Дело №2-211/2022 УИД 21RS0012-01-2022-000200-83
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
23 марта 2022 года село Моргауши
Моргаушский районный суд Чувашской Республики-Чувашии под председательством судьи Турхан А.Н.,
при секретаре судебного заседания Ивановой С.Ю.,
с участием помощника прокурора Моргаушского района Чувашской Республики Кудряшова К.В.,
представителя ответчика МБОУ «Юськасинская СОШ» Яковлева Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Моргаушского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Юськасинская средняя общеобразовательная школа» Моргаушского района Чувашской Республики, отделу образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики о возложении обязанности по осуществлению физической охраны объекта (территории),
установил:
Прокурор Моргаушского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Юськасинская средняя общеобразовательная школа» Моргаушского района Чувашской Республики, отделу образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики о возложении обязанности по осуществлению охраны объекта (территории) путем заключения договора с привлечением сотрудников частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в течение 1 года после вступления в законную силу решения суда.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Моргаушского района Чувашской Республики проведена проверка исполнения МБОУ «Юськасинская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики требований законодательства об образовании и противодействии терроризму.
В ходе проверки установлено, что в нарушение Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), охрана школы обеспечивается техническим персоналом и сторожами.
Поскольку обязанность по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности возложена на органы местного самоуправления, считает, что допущенные нарушения требований законодательства по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создает угрозу жизни и здоровья указанных лиц от террористического вмешательства, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.
В судебном заседании помощник прокурора Моргаушского района Чувашской Республики Кудряшов К.В. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить.
Представитель ответчика МБОУ «Юськасинская СОШ» Яковлев Ю.С. исковые требования признал, пояснил, что данная обязанность не была исполнена из-за отсутствия финансирования со стороны учредителя.
Представитель ответчика отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики Дипломатова З.Ю. просила рассмотреть дело без их участия.
Представитель третьего лица администрации Моргаушского района Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Выслушав помощника прокурора, исследовав в судебном заседании материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также лиц, которые ввиду своего возраста не в состоянии самостоятельно сделать это.
Статьей 15 Конституции Российской Федерации определено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституции Российской Федерации и законы.
В соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В пункте 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка (ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 года №1559-1) определено, что государства-участники Конвенции обеспечивают соответствие учреждений, служб и органов, ответственных за заботу о детях или их защиту, нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее- ФЗ «О противодействии терроризму») основополагающими принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательных организаций.
В соответствии с пунктами 2 и 4 части 2 статьи 5 ФЗ ««О противодействии терроризму», Правительство Российской Федерации Постановлением от 2 августа 2019 года №1006 утвердило «Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
Согласно пункту 5 Требований, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Положения Требований возлагают на руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), обязанность создать комиссию по обследованию и категорированию объекта (территории), по результатам работы которой составляется акт обследования и категорированию объекта (территории). Акт является основанием для разработки, а также неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории) (пункты 8, 15, 43, 44, 45).
МБОУ «Юськасинская СОШ» является образовательной организацией, которой присвоена 3 категория опасности.
Согласно пунктам 24 и 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности осуществляются, в том числе, мероприятия: по обеспечению охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, по оборудованию на 1-ом этаже указанного объекта помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), по оборудованию основных входов в здание, входящих в состав рассматриваемого объекта (территории), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны), по оснащению объекта (территории) стационарными или ручными металлоискателями.
Пунктом 32 Требований предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях: а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий); б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий); в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
Частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:
1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;
2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Моргаушского района Чувашской Республики проведена проверка исполнения МБОУ «Юськасинская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики требований законодательства об образовании и противодействии терроризму, в ходе которой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований охрана МБОУ «Юськасинская СОШ» обеспечивается техническим персоналом и сторожами.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес МБОУ «Юськасинская СОШ» внесено представление, при этом меры по устранению указанных нарушений по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не предприняты.
Требованиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №1006, прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.
Оценивая в совокупности представленные материалы и доказательства, суд приходит к выводу о том, что несоблюдение ответчиками требований законодательства по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения от террористического вмешательства, создает угрозу их жизни и здоровью, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на его территории.
В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах компетенции доступность медицинской помощи.
Пунктом 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, возложение на отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики обязанности по выделению необходимого дополнительного целевого финансирования для устранения образовательной организацией нарушений требования законодательства об образовании и противодействии терроризму, входит в ее компетенцию и не противоречит закону.
На основании изложенного суд находит исковые требования прокурора законными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В связи с тем, что исполнение решения суда связано с совершением определенных действий, суд полагает возможным в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определить срок исполнения в течение 1 года после вступления решения суда в законную силу. С учетом пояснений участников судебного разбирательства, суд считает указанный срок разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Юськасинская средняя общеобразовательная школа» Моргаушского района Чувашской Республики и отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики исполнить обязанность по осуществлению физической охраны объекта (территории) путем заключения договора об организации физической охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в течение 1 года после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 23 марта 2022 года.
Судья А.Н. Турхан