образовательные организации с учетом местных условий и интересов, обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.

Организация физического воспитания и образования в образовательных организациях включает в себя: проведение обязательных занятий физической культурой и спортом в пределах основных образовательных программ, а также дополнительных (факультативных) занятий физической культурой и спортом в пределах дополнительных общеобразовательных программ; создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся.

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ВП-П16-6917 Министерство образования и науки Российской Федерации разработало примерный перечень и характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений.

В силу п. 16 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации относится создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.

Истец указывает, что, в нарушение вышеуказанных положений надлежащие условия для занятия обучающимися физической культурой и спортом в общеобразовательном учреждении не обеспечены, а именно не обеспечено оснащение учебного процесса уроков физической культуры следующим учебно-практическим оборудованием, инвентарем: мячом волейбольным, сеткой волейбольной, ракетками для бадминтона, струнами для бадминтона, воланами для бадминтона, скакалкой гимнастической, обручем гимнастическим, мячом футбольным, гранатой спортивной для метания.

По мнению заявителя, нарушаются права несовершеннолетних на доступность образования. Выявленные нарушения требований законодательства о доступности и бесплатности образования, являются недопустимыми и требуют незамедлительного устранения.

В связи с несоблюдением требований законодательства в сфере доступности и бесплатном образовании прокуратурой района вносилось представление в адрес образовательного учреждения, в котором указывалось на необходимость устранить выявленные нарушения, однако в ходе контрольной проверки установлено, что по состоянию на дату подачи искового заявления указанные нарушения не устранены.

Изложенные обстоятельства, явились основанием для обращения прокурора в суд с требованиями о признании незаконным бездействия МБОУ - СОШ р.<адрес> и обязании привести помещения кабинетов образовательного учреждения в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, обеспечении оснащением учебного процесса уроков физической культуры учебно-практическим оборудованием.

                В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Великанова Е.С. исковые требования поддержала в полном объеме и просил их удовлетворить.

Ответчик - МБОУ - СОШ р.<адрес>, в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представили заявление о признании иска в полном объеме и рассмотрении дела в отсутствии их представителя, последствия признания иска, ответчику понятны. Заявление приобщено к материалам дела.

Третье лицо - Управление образования администрации Советского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представило заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Изучив представленное исковое заявление, заслушав пояснения истца, представленные заявления, исследовав доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 39 ГК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Статьей 173 ГПК РФ предусмотрено, что заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.

Как следует из представленных суду документов, ответчик исковые требования признал полностью, признание иска выражено им добровольно, осознанно, в адресованном суду заявлении, которое приобщено к материалам дела, оно не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В соответствии со ст. 173 ГПК РФ ответчику понятны последствия признания иска и принятие его судом, о чем указано в его письменном заявлении.

В связи чем, суд принимает признание исковых требований ответчиком и считает возможным удовлетворить исковые требования в полном объёме, что будет отвечать правам и интересам лиц, привлеченных к участию в процессе.

Статья 198 ГПК РФ предусматривает, что в случае признания иска ответчиком, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Учитывая изложенные обстоятельства, приведенные выше положения закона, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора законны и обоснованы, и считает возможным принять признание иска ответчиком и удовлетворить исковые требования в полном объёме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

решил:

исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МБОУ - СОШ р.<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.

Обязать МБОУ - СОШ р.<адрес> привести помещения кабинетов №№ 7, 11, 24, 13, 15, 22, 29 образовательного учреждения в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, обеспечить оснащение учебного процесса уроков физической культуры следующим учебно-практическим оборудованием, инвентарем: мячом волейбольным, сеткой волейбольной, ракетками для бадминтона, струнами для бадминтона, воланами для бадминтона, скакалкой гимнастической, обручем гимнастическим, мячом футбольным, гранатой спортивной для метания.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Советский районный суд.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий                                                                     О. В. Степанова

2-299/2024 ~ М-268/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура СР СО
Ответчики
МБОУ СОШ рп. Пушкино СР СО
Другие
Управление образования Администрации
Суд
Советский районный суд Саратовской области
Судья
Степанова Ольга Викторовна
Дело на сайте суда
sovetsky--sar.sudrf.ru
27.06.2024Регистрация административного искового заявления
27.06.2024Передача материалов судье
01.07.2024Решение вопроса о принятии к производству
01.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2024Подготовка дела (собеседование)
22.07.2024[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
22.07.2024Судебное заседание
24.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2024Дело оформлено
11.09.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее