Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тулун 24 июля 2023 г.
Тулунский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Мицкевича А.О., при секретаре Мурашовой А.П., с участием истца Шаяхматова С.В., представителя ответчика Администрации Тулунского муниципального района Егоровой Р.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1343/2023 (УИД 38RS0023-01-2023-001580-92) по иску Шаяхматова Сергея Васильевича к Администрации Тулунского муниципального района о взыскании суммы не полностью выплаченной заработной платы, процентов за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Шаяхматов С.В. обратился в суд с иском к ответчику Администрации Тулунского муниципального района с требованиями о взыскании суммы не полностью выплаченной заработной платы в размере 123207,82 рублей, процентов за задержку выплаты заработной платы в размере 12813,61 рублей, компенсации морального вреда в размере 20000 рублей. В обоснование иска указал, что распоряжением Администрации Тулунского муниципального района №54-рк от 09.02.2017 он с 07.02.2017 назначен на должность заместителя мэра Тулунского муниципального района с оплатой согласно штатному расписанию. Согласно штатному расписанию, утвержденному 18.03.2022 его оклад составляет 10936 рублей, итого в месяц 124232,96 рублей. Распоряжением Администрации Тулунского муниципального района от 07.12.2022 №1103-рг заработная плата увеличена, в результате чего по штатному расписанию в период с 01.07.2022 по 31.12.2022 его оклад составил 20232 рублей, итого в месяц 160237,44 рублей. С 15.09.2022 он уволен с занимаемой должности по п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ, перерасчет его заработной платы осуществлен не был, задолженность составила 123207,82 рублей. 10.01.2023 он обратился к мэру Тулунского муниципального района с просьбой произвести перерасчет его заработной платы и выплатить заработную плату, до настоящего времени данные действия выполнены не были. Письмом от 06.02.2023 Администрация Тулунского муниципального района отказалась ему производить перерасчет заработной платы и выплачивать задолженность. Считает, что работодатель незаконно задержал выплаты причитающихся ему денежных средств. Просит суд о взыскать с ответчика суммы не полностью выплаченной заработной платы в размере 123207,82 рублей, проценты за задержку выплаты заработной платы в размере 12813,61 рублей, компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.
В судебном заседании истец Шаяхматов С.В. обстоятельства, изложенные в иске, подтвердил, на удовлетворении заявленных исковых требований настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Тулунского муниципального района Егорова Р.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд в удовлетворении иска отказать в полном объеме, представив письменные возражения. Дополнительно пояснив, что решением Думы Тулунского муниципального района от 29.11.2022 №375 внесены изменения в Положение об условиях оплаты труда муниципальных служащих Тулунского муниципального района, в том числе в части изменения размера ежемесячного денежного поощрения в сторону уменьшения. У муниципальных служащих изменились условия оплаты труда, решением Думы изменена система оплаты труда. Поскольку трудовой договор с Шаяхматовым С.В. по состоянию на 29.11.2022 был прекращен, вопрос об изменении условий трудового договора не ставился, все трудовые обязательства в отношении Шаяхматова С.В. на момент увольнения работодатель выполнил. На момент изменения системы оплаты труда Шаяхматов С.В. не работал в администрации района и на него Положение об оплате труда не распространялось.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав исковое заявление, возражения ответчика, представленные сторонами по делу доказательства, оценив их в соответствии с положениями ст.ст.67,59,60 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности ст.8 Всеобщей декларации прав человека, ч.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также ч.1 ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
В силу требований ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст.1 п.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, пункт 2.
При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, п.3.
Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения, пункт 4.
Согласно п.1 ст.10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В силу п.2 ст.10 ГК РФ в случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
В силу п.5 ст.10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003№23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п.3).
По смыслу ст.195 ГПК РФ и указанных выше разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении», обоснованным признается судебное решение, в котором всесторонне и полно установлены все юридически значимые для дела факты, подтвержденные доказательствами, отвечающими требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, а сами выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно ст.5 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются не только законами, но и коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Статья 22 ТК РФ предусматривает, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст.131 ТК РФ выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, выплата заработной платы может производиться в иностранной валюте.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ст.135 ТК РФ).
По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.
В соответствии со ст.22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В силу положений абз.2 ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Как установлено судом в судебном заседании, подтверждено материалами дела и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, истец Шаяхматов С.В. распоряжением мэра Тулунского муниципального района назначен на должность заместителя мэра Тулунского муниципального района с 07.02.2017 с оплатой согласно штатному расписанию, а также надбавками к должностному окладу: районная надбавка – 30%, районный коэффициент за работу в южных районах Иркутской области – 30%, классный чин - 10%, надбавка за стаж муниципальной службы – 10%.
Наличие трудовых отношения истца Шаяхматова С.В. с ответчиком подтверждается представленным суду трудовым договором от 07.02.2017, заключенным с 07.02.2017 на неопределенный срок. Договор подписан сторонами, в судебном заседании сторона не оспаривался.
Распоряжением мэра Тулунского муниципального района от 14.09.2022 №546-рк действие трудового договора от 07.02.2017 прекращены, Шаяхматов С.В. – первый заместитель мэра Тулунского муниципального района уволен 15.09.2022 по п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ (расторжение трудового договора по инициативе работника). Пунктом 2 указанного распоряжения центральной бухгалтерии администрации Тулунского муниципального района указано на необходимость произвести с Шаяхматовым С.В. окончательный расчет и произвести выплату за дни неиспользованного отпуска и единовременной выплаты к отпуску пропорционально полных отработанных календарных месяцев.
Факт трудовой деятельности Шаяхматова С.В. в качестве заместителя мэра Тулунского муниципального района (с 01.01.2018 в должности первого заместителя мэра Тулунского муниципального района) до 15.09.2022 и расторжение трудового договора по п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ подтверждается представленной суду трудовой книжкой истца.
Согласно выписке из штатного расписания муниципальных служащих Администрации Тулунского муниципального района на период с 01.04.2022, утвержденного распоряжением Администрации Тулунского муниципального района 18.03.2022 №140-рг, должность первого заместителя мэра определена в количестве 1 единицы, с окладом 10936 рублей, надбавка за классный чин 3280,80 рублей, особые условия – 16404 рублей, секретность – 1093,60 рублей, выслуга лет – 1640,40 рублей, ежемесячное денежное поощрение 44290,80 рублей, процентная надбавка 30% - 23293,68 рублей, районный коэффициент 30% - 23293,68 рублей, итого в месяц 124232,96 рублей.
В силу положений ст.140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
Истцом суду предоставлены расчетные листы, справка о доходах (начислениях), согласно которым доход Шаяхматова С.В. (первый заместитель мэра Администрации Тулунского муниципального района) за период с 01.01.2022 по 30.09.2022 составил *** рублей: январь – *** рублей, февраль – *** рублей, март – *** рублей, апрель - *** рублей, май - *** рублей, июнь - *** рублей, июль - *** рублей, август *** рублей, сентябрь *** рублей. В сентябре расчет произведен в том числе в связи с увольнением с компенсацией отпуска и единовременной выплатой к отпуску, имеется указание на отсутствие долга за предприятием.
Исходя из пояснений истца, представителя ответчика, представленных сторонами доказательств по делу, суд приходит к выводу, что истцу в связи с прекращением с ним трудовых отношений 15.09.2023 (по инициативе работника п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ) работодателем осуществлена выплата всех сумм, причитающихся работнику в день его увольнения, доказательств обратного суду не представлено.
Решением Думы Тулунского муниципального района от 29.11.2022 №375 внесены изменения в Положение об условиях оплаты труда муниципальных служащих Тулунского муниципального района в соответствии с которыми с 01.07.2022 согласно приложению №1 к вышеуказанному Положению размер должностного оклада первого заместителя мэра составляет 20232 рублей, размер ежемесячного денежного поощрения составляет 2,0 – 5,0 окладов.
Вместе с тем, судом установлено, что изменился размер ежемесячного денежного поощрения в сторону уменьшения, изменился абзац 2 п.3.3 раздела 3 «Дополнительные выплаты и их порядок применения, п.4.1 раздела 4 «Норматив формирования расходов на оплату труда и формирование фонда оплаты труда», приложение *** к положению.
Пунктом 2 указанного Решения думы установлено, что настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.07.2022.
Истцом суду предоставлена выписка из штатного расписания муниципальных служащих Администрации Тулунского муниципального района, утвержденного распоряжением Администрации Тулунского муниципального района 07.12.2022 №1103-рг, в котором предусмотрена должность первого заместителя мэра и определена в количестве 1 единицы, с окладом 20232 рублей, надбавка за классный чин 6069,60 рублей, особые условия – 10116 рублей, секретность – 2023,20 рублей, выслуга лет – 3034,80 рублей, ежемесячное денежное поощрение 58672,80 рублей, процентная надбавка 30% - 30044,52 рублей, районный коэффициент 30% - 30044,52 рублей, итого в месяц 160237,44 рублей.
Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (части 3, 4 статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом споре прямо предусмотрено действие решения Думы Тулунского муниципального района от 29.11.2022 №375 на правоотношения, возникшие 01.07.2022.
Суду предоставлен ответ мэра Тулунского муниципального района от 10.01.2023 на заявление Шаяхматова С.В. о перерасчете заработной платы за период с 01.07.2022, из которого следует, что осуществить перерасчет в соответствии с действующими нормами трудового кодекса не представляется возможным, поскольку решением Думы изменена система оплаты труда. В связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора на основании ст.72 ГК РФ с действующими работниками были заключены дополнительные соглашения к трудовому договору. Поскольку трудовой договор был прекращен по состоянию на 29.11.2022, трудовые отношения отсутствовали, то применение новой системы оплаты труда невозможно.
Суду представлен ответ Государственной инспекции труда в Иркутской области от 05.04.2023 №38/7-1041-23-ОБ/10-1376-ОБ/68-57 на обращение Шаяхматова С.В. от 21.03.2023, из содержания которого следует, что заявителю рекомендовано обратиться в суд с исковым заявлением. Вместе с тем, инспекцией проведен анализ жалобы Шаяхматова С.В., в результате которого главный государственный инспектор труда указал, что работодатель обязан произвести ему доначисление заработной платы с 01.07.2022, а также о том, что работодателю направлено предостережение о соблюдении ст.ст.2,139 ТК РФ.
Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из следующего.
Частью 1 ст.8 ТК РФ определено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Как установлено судом в судебном заседании, истец Шаяхматов С.В. в период с 07.02.2017 по 31.12.2017 занимал должность заместителя мэра Тулунского муниципального района администрации Тулунского муниципального района, с 01.01.2018 до 15.09.2022 должность первого заместителя мэра Тулунского муниципального района администрации Тулунского муниципального района.
Согласно ст.2 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (ч.1 ст.10 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ»).
В силу ч.7 ст.11 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативно правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной и муниципальной службе.
В силу ч.2 ст.3 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Общие принципы оплаты труда муниципального служащего, а также гарантии, предоставляемые муниципальному служащему, указаны в главе 6 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
В соответствии с положениями ч.2 ст.22 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст.42 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Пунктом 2 ст.53 указанного Федерального закона предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Правовое регулирование отдельных вопросов муниципальной службы в Иркутской области осуществляется Законом Иркутской области от 15.10.2007 №88-ОЗ «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области».
Согласно положениям ст.10 Закона Иркутской области от 15.10.2007 №88-ОЗ «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» оплата труда муниципального служащего осуществляется с учетом соотносительности основных условий оплаты труда муниципальных служащих и государственных гражданских служащих области и производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также следующих дополнительных выплат: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин; 1 (1)) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих (пункт 1).
Решением Думы Тулунского муниципального района от 29.03.2016 №224 утверждено Положение об условиях оплаты труда муниципальных служащих Тулунского муниципального района.
Решением Думы Тулунского муниципального района от 29.11.2022 №375 внесены изменения в Положение об условиях оплаты труда муниципальных служащих Тулунского муниципального района в соответствии с которыми с 01.07.2022 согласно приложению №1 к вышеуказанному Положению размер должностного оклада первого заместителя мэра составляет 20232 рублей, размер ежемесячного денежного поощрения составляет 2,0 - 5,0 окладов.
Согласно п.1.2 Положения об условиях оплаты труда муниципальных служащих Тулунского муниципального района Положения распространяются на муниципальных служащих органов местного самоуправления Тулунского муниципального района, замещающих должности муниципальной службы.
Вместе с тем, судом в судебном заседании установлено, что на дату принятия решения Думы Тулунского муниципального района от 29.11.2022 №375 трудовые отношения с Шаяхматовым С.В. были прекращены.
В соответствии со ст.56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
Абзацем 5 ч.2 ст.57 ТК РФ к обязательным условиям, подлежащим включению в трудовой договор, отнесены условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Согласно ч.1 ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст.134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Правовая природа выплат, установленная решением Думы Тулунского муниципального района от 29.11.2022 №375, связана не с обязанностью индексации заработной платы, а связана с изменением системы оплаты труда.
Согласно ч.1 ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме (ст.72 ТК РФ).
Принимая во внимание, что действие трудового договора, заключенного между истцом Шаяхматовым С.В. и ответчиком Администрацией Тулунского муниципального района прекращено по инициативе работника (по собственному желанию), то и трудовые отношения прекращены, в связи с чем каких-либо дополнительных соглашений между сторонами относительно изменений условий оплаты труда в части размера должностного оклада, иных условий заработной платы не заключалось.
С учетом установленных судом в судебном заседании юридически значимых обстоятельств, суд приходит к выводу, что оснований для перерасчета истцу Шаяхматову С.В. заработной платы после прекращения 15.09.2022 с ним трудовых отношений, как и начисление ему заработной платы за период с 01.07.2022 по 15.09.2022, с учетом принятого решения Думы Тулунского муниципального района от 29.11.2022 №375, у ответчика не имелось, более того, действующее законодательство не позволяет его сделать и в судебном порядке, поскольку правовых оснований для этого не имеется.
Доводы истца о необходимости произведения перерасчета его заработной платы после прекращения с ним трудового договора 15.09.2022, в соответствии с решением Думы Тулунского муниципального района от 29.11.2022 №375, суд находит основанными на неверном понимании действующего законодательства, в связи с чем законных и обоснованных оснований для удовлетворения требований иска Шаяхматова С.В. о взыскании не полностью выплаченной заработной платы не имеется.
С учетом того, что суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении основных требований истца Шаяхматова С.В., суд также полагает необходимым отказать истцу в удовлетворении производных от основного требования исковых требований: о взыскании компенсации за задержку заработной платы, поскольку такой задержки судом не установлено, и компенсации морального вреда, так как нарушений прав работника действиями ответчика – работодателя судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Шаяхматова Сергея Васильевича к Администрации Тулунского муниципального района о взыскании суммы не полностью выплаченной заработной платы, процентов за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Тулунский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.О. Мицкевич
Мотивированное решение суда составлено 31.07.2023
Судья А.О. Мицкевич