Дело №12-109/2021
УИД 33RS0002-01-2021-005323-60
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
8 декабря 2021 г. г. Вязники
Судья Вязниковского городского суда Владимирской области Глазкова Д.А., рассмотрев в помещении Вязниковского городского суда по адресу: <адрес>, протест заместителя Вязниковского межрайонного прокурора ФИО3 на постановление заведующего отделом охраны, защиты, надзора и контроля департамента лесного хозяйства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 8.32 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора Вязниковского филиала ГАУ ВО «Владлесхоз» ФИО1,
установил:
постановлением заведующего отделом охраны, защиты, надзора и контроля департамента лесного хозяйства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 8.32 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора Вязниковского филиалы ГАУ ВО «Владлесхоз» ФИО1 прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения.
Заместитель Вязниковского межрайонного прокурора ФИО3 обратился в суд с протестом на данное постановление, просит его отменить. В обоснование указывает на то, что при рассмотрении дела были нарушены требования статей 26.11, 29.7, 29.10, 25.1 КоАП РФ. Вина ФИО1 в совершении правонарушения заключается в бездействии со своей стороны как руководителя филиала, направленных на укомплектование Вязниковского филиала «Владлесхоз» согласно нормативам, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №р, не принял никаких мер, в частности, не написал информации (докладных записок) вышестоящему руководству об укомплектовании необходимым обеспечением противопожарными средствами и иными действиями. При этом отмечает, что требования законодательства о противопожарной безопасности в лесах ФИО1 имел возможность и обязан был соблюдать. Данные нарушения законодательства стали возможными по причинам ненадлежащего исполнения своих обязанностей.
В судебном заседании помощник Вязниковского межрайонного прокурора ФИО4 доводы протеста поддержал, просил постановление отменить как незаконное.
Должностное лицо ФИО1 просил в удовлетворении протеста отказать, постановление оставить без изменения. Обратил внимание на то, что лесопожарная станция филиала «Владлесхоз» оснащена необходимым оборудованием, специальной техникой, техническими средствами по мере поступающих объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом.
Выслушав представителя прокуратуры, ФИО1, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Материалами дела установлено, что Вязниковской межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры <адрес> в августе 2021 года проводилась проверка соблюдения Вязниковским филиалом ГАУ ВО «Владлесхоз» законодательства о пожарной безопасности в лесах, в ходе которой установлено, что в Вязниковском филиале ГАУ ВО «Владлесхоз» не соблюдаются нормативы, указанные в таблицах №№ Распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-p, а именно: не соблюдены нормативы обеспеченности пожарной техники: отсутствовали 1 трактор на гусеничном или на колесном шасси, конструктивно предназначенный для локализации и тушения лесных пожаров (ТШ1), 2 грузовых автомобиля на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 т. (АГ2), 1 вездеход (мотовездеход) общей массой до 0,6 т в комплекте с транспортным прицепом (ВМ), 1 трактор на гусеничном или колесном шасси, конструктивно предназначенный для про ведения бульдозерных работ с тяговым классом ЗОкН и более (ТБ), 1 прицепной модуль (МП), 1 седельный тягач с полуприцепом (трал) для транспортировки гусеничной и специальной техники массой от 10 до 30 т. (СТП); не соблюдены нормативы обеспеченности пожарным оборудованием: отсутствовали 2 установки высокого давления (переносные) в комплекте (В01), 2 мотопомпы (переносные) с производительностью свыше 600лlмин в комплекте (ВОЗ), 2-мобильных пожарных резервуаров (емкости) открытого типа (каркасная, надувная и пр.) (ВО5), б пожарных емкостей закрытого типа объемом до 300 л. (типа РДБ-30, РДБ-100 или аналоги) (ВОб), 1 ствол торфяной (ВО9); не соблюдены нормативы обеспеченности иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров: отсутствовали 3 пирометра (термощупа) (К1), 2 тепловизора (портативных) (К2), 1 метеостанция с лесометром полевая (карманная) (К3), 1 комплект мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (ДЛА) и (или) беспилотная авиационная система (БАС) (К5), 4 прибора спутниковой навигации (навигаторы) (Кб), 1 радиостанция укв диапазона стационарная наземного канала связи (СК2), 4 радиостанции УКВ диапазона носимая авиационного канала связи (СК5), 2 терминала спутниковой связи (СК8), 2 комплекта пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетница или сигнальные устройство, сигнальные ракеты в количестве 20 шт. (СК11); не соблюдены нормативы обеспеченности пожарным снаряжением и инвентарем: отсутствовали 12 индивидуальных полевых (тактических) рюкзака или индивидуальная разгрузочная система (ПС2), 2 спальных мешка (ПС3), 12 термоизоляционных коврика (надувных матрасов) (ПС4), 2 комплекта посуду для приготовления пищи в полевых условиях (групповой) (ПС8), 1 контейнер съемный для перевозки пожарного инвентаря (ПС10), 4 прожектора переносной световой силой не менее 1000 люмен (ПС12), 1 переносной генератор электричества мощностью 0,85-5 кВт в комплекте (СО1), 1 комплект слесарных инструментов для проведения технического обслуживания и текущего ремонта противопожарного оборудования СО3), 2 комплекта сигнальных лент или флажков (знаков) (СОб).
По результатам проверки заместителем Вязниковского межрайонного прокурора ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ в отношении директора Вязниковского филиала «Владлесхоза» ФИО1, которое направлено в Департамент лесного хозяйства администрации <адрес> для рассмотрения.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением №<данные изъяты> заведующего отделом охраны, защиты, надзора и контроля Департамента лесного хозяйства <адрес> ФИО5 данное административное дело в отношении директора Вязниковского филиала «Владлесхоз» ФИО1 прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушении.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Прекращая производство по делу, должностное лицо Департамента лесного хозяйства администрации <адрес> пришло к выводу о том, что в бездействии директора Вязниковского филиала «Владлесхоз» ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, поскольку реализация вышеуказанного распоряжения Правительства Российской Федерации в части оснащения лесопожарной техники осуществляется в рамках бюджетных ассигнований, предусмотренных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Вместе с тем суд не может согласиться с данными выводами по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) одним из основных принципов лесного законодательства РФ является обеспечение охраны и защиты лесов.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №б9-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закона №б9-ФЗ) определено, что под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
В соответствии со статьей 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров.
В силу статьи 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров и иные меры пожарной безопасности в лесах.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пунктам 5 и 7 статьи 53.l ЛК РФ обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения. и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 4 статьи 53.3 ЛК РФ утверждены нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Распоряжением Департамента Лесного хозяйства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ И2337-Р утверждено государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) ГАУ ВО «Владимирский лесхоз) на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов, объемных работ по государственному заданию.
Приказом директора ГКУ ВО «Вязниковское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ №-П утвержден реестр местоположения лесных участков по государственному заданию ГАУ ВО «Владимирский лесхоз».
Таблицами 2-5 Распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р, которые утверждены нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (Далее - Нормативы).
В ходе проверки прокуратурой в Вязниковском филиале «Владлесхоз» выявлены множественные вышеуказанные нарушения Нормативов, не обеспечение которых в Вязниковском филиале «Владлесхоз» создает угрозу несвоевременного принятия мер по пожарной безопасности в лесах.
Данные нарушения подтверждаются копиями акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №ф-3, приказа о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ №-к сведениями о лесопожарной станции Вязниковского филиала «Владлесхоз» на ДД.ММ.ГГГГ, справкой директора Вязниковского филиала «Владлесхоз» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с приказом (распоряжением) о вступлении в должность от ДД.ММ.ГГГГ №-к ФИО1 назначен на должность директора Вязниковского филиала ГАУ ВО «Владлесхоз».
Согласно доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной генеральным директором Г АУ ВО «Владлесхоз» ФИО6 директор Вязниковского филиала ФИО1 представляет интересы доверителя от имени Вязниковского филиала ГАУ ВО «Владлесхоз», осуществляет оперативное руководство финансово-хозяйственной деятельностью филиала, совершает все необходимые действия в целях сохранности имущества, находящегося на балансе филиала.
Указанные требования законодательства о противопожарной безопасности в лесах ФИО1 имел возможность и обязан был соблюдать. Данные нарушения законодательства стали возможными по причинам ненадлежащего исполнения своих обязанностей указанным должностным лицом учреждения.
Вина ФИО1 в совершении данного правонарушения заключается в бездействии, состоящем в том, что он не принял мер, выраженных в направлении заявок, ходатайств, направленных на укомплектование необходимым обеспечением противопожарными средствами и иными действиями, которые подпадают под доверенность от ДД.ММ.ГГГГ №Ф-3.
При этом ссылка на реализацию распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в части приобретения лесопожарной и лесохозяйственной техники в пределах бюджетных ассигнований не является достаточным основанием для освобождения от ответственности, однако может быть принята во внимание при определении наказания.
В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" установлено, что если нарушение правил пожарной безопасности в лесах, расположенных вне лесопарковых зеленых поясов, не повлекло возникновения лесного пожара, уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений, а также не было совершено в условиях особого противопожарного режима, такое действие (бездействие) образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
С учетом изложенного, постановление по данному делу не может быть признано законным и обоснованным, поэтому подлежат отмене.
Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности не истек, постановление должностного лица по настоящему делу на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 КоАП РФ подлежит отмене, дело об административном правонарушении - возвращению на новое рассмотрение в административный орган.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
решил:
протест заместителя Вязниковского межрайонного прокурора ФИО3 удовлетворить.
Постановление заведующего отделом охраны, защиты, надзора и контроля департамента лесного хозяйства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 8.32 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора Вязниковского филиала ГАУ ВО «Владлесхоз» ФИО1 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в отделом охраны, защиты, надзора и контроля департамента лесного хозяйства администрации <адрес>.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Вязниковский городской суд Владимирской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Д.А. Глазкова